Василий I, святитель, епископ Рязанский и Муромский († 1295, память 10/23 июня и 3/16 июля)
Есть предание, что рукоположен во епископа Киевским митрополитом Максимом в 1285 году.
С 1286 года – епископ Рязанский и Муромский.
Житие его повествует, что, «принявши на себя высокий сан архиерейства, святитель Василий со всею ревностью истинного пастыря Христова начал подвизаться в устроении своей паствы. Проникнутый пламенной любовию к словесному стаду Христову, он прилагал все труды и попечения о нем: рассеянных варварским нашествием собирал воедино, изнемогающих укреплял верою, сокрушенных утешал твердым упованием на милость Божию, заблудших приводил на путь правый».
Он неутомимо трудился на ниве Божией – восстанавливал храмы, просвещая невежественных и язычников, укрепляя ослабевающих. Святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностию в молитвах, воздержанием, богопреданностию в скорбях. Эти качества святителя особенно наглядно проявились в следующем событии. Однажды, как передает житие, жители Мурома, по внушению диавола заподозрив святителя в нецеломудрии, решили изгнать его из своего города. Святитель Василий, не желая, чтобы народ был посрамлен диаволом, не гневаясь, не раздражаясь, смиренно возложил упование свое на Того, Кто низводит правду «яко полудень». Он всю ночь молился со слезами в соборном храме благоверных князей Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, утром отслужил литургию; из собора пошел в первоначальную церковь Благовещения, там совершил молебен пред образом Божией Матери, принесенным из Киева в Муром святым благоверным князем Константином (Ярославом; † 1129, память 21 мая/3 июня), взял сию икону с собою и с упованием на Матерь Божию пошел к Оке, чтобы оставить навсегда и город и епископию. Чудесным образом на мантии он был отнесен по воде в город Рязань. Так оправдал Бог невинность праведного.
В Рязани владыка с честию был принят князем Олегом Ивановичем и гражданами. С этого времени, по преданию, епископская кафедра была перенесена в Рязань.
Скончался в 1295 году (по Строеву – в 1294 году). Погребен в Борисоглебском соборе.
В 1609 году его мощи были перенесены в церковь Успения Пресвятой Богородицы, переименованную впоследствии в Рождественский собор.
В 1836 году на прежнем месте погребения епископа Василия был поставлен четырехгранный чугунный памятник, на сторонах которого под соответствующим изображением начертаны сведения из жизни святителя Василия.
Литература: Макарий (Миролюбов). Житие святого Василия, епископа Рязанского. – М., 1875.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1410.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 8, апрель. – С. 65–67; 1901, июль. – С. 47–49.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 413.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 49–50.
Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... – М., 1820. – С. 15–22.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 35.
Пастырский собеседник. – 1895, № 22–23. – С. 333–334.
Журнал Московской Патриархии. – 1959, № 10. – С. 62–63.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 5-а. – С. 582.