Агафангел, архиепископ Волынский и Житомирский (Соловьев Алексей Федорович (или Михайлович))
Родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника.
Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
2 июня 1835 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Священного Писания.
Вскоре был назначен библиотекарем академии.
С 10 марта 1842 года – инспектор Московской духовной академии.
21 сентября 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря.
22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита.
С 21 сентября 1845 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря.
19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря.
20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник».
31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.
С 6 февраля 1860 года – епископ Вятский и Слободской.
С 17 июня 1866 года – епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской лавры.
31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире.
Личность преосвященного Агафангела и его деятельность характеризуются двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения.
В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне.
Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиепископу Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: «Светская наука и литература – это обширная пустота». Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.
Не имея понятия об истории русского раскола, он читал ее по кратким запискам архиепископа Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: «Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки – последний народ в мире...». Преосвященный Агафангел любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку. Перед его приходом на лекцию сначала несли часы с репетитором и ставили на кафедру, потом являлись книги и – шел сам он с шиком и великолепием. Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: «Виждь труд мой и прилежание мое...» Курьезный был человек этот Агафангел. Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья.
Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель.
«Что с вами?» – спрашивает ректор. Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные.
Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их.
По обычаю, в субботу вечером являлись все старшие студенческих классов.
Ректор повел разговор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки.
Он обращается к студенту: «Соколов, что у вас на ногах?» «Сапоги, ваше высокопреподобие», – отвечает тот. «А в сапогах что?» – «Ноги, ваше высокопреподобие». Разумеется, кончилось все общим смехом.
Будучи инспектором Московской духовной академии, Агафангел составил донос на профессора Санкт-Петербургской духовной академии Г. П. Павского, усмотрев в его переводах Библии на русский язык некоторые неправославные мысли. Он написал письма трем митрополитам и отправил их без подписи с Владимирской почты.
Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства.
Но близко знавшие его люди объясняли этот случай по-другому. Земляк Агафангела писал: «Я пользовался большим вниманием и расположением отца Агафангела, и перед посылкой доноса своего он посвятил меня в эту тайну. Я упоминаю об этой печальной истории с той целью, чтобы снять с отца Агафангела густую тень, какую налагают на него некоторые исследователи доноса на Павского.
По словам Агафангела, Павский написал перевод пророческих книг с объяснениями, возмущающими чувство православного христианина.
Поэтому он, после разбора перевода, счел необходимым обратить на него внимание высшей духовной власти, о чем и написал письмо к трем митрополитам.
О своем решении он советовался с бакалавром отцом Платоном, который одобрил и благословил его на это дело».
Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности.
Преосвященный Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке им было основано училище для девиц духовного звания. Здесь же он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг.
Преосвященный Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время.
Он был хорошим проповедником.
В его проповедях отражался светлый взгляд на нравственную жизнь христианина.
Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской лавре, как искренний попечитель ее благолепия.
В своих взглядах на положение епископа в епархии преосвященный Агафангел допускал некоторые неправости. По его мнению, архиерей должен был иметь неограниченную власть над подчиненным духовенством, вследствие чего он выступил противником преобразования суда в России, признавая проект духовной судебной реформы антиканоническим.
Труды: Перевод с древнееврейского Книги Иова с подстрочными примечаниями. – Вятка, 1861.
Перевод с греческого Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. – СПб., 1860.
Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. – СПб., 1854.
Слова Агафангела, епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского. – СПб., 1859 и Вятка, 1860.
Пастырское наставление Церкви Вятской. – Вятка, 1860.
Слово // Волынские епархиальные ведомости. – 1876, № 11.
Литература: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 3. – С. 62, 68.
Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. (Письма Филарета к Антонию ). – 2-е изд. – СПб., 1899.
Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. – Казань, 1891–1892, т. 1–2. – С. 104–136.
Барсов Н. И. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Очерки его жизни по новым материалам) // Русская старина. – 1880, № 5.
Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1869, кн. 4, смесь. – С. 184, (Некрологи и воспоминания). Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120.
Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855.
Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, – 1876, № 77.
Московские ведомости. – М., 1870, № 49; 1876, № 11.
Вятские епархиальные ведомости. – 1869, № 20.
– 1876, № 9. – С. 262–266.
Волынские епархиальные ведомости. – 1872, № 9.
– 1875, № 8. – С. 287–318.
Кавказские епархиальные ведомости. – 1876, № 7. – С. 249–250; № 11. – С. 395–398.
Курские епархиальные ведомости. – 1876, № 5. – С. 219–215.
Самарские епархиальные ведомости. – 1868, № 10. – С. 214–215.
– 1892, № 2. – С. 84.
Донские епархиальные ведомости. – 1876, № 7.
Голос. – СПб., 1876, № 71.
Гражданин. – СПб., 1876, № 11.
Домашняя беседа. – 1876, № 11.
Духовная беседа. – 1876, № 11, 23.
Православный собеседник. – Казань, 1902, ноябрь. – С. 633;
– 1915, январь.
Русская старина. – 1879, апрель. – С. 657.
– 1880, май. – С. 116–117.
– 1881, июль. – С. 479, 486.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 59–60, 84, 90, 307, 328, 580.
Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 48–52, 398. – 1910. кн. 1, № 1. – С. 107.
Исторический вестник. – 1881, февраль. – С. 387–388.
– 1882, сентябрь. – С. 10; октябрь. – С. 18–19.
Православное обозрение. – 1865, апрель. – С. 216, 218.
– 1866, декабрь. – С. 174.
– 1870, март. – С. 68.
– 1876, январь-апрель. – С. 569–570.
Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 729.
– 1871, декабрь. – С. 85.
– 1872, май. – С. 184.
– 1874, август. – С. 889.
– 1875, июль-декабрь. – С. 525.
Труды Киевской духовной академии. – 1873, январь. – С. 140.
– 1874, март. – С. 122.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 344.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1398.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 50, 547, 593.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 255; т. 3. – С. 775.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1. – С. 378; т. 1, доп. – С. 36.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 53.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 3. – С. 185.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 56, 69, 78.