Источник

Письмо 5

Христос воскресе!

Почтеннейшие о Христе сестры и матери! Матушка А., В., П. и А. У–на! Чувствительно сожалею, что вы упадаете духом от козней вражих, строющихся от известных лиц. Но как хлеб укрепляет наше тело, тако и хлеб слова Божия да укрепит ваши души, и дарует вам истинный разум – принимать от десницы Божией посылаемые прискорбные случаи, и вменять себя их достойными. О сем многократно и беседовал, и писал вашей любви, что без воли Божией ничто же бывает, и все скорби посылаются нам от Бога на пользу к исправлению нашей нравственности, или во очищение грехов, или возбранению от оных, или ко испытанно веры нашей и любви к Богу; то, аще бы и хотели отвратить, но не можем; и ропща и пренемогая, других обвиняя, более наносим себе тягости. Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отеческие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию – терпение и смирение. Но как то́, так и другое между собою согласны; одно вменяет себя достойным скорбных, а другое приемлет и несёт мужественно. Сим путём достигали отцы и матери такового устроения, что даже радовались, когда их укоряли, поносили и другие скорби причиняли. Святой Илия пишет: «дом души есть терпение, а смирение – имение; питается бо сим, а в том обдержится». Еще другие отцы: «на всякое искушение победа – самоукорение и терпение». Но мы, осуждая других, себя мним, нечто быти, и лишаемся спокойствия; вы знаете Господнее слово: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29); то, аще не имеем спокойствия душевного, значит, не имеем смирения и кротости. А кротость есть, по словам св. Петра Дамаскина и Иоанна Златоустого, такое души состояние: как в бесчестии и славе, в скорби и радости, в скудости и изобилии, быть равнодушным; во всяком случае старайтесь исполнять евангельскую заповедь о любви: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть (Мф.5:44); также помните Царя-Пророка: с ненавидящими мира бех мирен (Пс.119:6). Подвизаясь по заповеди, и видя свою немощь, более и более смиряйтесь, и просите Бога послать вам помощь не врагов победить, но нести с благодарением от них скорби; сей есть путь святых, им же ходиша и нам оставиша образ. Св. Исаак пишет: «посему разумеем, яко от Бога промышляемы есмы, егда послет нам присно печали, и путь Божий – крест повседневен есть».

Вот вам возлюбленные о Господе сестры! Сколько послал Господь, написал во утешение ваших скорбей; но вы и сами любопотрудитесь обрести в слове Божием и святых отцов изречениях вящую пользу; только во всём веруйте быти Промыслу Божию, ведущему нас путем недоведомым для нас. Поговорим еще мало и о вашем духовнике. Неспорно, может быть и имеет со мною разницу, но в хорошую сторону от меня. Не сами ли вы просили духовника из нашей пустыни? Кого ж бы другого дать, скажите? Но и в сем случай – не наше дело, а Божие. Праведным судом Его я удалён от вас; ибо я только елеем мазал язвы и прикрывал их, а не излечивал; а он, желая совершенно исцелить язвы, так поступает, как его Бог наставляет. Я ещё повинен буду дать ответ, что по слабости моей не исцелял ран, но более давал ходу болезням. Впрочем, как можно отчаиваться во спасении? Бог пришёл грешных спасти, а не праведных. Он вам показался таковым только на первый раз, а далее поискусится, будет поснисходительнее; веруйте Богу и принимайте исцеление душам вашим. Когда я могу возвратиться в свои места, не могу вам ничего сказать: с нами всё то совершается, что предначертано во всепремудрой книге судеб Божиих; но каково оное предначертание, никтоже весть; токмо един Бог. Итак, должно смиренно сему покоряться. Более писать нечего; желаю, чтобы вы были спокойны и умирились к отцу духовнику, и он к вам. Истинно – он добрый человек, и простой, не ко мне применить, хитрому и лукавому, как многие обо мне разумеют, и каков точно я есмь. Посылаю вам, аще и недостойное моё и грешное, благословение, и остаюсь ваш богомолец И. М. 2-го Мая 1832 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle