Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский (Бакулеско-Бодони Григорий Григорьевич)
Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании.
Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности – румын. Отец его был дворянином.
Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки.
Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов.
В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки.
Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину.
По возвращении он был определен учителем в городе Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность.
Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище.
Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь.
На острове Патмос он в совершенстве овладел греческим, а также французским языками.
По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище.
31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимаха) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября – во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго.
По приглашению архиепископа Славенского и Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии.
В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.
Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимахой) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру.
Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году архимандрит Гавриил приехал в Россию. Он обратился к епископу Екатеринославскому Амвросию с просьбой предоставить ему любую должность в семинарии.
17 января 1788 года, по разрешению Святейшего Синода, епископ Амвросий предоставил архимандриту Гавриилу должность ректора Екатеринославской духовной семинарии и преподавателя греческого языка.
26 декабря 1791 года архимандрит Гавриил архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии.
В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были подчиняться в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молдовлахийской митрополии человека хорошо известного и преданного. Таким явился епископ Гавриил (Банулеско-Бодони).
11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдовлахийского, с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. Но это служение продолжалось недолго.
19 июня 1792 года за отказ отречься от Молдовлахийской кафедры митрополит Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев. Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию.
10 мая 1793 года митрополит Гавриил был назначен митрополитом Екатеринославским и Херсонеса Таврического с местопребыванием в г. Полтаве.
В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринослава в Новороссийск, митрополит Екатеринославский стал именоваться Новороссийским и Днепровским с местопребыванием в городе Новомиргороде.
В период управления Екатеринославской (Новороссийской) епархией митрополит Гавриил заботился о построении церквей в своей епархии, о благоустройстве семинарии, о повышении нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии.
Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание (по его благословению) города Одессы и закладка в новом городе четырех церквей.
29 сентября 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру.
7 апреля 1801 года он определен членом Святейшего Синода и награжден орденом апостола Андрея Первозванного.
Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны.
В 1805 году митрополит из Одессы переехал в Дубосары, где прожил еще четыре года на покое.
В 1808 году он был назначен вновь членом Святейшего Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах. Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему митрополии, митрополит Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах.
По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления.
Одной из важных забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями.
На основании Указа Святейшего Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков.
Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в Санкт-Петербург. Здесь ему было оказано особое внимание. Он изложил Святейшему Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства.
Большинство из его предложений были приняты, часть – отклонены или изменены. Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как, по заключенному 16 мая 1812 года миру между Россией и Турцией, Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России.
Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии.
Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской, и ей был присвоен титул митрополии и экзархии. 21 августа 1813 года Святейший Синод утвердил новую епархию, и митрополит Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для семинарии. Причем недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами.
Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение.
Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митрополитом Гавриилом при семинарии был открыт Благородный пансион, который до 1834 года заменял областную гимназию.
Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы. Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов. При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни.
Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения. Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, распространенных среди молдавского духовенства.
Решительно выступил митрополит Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь тем самым устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.
По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году была открыта типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.
Занимаясь благоустройством церковным, митрополит Гавриил принимал участие и в гражданских делах.
В то время различные злонамеренные люди смущали жителей Бессарабии ложными слухами, настраивая их против России, убеждая народ переселяться из России за реки Прут и Дунай.
Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи, а у русского правительства получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил и укрепил союз России с Бессарабией.
За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов.
Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания.
Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.
Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.
На 75 году жизни митрополит Гавриил почувствовал физическую слабость и почти всё управление епархией передал своему викарию епископу Димитрию. Сам же с 1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир.
Он поспешил закончить в Киприановском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения.
Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных. 26 марта 1821 года митрополит Гавриил сильно заболел, а уже 30 марта в 8 часов утра скончался.
Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Киприановском монастыре.
Как передают современники, митрополит Гавриил в обращении с подчиненными руководствовался «терпением» и, если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных. Он сам говорил приближенным своим: «Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление». Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека, и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.
Литература: Пархомович И. М. Краткий очерк деятельности высокопреосвященного Гавриила Банулеско-Бодони, экзарха Святейшего Синода, митрополита Кишиневского и Хотинского. – Кишинев, 1910.
Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский. – Кишинев, 1894.
Чеховский В. Киевский митрополит Гавриил Банулеско-Бодони. – Киев, 1905. Стадницкий А. О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдаво-Влахийским экзархатом // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1890, № 10–12. Его же, Бессарабская экзархатская типография // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1892, № 1.
Зыков Г. Очерк деятельности митрополита Гавриила по улучшению положения Церкви и православного духовенства в княжествах Молдавии, Валахии и Бессарабии с 1808 по 1812 гт. // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1879, № 14.
Щеглов Д. В. Новые данные о митрополите Гаврииле // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1899, № 18 и 19.
Пархомович А. М. Сведения о митрополите Гаврииле // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1871, № 4.
Гурий (Гроссу), иеромонах. Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1907, № 2–5.
Петровский С. В., протоиерей. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. – Одесса, 1908.
Ганицкий М. А. Сведения о Кишиневской епархии, собранны е и редактированные архиепископом Димитрием // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1883, № 15.
Балцатеско А. В., Бессарабское отделение Российского Библейского общества // Кишиневские епархиальные ведомости. – 1872, № 7, 8, 11.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1402, 1 4 0 3.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, № 163.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 8, 487, 553.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 58, 676.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 163.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 762, 763, 766, 776.
Труды Бессарабского церковного Историко-археологического общества / Под редакцией Курдиновского В. – вып. 5. – Кишинев, 1910. – С. 9, 12, 14, 19, 22, 24, 30, 33, 40, 51; прим. С. 5, 7, 21.
Исторический вестник. – 1882, апрель. – С. 35.
– 1894, июль. – С. 140–142.
– 1895, июнь. – С. 891–892.
– 1890, декабрь. – С. 790.
Русская старина. – 1872, ноябрь. – С. 582.
– 1879, декабрь. – С. 714.
Русский архив. – 1870, № 4 и 5. – С. 797, С. 801, 833–834.
– 1895, кн. 1, № 3. – С. 311.
– 1904, кн. 2, № 1. – С. 428.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 16, 72.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 8; т. 5. – С. 357; т. 10. – С. 526, 607.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 600, 851; т. 2. – С. 1320, 1329.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 25–28.
Кишиневские епархиальные ведомости. 1907, № 14, 16, 17.