Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский (Городков Егор Иванович)
Родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря.
Обучался в Рязанской духовной семинарии.
В 1809 году был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1814 году окончил курс академии со степенью магистра богословия и назначен преподавателем в Рязанской духовной семинарии.
В 1815 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря.
В 1817 году определен инспектором Рязанской духовной семинарии. В том же году переведен ректором в Орловскую духовную семинарию для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и назначен архимандритом Успенского монастыря в Орле.
С 1819 года – ректор Нижегородской духовной семинарии и настоятель Макариевского монастыря.
С 1821 года – настоятель Нижегородского Печерского монастыря.
20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского.
26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов.
С 30 апреля 1833 года – епископ Могилевский и Мстиславский.
26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа.
15 апреля 1837 года переведен в Рязань.
В 1841–1843 году присутствовал в Святейшем Синоде.
5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем.
Скончался 7 апреля 1862 года. Погребен в Троицкой церкви Ольгова монастыря.
Архиепископ Гавриил – просвещенный и деятельный иерарх своего времени, отличавшийся личной кротостью.
Такие черты характера способствовали тому, что после польского мятежа, по рекомендации митрополита Московского Филарета, наставника Гавриила по академии, он был назначен епископом Могилевским, «как испытанный в усердии и отличных способностей».
Будучи епископом Могилевским, преосвященный постепенно подготавливал почву для общего воссоединения униатов с Православною Церковью, а частным путем, без огласки, он присоединил таковых до 60 000 человек.
Жители Могилева (а впоследствии и Рязани) называли преосвященного Гавриила «олицетворенной кротостью », за что уважали его даже католики.
В обращении с людьми, особенно инославного исповедания, он избегал укорения. Ибо, как говорил сам преосвященный: «Укорять – значит раздражать, а раздражать – значит уменьшать способность к принятию истины».
Сама внешность архиепископа Гавриила – «благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка» – располагали в его пользу всякого.
Служил архиепископ Гавриил всегда благоговейно.
В Рязанской епархии он возобновил и благоукрасил множество храмов и построил новые.
В тяжелые для народа годы (голод 1840 года) проявил отеческое сердоболие.
Он оказал пособие голодающему духовенству и тем, кто обращался к его помощи. Архиепископ бесстрашно явился к губернатору и показал ему кусок черного, как торф, «голодного хлеба» и тем самым открыл ему глаза на страшное бедствие и побудил его ходатайствовать у правительства о денежной помощи для голодающих.
В 1848 году во время эпидемии холеры преосвященный установил особые моления и крестные ходы, в которых принимал и сам личное участие.
Заботился архиепископ Гавриил и о духовном просвещении. В 1853 году он открыл специальное училище в Рязани для девиц духовного звания. Сам же всегда интересовался наукой. Его ученик, епископ Херсонский Иннокентий (Борисов; † 1857), снабжал архиепископа Гавриила всеми новинками богословской литературы.
Не чужд он был и поэзии. Им поэтически переложен ряд псалмов и составлены духовные канты.
К современным вопросам Церкви преосвященный подходил путем историческим, «с осторожностью и осведомленностью ученого». С особенной лаской относился преосвященный Гавриил к детям. Во времена суровой педагогики он провозглашал, что «дети любят ласковое с ними обхождение, ласковость смягчает сердца и загрубелые».
При всяком переводе его «смущало неустройство места», казалось «искушением » разлука с родными; ему казалось, что его переводят в наказание...
И такому уравновешенному человеку, как митрополит Московский Филарет, стоило немалого труда успокаивать мятущийся дух Гавриила, ставя ему на вид убедительные истины вроде того, что «близость родных более стесняет, нежели облегчает архиерея», или «что архиерею брать к себе брата – значит брать искушение».
Уход на покой архиепископа Гавриила был вызван нелепым случаем, имевшим место во время посещения преосвященным Казанского девичьего монастыря.
Во время трапезы у игуменьи монастыря в горницу вошел неизвестный человек (как впоследствии выяснилось, умалишенный). Он направился в сторону владыки, как бы за благословением.
Преосвященный сам встал навстречу ему. Как только владыка хотел благословить незнакомца, тот сильно ударил святителя по голове, так что последний упал на пол.
Этот случай оставил у преосвященного Гавриила тяжелое впечатление.
Московский митрополит Филарет, выражая преосвященному свое сочувствие, написал: «По рассуждению древнего философа, ударом от осла не должно тревожиться». Однако тяжелое чувство не покидало архиепископа Гавриила. Он ушел на покой и поселился в древнем Ольговом монастыре, в 12 верстах от Рязани, где проводил время в молитве и делах благотворения.
При своей телесной немощи владыка собственноручно вырыл себе могилу.
В хорошую летнюю пору он подолгу просиживал перед стенами обители, устремив свой взор на любимую Рязань. Здесь в монастыре он скончался и погребен.
Местные жители рассказывали, что по молитвам покойного архипастыря прекратились обвалы берега, и монастырю перестала угрожать опасность разрушения.
Труды: Слова и речи. – М., 1860.
Собственноручные автобиографические записки преосвященного Гавриила // Странник. – 1864.
Послания и надписи // Странник. – 1864.
Шесть писем к обер-прокурору С. Д. Нечаеву // Старина и Новизна. – 1905, кн. 9. – С. 239.
Речь в Библейском обществе // Отчет общества за 1821 год.
Переложение 29-го псалма (в рукописи).
Литература: Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 86, 106, 231–233.
Титов А. А. Троице-Макарьев Желтоводский монастырь / Изд. Щетинкина И. В. – М., 1910.
Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга. 1876.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 93–95.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Биографические материалы. – Одесса, 1901, т. 1. – С. 293.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1405, 1411.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 261.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 417, 495, 569, 612, 613, 911.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 261.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 38.
Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому. – М., 1869.
Сборник императорского Русского исторического общества; в 148 т. – СПб., 1867–1917, т. 1. – С. 84–85.
Чтения в Обществе истории и древностей российских (отдел «смесь») – 1863, кн. 1. – С. 215; кн. 3. – С. 188–192;
– 1868, кн. 2. – С. 114–207.
– 1869, кн. 1. – С. 157–158; кн. 3. – С.223–235;
– 1870, кн. 2. – С. 211, 213–218; кн. 3. – С. 150–157.
– 1873, кн. 3. – С. 165–168.
– 1875. кн. 3. – С. 160, 169–179.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – Харьков, 1859–1861, кн. 2. – С. 297.
Нижегородские епархиальные ведомости. – 1905, № 1.
Странник. – СПб., 1862, № 2 (биография).
– 1863, № 2 и 3.
Из Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1889, № 17. – С. 457.
Православный собеседник. – Казань, 1901, март. – С. 320.
Исторический вестник. – 1885, февраль. – С. 467.
– 1889, август. – С. 446.
– 1869, апрель. – С. 182.
– 1905, апрель. – С. 101.
Русская старина. – 1881, август. – С. 578, 586.
– 1885, октябрь. – С. 159.
– 1907, июль. – С. 119.
Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 13, 392–393; кн. 2. – С. 563–564.
Русский архив. – 1900, кн. 3, № 11. – С. 426–428.
– 1904, кн. 2, № 5. – С. 49.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 36, 55, 69.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 4. – С. 126–160; июль. – С. 223–264.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911, т. 4. – С. 13–15; т. 8. – С. 112.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойки на. – СПб., б. г.. т. 1. – С. 602; т. 2. – С. 1164, 1582, 1974.
Русский биографический словарь: в 25 т, – СПб.; М.. 1896–1913, т. 4. – С. 36.