Источник

Письмо 149

Слава Богу, что ты теперь спокойна в духе, и что случаи, которые тебя беспокоили, прекратились. Впрочем не надобно быть беспечной и надеяться на себя, что успокоилась и не имеешь браней; воин не искусен, когда не бывал на сражениях, так и монах, не имеющий борьбы от страстей, находится в опасности, что может впасть в высокоумие и в гордость. Св. Иоанн Лествичник пишет, что иногда все пороки, т. е. страсти, нас оставляют, но одна остается при нас – гордость, которая все прочие навершает, и дьяволу уже не нужно бороть; доволен и один он погубить человека; да он так опасен, что и неудобоуловляем и незаметен, и ваши опасаются за тебя, не впала бы в высокоумие, проходя безмолвную жизнь, и я в этом тебя предостерегаю. Но впрочем ты имеешь с одною келиею N. N. малое обращение; принимать её к себе и к ней ходить: это нельзя назвать совершенным безмолвием; но по многим келиям ходить и к себе принимать, без всякого дела, а токмо ради праздности, не принесет пользы, но вред. Занимаясь же в келии чтением или работою, старайся иметь смиренномудрование, не думая о себе, что ты добро творишь, а помышляй о грехах своих, кои прежде были, да и в настоящее время, если не в деле, то в слове и в помышлении, все согрешаешь; других никого не осуждай и не укоряй, а если случится кто тебя укорит, или уничижит, укорив себя, стараться претерпеть непамятозлобно. Хорошо бы тебе иметь какое-нибудь послушание; проходя оное, необходимо надобно иметь столкновение с людьми, и от сего познавать свою немощь и стяжать смирение. А в случае смущения советуйся с Л.М., а если, сидя в келии и утешаться мнимым своим безгрешием, то это большой вред приносит. Св. Исаак Сирии пишет: кто не помышляет себя быти грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом; св. Петр Дамаскин: «по многих исправлениях наших начинает ум зрети своя согрешения, яко песок морский, и сие есть начало просвещения души и знак здравия её и бывает душа сокрушенна и смиренна, и воистину почитает себя быти хуждшу всех». Вот каково должно быть наше делание, а не уповать на свои труды и добродетели. Читай отеческие книги и увидишь, как мы далеко отстоим от того, каким бы надобно нам быть; надобно иметь и болезненное сердце, или печаль мысли о наших немощах. Если будем иметь такое устроение, то нимало не опасно твоё жительство; прочитай в книге «Восторгнутые класы» Симеона Евхаитского, тебе это очень полезно. Делаемые тебе укоризны сёстрами, что ты часто отлучаешься и долго живешь в мире тебе очень полезны: они служат к твоему смирению, а иначе какой же прок от твоего келейного сидения? Если не приуготовила себя к перенесению всего того, что Бог пошлет, и чрез кого бы то ни было, надобно наблюдать средину и в келейном сидении и в сообращении с ближними; боримым плотскою страстью сидение келейное много помогает; а кто склонен к гордости, гневу и лукавству, тем совершенное безмолвие не полезно; они не могут истребить оных страстей, когда никто им их не показует нечаянными обличениями. Во всем же тобою описанном и кающейся, Господь силен даровать тебе прощение.

О получении капитала по билету, почему ж не хлопотать? Ведь они тебе назначали: виновата ли ты, что не пошла замуж или не осталась в миру? Ты избрала лучшую жизнь, но все надобно чем-нибудь жить, только не роскошно. Господь да благословит. Иеромонах Макарий, 3 декабря 1857 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle