Викторин, епископ Подольский и Брацлавский (Любимов Валентин Дмитриевич)
Родился 17 апреля 1821 года в селе Лисине Калужской губернии в семье священника.
В 1843 году по окончании курса Калужской духовной семинарии рукоположен в сан священника.
30 января 1850 года поступил в братство Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии.
19 сентября 1850 года принят в Санкт-Петербургскую духовную академию.
20 октября 1852 года пострижен в монашество.
31 октября 1853 года назначен инспектором Смоленской духовной семинарии.
18 апреля 1855 года удостоен степени магистра.
14 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита.
С 15 сентября 1857 года – бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, а 13 ноября назначен инспектором той же академии.
С 29 октября 1858 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря.
С 30 ноября 1860 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря.
С 24 декабря того же года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы.
3 ноября 1868 года хиротонисан во епископа Чебоксарского.
С 7 декабря 1874 года – епископ Полоцкий.
С 6 марта 1882 года – епископ Подольский.
Скончался 21 августа 1882 года.
Из жизни преосвященного Викторина, еще в бытность его священником, известен случай пастырского самоотвержения.
В 1848 году в сильный разгар холеры позвали о. Валентина на городскую площадь к заболевшему холерой приезжему крестьянину. Больной лежал на мостовой, мучимый судорогами и рвотой.
Отец Валентин нагнулся к больному, исповедал его и, воспользовавшись моментом прекращения рвоты, причастил его. Но лишь он вложил в уста больного Святые Дары, как рвота у больного началась снова. Отец Валентин не растерялся, нагнулся, отыскал лжицею в рвотном извержении частицу Святых Даров, вынул ее, положил в сосуд и тут же на глазах народа с водою сам употребил ее. И после этого отец Валентин остался цел и невредим, в то время как другие, которые так заботливо оберегали себя от всякого сношения с холерными, умирали.
Об этом случае тогда говорил весь город Боровск.
Преосвященный Викторин занимался составлением тем для проповедей.
Он же редактировал перевод творений Иоанна Златоуста.
Труды: О превосходстве христианства пред мухаммеданством. – Казань, 1882.
Понятие о женщине и быт ее у мухаммедан и христиан. – Казань, 1875.
Слово о пособии голодающим самарцам. – 1874.
Соображения о способах к успешному привлечению некрещеных инородцев к вере Христовой. – 1847.
Слово в день Благовещения и в Великий Пяток о том, что Иисус Христос есть истинный Бог наш. – СПб., 1858.
Азбука по новому способу обучать детей грамоте. – СПб., 1867, 1871, 1881.
Улучшение быта православного духовенства в России // Христианское чтение. – 1864, ч. 1; 1871, ч. 1.
Письма к преосвященному Иеремии (академическая библиотека № А 11/308; № А 1 /2 8 1 ).
Влияние Церкви на развитие частной и общественной благотворительности в России (курсовое сочинение).
Истинный друг духовного юноши // Христианское чтение. – СПб., 1858.
Литература: Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 131.
Здравомыслов К. Я. Подольские архипастыри. – С. 84–90.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1408, 1409.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, № 410.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 74–75, XXI.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291, 498.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 410.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 629.
Самарские епархиальные ведомости. – 1874, № 2. – С. 28.
Православное обозрение. – 1875, июль. – С. 463, 467.
– 1876, январь. – С. 583–584; май. – С. 372–376.
– 1878, сентябрь. – С. 204, 205.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1903, № 5. – С. 163.
Известия по Казанской епархии. – 1868, № 19. – С. 529.
– 1869, № 4. – С. 98.
– 1870, № 3. – С. 72; № 8. – С. 239–425.
– 1875, № 1. – С. 1, 2; № 4. – С. 103–112; № 5. – С. 144–160; № 6. – С. 183–189.
– 1882, № 6. – С. 162.
– 1885, № 23. – С. 884.
– 1887, № 5. – С. 112–113.
– 1893, № 4. – С. 156.
Православный собеседник. – Казань, 1870, ноябрь. – С. 19.
– 1871, январь. – С. 50–72.
– 1872, март. – С. 257–261.
– 1873, ноябрь. – С. 438.
– 1875, январь. – С. 85–98.
– 1909, апрель. – С. 439.
– 1911, апрель. – С. 140.
Исторический вестник. – 1885, ноябрь. – С. 17, 18.
Христианское чтение. – СПб., 1869, март. – С. 503.
Русский архив. – 1910, кн. 1, № 1. – С. 98.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1823, 1836.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 7. – С. 725, 726.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 31, 50, 68.