Виктор, архиепископ Черниговский (Садковский)
Родился в 1741 году в семье священника.
Высшее образование получил в Киевской духовной академии, где в то время был учителем, а потом и ректором Георгий (Конисский; † 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых).
Около 1757 года Садковский начал трудиться в Могилеве при преосвященном Георгии (Конисском) сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества и рукоположения, настоятелем кафедрального собора.
В 1774 году возведен в сан игумена Тупичевского монастыря близ города Мстиславля Могилевской епархии.
В 1775 году по рекомендации преосвященного Георгия назначен священнослужителем домовой церкви при русском посольстве в Варшаве.
В 1784 году возведен в сан архимандрита в г. Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром Православия в оставшихся под Польшей западно-русских областях.
Слуцкому архимандриту при богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: трикирий и дикирий, особенная форма каждения, поминовения и др.
9 июня 1785 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии, с местопребыванием в г. Слуцке. Хиротонию совершали: митрополит Серафим Лакедемонский, епископы Иларион и Кирилл Севские, архиепископ Никодим Реондашский и архиепископ Георгий (Конисский), коадъютор Киевской митрополии.
Польско-латинское духовенство встретило православного епископа Виктора плотной стеной сопротивления.
Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение преосвященного Виктора было утверждено.
Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты.
Преосвященный Виктор явился славным поборником Православия в Западной Руси и на Украине. Он зарекомендовал себя благонравием, честным поведением и осторожностью, а также настойчивой заботливостью о судьбах Православия в областях, находившихся под польским владычеством.
Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о воссоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одной униатской церкви, но твердою рукою остановил запустение и разорение православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели возвратиться, он рукополагал священнослужителей, а в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал людей из других епархий. Преосвященный Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую духовную семинарию.
Своими осторожными и целенаправленными действиями преосвященный Виктор вместе с преосвященным Георгием (Конисским) и архимандритом Мелхиседеком подготовили великое дело воссоединения униатов.
Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России.
Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить воссоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении «вырезать всех поляков».
Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти.
Обвинен был и преосвященный Виктор в предполагаемом бунте, и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд.
Три года и три месяца томился преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келье Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами, и нередко под страхом смерти.
21 июля 1792 года он был освобожден русскими войсками.
После второго раздела Польши началось воссоединение с Православием населения возвращенных к России областей.
Немалую роль в этом деле сыграл и преосвященный Виктор. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви.
13 апреля 1793 года преосвященный Виктор был назначен епископом Минским, продолжая усердно трудиться в деле воссоединения. Только с мая 1794 года по февраль 1795 года его пастырскими посланиями и устными проповедями воссоединено 1800 церквей с 1032 священниками и 101090 прихожан.
12 апреля 1795 года преосвященный Виктор возведен в сан архиепископа. В этом же году им был восстановлен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.
13 мая 1796 года преосвященный Виктор переведен в Чернигов.
С 1799 года стал именоваться «Малороссийским и Черниговским».
Скончался после тяжелой болезни 11 ноября 1803 года.
Погребен в алтаре кафедрального Троицкого собора Ильинского монастыря в Чернигове.
У историков сложилось два взгляда на преосвященного Виктора. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.О. Коялович считает его слабым, нерешительным, не понимавшим того великого дела, во главе которого он стоял, и не дорожившим этим делом.
В противоположность этому мнению, другие считали его энергичным борцом, всегда полным новых планов, равным его наставнику и другу архиепископу Георгию (Конисскому).
Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича. – СПб., 1893. – С. 48–53.
Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. Минск, 1893. – С. 15–44.
Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – С. 256–266.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1417.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 150.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 378.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10, 501, 511, 537, 544.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 53.
Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. – Чернигов, 1873. – С. 103, прим. и С. 104.
Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – СПб., 1864. – С. 94.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 150.
Белков Евг. Архиепископ Варлаам (Эпизод из 1812 года) // Русский паломник. – 1912, № 42. – С. 653–654.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 752–756.
Православный собеседник. – Казань, 1909, февраль. – С. 207.
– 1914, январь. – С. 64.
Русский паломник. – 1893, № 28. – С. 438.
Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 526, 527.
– 1893, октябрь. – С. 233.
– 1894, июль. – С. 143.
Русская старина. – 1871, апрель. – С. 483.
Русский архив. – 1870, № 4 и 5. – С. 834.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 26, 28, 67.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 471–475; т. 10. – С. 618–619.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 505; т. 2. – С. 1394, 1569, 2364.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 142.