Азбука веры Православная библиотека архиепископ Макарий (Миролюбов) Историко-статистическое описание Пертоминского мужского монастыря

Историко-статистическое описание заштатного Пертоминского мужского монастыря

Источник

Содержание

Местоположение Начало монастыря Дальнейшее созидание монастыря, церквей и других строений Внезапное и неожиданное посещение обители Государем Императором Петром I-м и свидетельствование мощей преподобных Явления и чудеса преподобных Вассиана и Ионы Пожалования и вклады царские и пожертвования частных лиц Пожертвования частных лиц, более значительные, были следующие: Угодья монастыря Здания монастырские Самостоятельность монастыря и перемены в оном Иерархическая степень обители и управление Приложение Описание дивного спасения Императора Петра I-го около Пертоминской обители  

 

Местоположение

Пертоминский монастырь1 находится в Архангельском уезде, от города Архангельска к западу, в правой стороне от дороги в г. Онегу, расстоянием от Архангельска верстах в 120, на восточном Унской губы Белого моря береге. От него на север – устье сей губы и Белое море, на юг – Унский посад, отстоящий от него верстах в 20, на западе, через губу, – Яренгский приход, также верстах в 20, а на юго-восток – Красногорская деревня в 21 верстах на самой дороге в Онегу. Местоположение близ монастыря ровное и песчаное, а далее около его частью гористое, частью же ровное и болотистое.

Начало монастыря

Пертоминская обитель начало свое получила следующим образом: 1566 года, в царствование царя и великого князя Иоанна Васильевича, два соловецких монаха (о коих в последствии дознано, что именовались Вассиан и Иона) и с ним пять человек, <...>2 день отправлены были на ладье в Двину реку за покупкой жизненных припасов. По исполнению возложенного поручения, монахи сии, с находящимися при них на ладье людьми, на обратном пути своем в Соловецкий монастырь, во время сильной морской бури, против Унских рогов потонули, и тела их силою морских волн были вынесены в Унскую губу, называемую Унскими рогами, и выброшены на сушу, на пустом месте, в восточной стороне, где и устроена обитель3.

Спустя несколько времени, жители селения Луды, отправившись по Унской губе для рыбной ловли и приближаясь к месту, где лежали тела утопших преподобных, заметили необыкновенное скопление и крик плотоядных птиц и заключили, что тут должно быть какое-либо из моря извержение, и пристав к берегу увидели они двоицу иноческих тел, ни алчностью плотоядных птиц и никакою стихию неповрежденных. Положив себе, что сии смертные есть необыкновенные, и что оставить их тут в безвестности не следует, а должно воздать им лучшую погребальную почесть, они решились, взяв их в свои лодейки, везти в свое селение к церкви Божией и по церковному чиноположению предать земле благочестно.

Но когда они с сим намерением отправились в обратный путь, внезапно явились в воздухе густая мгла и непроницаемый туман, от чего они, сбившись с пути, и блуждая по губе немалое время, сверх чаяния пристали опять к тому же месту, где обретены ими иноческие тела, каковое обстоятельство привело их в великое недоумение. Как туман еще не проходил, а время приближалось к ночи, то Лудяне предполагаемое погребение отложили до утра. Во сне являются им в иноческом образе двоица преподобных отец, Вассиан и Иона, и завещают: «положите нас на пустом сем месте на бору, под великою сосною, выше, против того же места, на нем же первые обретоша нас, и тамо погребите нас, в Лудскую же весь не возите. Из воды бо взяете нас, паки ли в воду хощете погребсти. Егда благоволит Бог, неизреченною премудростию устроит и на сем месте пение и звон».

Вследствие сего завещательного гласа, они износят из лодеек своих мощи на сушу, и положив во гроб, погребают их <...> под большою сосною и поставляют над ними крест. Под сим знамением в недрах мрачной пустыни, среди дремучих <...> лесов, мощи преподобных покоились тридцать три года, именно до 1599 года июня 12-го дня, когда Троице-Сергиево монастыря старец Мамант, находившийся в Лудском селении для присмотра по делам солеварения на заводе, тому монастырю принадлежащем, отправясь из Луды на ладье, вероятно, с солью, к Двинскому устью и плывя по губе, был остановлен противным ветром и волнами прибит к месту погребения преподобных, где он и пробыл четыре дня. Во время четырехдневного пребывания своего здесь, узрел он в сонном видении преподобных и предложил им следующий вопрос: «откуда, братие, приидосте <...>, и как суть имена ваши?». Тогда преподобные, известив его о своем <...> и о причине покоя своего в сей пустыне, и, сказав, что один из них именуется Вассиан, а другой Иона, просили его на месте тел своих (где стоял по их завещании крест), поставить часовню, с надлежащим молитвословием, окадить место сие фимиамом, обещая ему Божью милость – попутный ветер. Веление преподобных старцев исполнил, и по исполнении благополучно прибыл со свою ладьею в назначенное место.

После сего благонамеренные люди, то по усердию своему, то спасаясь от морского обуревания, делали в чудотворную часовню вклады и деньгами, и свечами и это происходило от поставления часовни в течении 18 лет, именно до 1617 года. «Приемлющего же, как сказано в Памятной монастырской книге4, не бе ту никого же». Но 1617 года, 25 марта, прибыл сюда из Новгородских пределов инок, именем Иоасаф, постриженик монастыря Александра Свирского, родом Свирянин. Он, расчистив место и поставив на нем свою келью, жил в ней один, получая продовольствие от подаяния приходящих на поклонение мощам преподобных, а более от пристававших к берегу для спасения во время морских бурь и волнений. И вот первый инок и основатель и первое собственно монастырское здание Пертоминской обители.

Дальнейшее созидание монастыря, церквей и других строений

Спустя несколько времени, к первому пустынножителю Иоасафу прибыл другой старец Савватий, потом Дионисий (Сорока), а после их некий священноинок Ефрем. Сея четверица5 братии решились обитать в сем пустынном уединении, положили намерение создать храм Господу Богу во имя Спасова Преображения, над мощами преподобных, и в следствие такого предположения начали готовить лес и носить оный на раменах своих. Дело было выше сил сих слабых пустынников; но нечаянно является на помощь сим здателям немалое количество людей на двух ладьях, плывших для богомоления в Соловецкий монастырь, и видя непосильные труды слабых, но единодушно и единомысленно трудившихся иноков, дали им в сем деле значительную помощь, так что пустынники, приведя материалы свои в готовность, решились снять часовню, создать над мощами церковь, и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, положили основание храму 1618 года мая 29 дня.

В следующий год он, приведя церковное строение к концу и приготовив к освящению, послали от себя священноинока Ефрема в Вологду к архиепископу тогдашнего времени с челобитною о пожаловании благословенной на освящение храма грамоты, антиминоса и прочей церковной утвари. Священноинок Ефрем от архипастыря был всем удовлетворен, но на обратном пути из Вологды Литовцами ограблен и убит.

По причине скудности и опасности от грабительств со стороны Литовцев, чинивших тогда грабежи по Вологодской губернии, братия Пертоминская разошлась, кроме одного старца Савватия. К нему, спустя немного времени, прибыл из Поноя некий священноинок Иаков, который взял на себя снова ходатайствовать у архиепископа об освящении новосозданного храма и о всей церковной утвари, и испросив благословение, возвратился в обитель благополучно. По возвращении его, освящен первоначальный храм во имя Спаса Боголепного Преображения в 1619 году 24 сентября, и устроена в нем рака над мощами преподобных Вассиана и Ионы. Между тем в обитель возвращается сам Иоасаф и прочие первоначальные иноки. К ним присоединяются другие пришельцы и между ним брат Иоасафа – Иосиф, так что братии собралось 12 монахов, исключая бельцов. В 1637 году ноября 28 день первоначальный Иоасаф, по престарелости своей, сдает строительство пустыни и всю братию брату своему Иосифу. Сей Иосиф с братию своею начали прилагать труды к трудам, расчищая места и углаждая местоположение для хлебопашества и сенокоса. Принимая стекавшуюся в обитель братию, он увидел, что первоначальный храм мал и тесен; посему с совета братии вознамерился строить новый – пространнее первоначального, и желая свое намерение привести в исполнение, бил челом царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о создании новой церкви. Государь изволил на это и пожаловал на церковное строение в поминовение блаженной памяти об отце своем великом государе Филарете Никитиче 59 рублей, и вероятно, в незабвенную память тезоименитства Феодора Никитича повелено быть престолу великомученика Феодора Стратилата, а в 1639 году июня в 8 день, по благословению святейшего Патриарха Иоасафа, положено основание храму во имя Успения Пресвятой Богородицы.

1649 года марта в 7-й день основатель пустыни старец Иоасаф, преставился, а по нем, в 1657 году скончался и преемник его трудов, и строительства, брат его Иосиф, основатель застроившегося храма.

По смерти же сего Иосифа взял на себя начальство, как видно из записок, самовластно келейный Иосифа, чернец схимонах, Тихон. Во время его строительства, в 1666 году, мая в 8-е число, церковь Преображения Господня, пространнее первоначальной выстроенная, и Успения Пресвятой Богородицы, со всем церковным имуществом и строением, с образами, книгами, ризами и монастырской казной и посудой медной и оловянной, погорели. Это бедствие истребило все здания монастыря.

В предотвращение, по возможности, подобных бедствий, братия возымела мысль воздвигнуть на погорелом месте храм каменный во имя Нерукотворного образа, и в 1670 году в 1 день июня приступлено к делу заготовления материалов, в 16-й день Августа на праздник Нерукотворного образа – и основание положено; сверх сего, в 1671 году мая в 16 день к той же церкви заложен придел во имя мученика Христофора, который и освящен был в 1674 году в 7-й день июля. Царские двери к сей церкви и деисус пожаловала благоверная государыня великая княжна Ирина Михайловна.

В 1679 году Пертоминской обители строитель Михаил <...> с братиею просил Новгородского митрополита Корнилия о построении вновь храма Преображения Господня с приделом великомученика Феодора Стратилата. По указу Государя Феодора Алексеевича, дана митрополитом на построение тех храмов благословенная грамота, и в 1680 году 28 сентября положено храмам основание, а в 1684 году 28 сентября, по благословению Афанасия архиепископа Холмогорского и Важеского, те храмы освящены Холмогорского кафедрального собора ключарем Алексием. Храм Преображения Господня с приделом и доныне существует в Пертоминской пустыни.

1683 года февраля 26 дня, по грамоте великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, данной архиепископу Афанасию повелено построить каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезой, хлебной и погребами, а материалы на эти строения доставлять из Архангельска на счет государственной казны. В следствие сего, на основание храма того и дана от преосвященного архиепископа благословенная грамота апреля в 15-й день того же года.

Храм сей, который и ныне существует, в продолжение 9-ти годов приведен к окончанию и в 1692 году окт. 2 дня освящен, по грамоте того же архиепископа, Пертоминским игуменом Лаврентием с поповским старостой священноиноком Иваном Исакиевым и Архангельского собора диаконом Алексием.

Церковь сия трехэтажная: в верхнем этаже ризница в двух довольно пространных комнатах, в среднем этаже середине паперть и трапеза, а по сторонам настоятельские и братские кельи, далее самая церковь в одной связи, а внизу кладовая, хлебная, братская трапеза, поварня и отчасти братские жилые кельи.

Кроме сей каменной церкви, начата строением в 1804, а окончена в 1814 году другая небольшая каменная церковь, по благословению епископа Парфения, во имя преподобных Зосимы и Савватия с каменною же колокольней об одном ярусе6.

Внезапное и неожиданное посещение обители Государем Императором Петром I-м и свидетельствование мощей преподобных

Пертоминская обитель, как уже и видели, имела полный состав иночествующих, благоукрашалась, по повелениям самодержавных государей, величественными для своего времени храмами, и слава ее далеко разносилась устами боголюбцев; но за всем тем останки тех, ради коих почило благословение на оной, именно мощи преподобных Вассиана и Ионы, сперва огражденные силой одного креста, а после молитвенною храминою, поставленными над местом их покоения, оставались не свидетельствованы и под спудом в земле 128 лет, с 1566 г. до 1694, т.е. до время чудесного спасения во время бури от потопления в Унских Рогах, Государя Императора Петра I-го со всеми находящимися при нем синклитом и Преосвященным Архиепископом Афанасием и занесением к месту покоища преподобных, как его самого, так и его свиты. Во славу Божью и преподобных, здесь весьма уместно вкратце рассказать о событии знаменательном и для Преобразователя России, и для Пертоминской обители.

Великий Государь, отправляясь в мае 1694 года из Архангельска в Соловецкую обитель, вдруг встретил на море ужасную бурю, от коей на судах все стало сокрушаться, и самые якоря не могли сдержать оных. Как раб и поклонник Бога Вышняго, думая уже о последнем часе жизни, велел он архиепископу после исповеди приобщить себя святых и животворящих тайн и затем, с упованием на милосердие Божье, стал ожидать того конца, какой укажет ему Господь. Смирение, упование на Бога, а может быть и молитвы Пертоминских угодников, спасли его драгоценную жизнь и всех сущих с ним. Дерзновенная к великому царю просьба бывшего на яхте архиерейского лоцмана Антипы: «Государь, позволь мне править в Унские рога», и данное позволение от царя скоро положили конец неизбежной опасности. Яхта, правимая Антипой, без повреждения пронеслась среди многих подводных камней и пристала к берегу Пертоминской обители, к земле, в коей покоились мощи преподобных. Никто не усомниться, что все сии события совершились по манию свыше. Признательный Всевышнему Монарх первее всего посещает молитвенные храмы безмолвной обители, в молитвах и благодарении пред Царем царей, выслушивая общественные Богослужения, и за тем умоляясь до <...> раба, разоблачается из царских одежд, и руки Скиптродержца приемлют секиру древоделателя и иссякают Божественное знамение – животворящий крест. Сие знамение подъемлет великий самодержец на свои царственные рамена, несет едва не полверсты расстояние, водружает на месте берега, где Господь указал в первый раз ступить ему, как чудесно спасенному. На нижнем роге креста вырезана им следующая Голландская надпись:

DAT KRUIS MAKEN KAPTEIN PITER VAN. A. CHT. 1694.

Сей крест поставил Капитан Петр в лето Христово 1694.

Крест сей, по воле Императора Александра I, перенесен в Архангельский кафедральный Собор в 1805 году; но точная с него копия на том же самом месте имеется и поныне в сохранности.

За тем, 5-го июня, приказав править всенощное бдение Всемилостивому Спасу, после оного назначил архиепископу Афанасию с освященным собором освидетельствовать по чину церковному мощи преподобных, покоившиеся в часовне в недрах земли. Вследствие сего Преосвященный Архиепископ с освященным собором, сняв верхний сруб и раскопав около него землю, нашли мощи только одного из преподобных, а которого именно, Вассиана или Ионы, неизвестно доныне; а когда Преосвященный Афанасий в присутствии Монарха и синклита осязал главу мощей, кости и перст, и учинены были надлежащие опыты исследования, тогда по долгом совещании с великим Монархом, они признаны за святые и оставлены в часовне под спудом, на том месте, где были погребены. Хотя другого преподобного мощей не обретено; но они издревле на иконах изображаются двоицею в иноческом образе, являются и чудотворят издалече приходящим и всем, на помощь их с верою призывающим, подают благопоспешество. Что же касается до того, вместе ли тела их от первоначальных погребателей или порознь погребены были, сведений о сем нигде доселе не открыто. Являются же преподобные иногда вместе, иногда порознь.

Явления и чудеса преподобных Вассиана и Ионы

Судьба прославления мощей преподобных Вассиана и Ионы, сопровождалась, как уже видели, чудесными обстоятельствами. Промысел Божий о них явился первоначально в сохранении их, во время потопления, от хищных морских рыб и выносе их неврежденными на берег, а на самом берегу также неврежденными от плотоядных птиц; и в обстоятельствах их обретения великим Монархом, чудно спасенным близ их покоища. Скоро и очень скоро, по преставлении своем, они начали являть дарованную им силу и благодать Божью. Первее всего, они сами назначают место погребения своих мощей, спасая во время волнения Лудских благочестивых поселян, усердствовавших было погрести тела их при своей приходской церкви, и принесенных волнами опять к тому же месту, где были обретены ими мощи преподобных7. Далее, преподобные являются во сне старцу Троицко-Сергиевой лавры Маманту, задержанному волнением на месте их погребения в продолжение четырех дней, и приказывают ему над их мощами устроить часовню, за что обещают ему попутный ветер: Мамант приказанное исполнил и обещанное получил. Некоему сборщику подаяний в пользу одного из монастырей, Козьме, тяжко заболевшему, они являются, советуют собранное им оставить в их обители на церковное строение8 (ибо тогда еще не было церквей в их обители) и обещают здравие: Козьма также приказанное исполняет и получает здравие, дав при том, по явлению и завещанию преподобных, обет остаться в месте их, с находившимся при нем сыном. Кроме вышепрописанных в Памятной монастырской книге сохранены два обстоятельства, доказывающие благодетельную помощь преподобных. Первое. В великий мясопуст (какого года не сказано) загорелся в обители скотный двор и ограда, при чем сгорели две скотины и несколько корму. Двор этот стоял близ монастыря и церквей. при бывшей тогда скудости в обители <...> начинали скорбеть о лишениях, но явлением преподобных были утешены. Преподобные являются старцу Аврамию, и объясняют ему причину пожара тем, что скотному двору не надлежало быть близ церкви, приказывают ему снова и немедленно построить скотный двор близ озера. В третий же день после сего явления, прибыла в монастырь росомаха. Зверя поймали и продали за 20 гривен серебра. На деньги сии устроен скотный двор при озере. Где он и до ныне находится. Второе. Случилось в обители крайнее оскудении казны тогда, как производились там постройки. Трудники и наемники приступили к хранителю казны с просьбой должного за труды, а уплатить было не чем. Братия скорбели и не знали, что делать, но возложили упование на помощь Божью и преподобных. Надежда была не тщетна. К вечеру того дня, когда надлежало учинить расплату с трудниками и наемниками, поднялась на море сильная буря, загнала волнами в Унские Рога и выбросила на берег уже омертвевшего кита, против монастыря. Братия, по выходе из церкви после вечерни, увидели на берегу это морское животное – «яко гору», и в тоже время признали в сем обстоятельстве милость Божью и помощь преподобных оскудевшей своей обители. Они измерили кита и нашли в нем восемь больших сажен, а рассекши извесили и нашли весу одного жиру более 200 пудов. Продав это, они выручили «до 500 гривен», и из них уплатили трудникам и наемникам, да и состояние монастыря поддержали.

Пожалования и вклады царские и пожертвования частных лиц

Пертоминская обитель имела счастье принимать милости от некоторых царственных особ, именно следующие:

а) 1636 года июня 19 дня, государь Михаил Феодорович пожаловал в вечное поминовение по отце своем святейшем патриархе Филарете 50 рублей.

б) 1646 года царица Евдокия Лукиановна пожаловала для Преображенской церкви царские врата и сень, писанную на золоте.

в) 1678 года июня 15 дня от монарших щедрот высочайше повелено выдать в Пертоминскую пустынь 50 четвертей ржи на пропитание братии.

г) Крест напрестольный серебряный, весь вызолоченный с <...> и обложенный добрым зернистым жемчугом, <...>. Лета 7188 апреля в 20-й день построен сей крест повелением великой государыни царевны и великой княжны Татьяны Михайловны в Преображенскую пустынь в вечное поминовение по душе сестры великой государыни благоверной царицы и великой княжны Ирины Михайловны, – неотъемлемо.

д) 1683 г. февраля 27 дня цари Иоанн и Петр Алексеевичи, пожаловали на созидание каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, на братские кельи и на ограду все материалы, как то: кирпич, известь, железо и все эти здания повелено ими возвести на счет казны царской.

е) 1684 г. теми же государями – с покупных монастырск<...> по всем городам десятой пошлины не брать.

ж) 1686 г. теми же государями повелено выдавать строить про все годы прогонные деньги на 13-ть лошадей, и при том прописано воеводам на Двину и на Холмогоры именными грамотами давать строителю Пертоминской пустыни водоходные суда с Вологды до Холмогор, и от Холмогор до монастыря со всякими снастями, или вместо судов деньги из таможенных доходов.

з) 1689 г. апреля в 15 день от царственного двора тех же государей пожалованы сосуды серебряные, весом в три фунта двенадцать золотников, с надписью: «7197 г. апреля в 15 день, в вечное поминовение по государыне цесаревне и великой княжне Ирине Михайловне».

и) 1690 г. те же государи пожаловали игумену с братию на разные расходы сто девяносто восемь рублей, пятнадцать алтын и одну деньгу.

i) 1694 г. июня 3-го, Император Петр I-й, во время пребывания своего в сем монастыре, изволил даровать на строение ограды 200 рублей, да братии в милостыню 60 рублей, в церковь красного вина и свеч довольное количество и рыбы для братского стола; пожаловать также монастырю рыбные и звериные ловли; государственные пошлины, взятые за прошлые годы, повелел возвратить; за разбитую на промысле ладью даровал монастырю, в возмещение убытка, 60 рублей.

Пожертвования частных лиц, более значительные, были следующие:

к) 1654 г. окольничий Федор Бутурлин положил вкладом образ Пресвятой Богородицы с Ростовскими чудотворцами, обложенный венцами и <...>, и другой образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с таковым же окладом, и, кроме того, двоеличной камки на сосуды покровы с золотыми крестами.

л) 1785 г. генерал-майор Петр Мартьянов приложил три образа в киоте деревянном: из них два двунадесяти Апостолов, а третий Вознесения Господня, с двумя ликами св. Иоанна милостивого и св. Иоанна воина, в серебряных окладах, с венками чеканными.

м) 1826 г. июня 21 дня, 1-го ранга Алексей Сарычев пожаловал в церковь преподобных две хоругви на голубой французской тафте, обложенные кругом бахромою с золотыми на концах кистями; на одной хоругви изображение знамения Пресвятой Богородицы, а на обороте ее св. Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец; на другой св. мученики: Гурий, Самон и Авив, а на обороте – Зосима, Савватий Соловецкие, Вассиан и Иона Пертоминские чудотворцы.

н) Того же года Архангельский купец Афанасий Плотников приложил во храме преподобных угодников два серебряных сосуда, внутри золоченые, весом 43 золотника.

Угодья монастыря

До штатов было за монастырем 25 душ крестьян. Когда и кем пожалованы неизвестно. В 1800 году дано монастырю земли:

1) Пахотной, именуемой Банное поле, находящееся близ монастыря, 4 десятины 1400 квадр. сажен.

2) Сенокосной в разных местах, а именно:

а) в наволок две десятины 528 квадр. сажен.

б) при Каменном ручье 11 десятин 1600 квадр. сажен.

в) неудобной одна десятина 165 квадр. сажен.

г) в Ягодном и Островской 11 десятин 1242 сажени.

д) неудобной одна десят. 2100 квадр. сажен, расстоянием от монастыря в 10 верстах.

Сверх сего, монастырь имеет следующие угодья: четыре тони рыбных и звериных на Унском берегу, кои состоят на оброке, так же озеро с истоком для ловли на <...> рыбы, за губою на Лудской стороне, называемое Ратоминским, и при нем сенные покосы, расстоянием от монастыря в 20 верстах. Довольствие монастырь получает и от домашнего хозяйства, хотя и малого, состоящего из рассадки огородных овощей и скотоводства. Лошадей с нужными для хлебопашества инструментами содержится в нем две-три, а рогатого скота штук до десяти.

Не в дальнем расстоянии от монастыря и от банного озера, на протекающем из него ручье, устроена деревянная мукомольная мельница.

В Сумском посаде находится на оброке другая деревянная же мукомольная мельница, на владение коей имеется указ 1803 г. февраля 5 дня.

Здания монастырские

Благочестивый Монарх явил особенные щедроты свои обители еще тем, что по царскому его указу повелено выстроить для братии каменные кельи, и, от келий сажен на 20-ть, таковую же ограду с башней на углу, а для присмотра за строением был определен офицер; каковое строение через два года и окончено. Но через 138 лет здания сии подверглись разрушению, особенно ограда, которая в настоящее время заменена палисадником; оставшаяся половина обветшавшего корпуса келий, по возможности, поддерживается, как незабвенный памятник великого благотворителя обители.

От вышеописанных зданий в 25 саженях на южной стороне находится деревянный дом с двумя покоями для работных людей, и при нем скотный двор.

На берегу губы, в полуверстном расстоянии на север, амбар о двух кладовых.

В 15-ти саженях от деревянного дома на восток деревянное гумно с овином.

Неподалеку от дома погреб земляной со срубом и амбаром на верху, и деревянная баня.

Самостоятельность монастыря и перемены в оном

Самостоятельность Пертоминского монастыря, со времени его основания, дважды подвергалась переменам. Из описания видно, что Пертоминская обитель начало свое получила в 1-й половине 17-го столетия, а именно 1617 года, с пришествием первого инока Иоасафа, и с тех пор существовала независимо от других монастырей около 40 лет. Но когда был устроен монастырь Крестный, тогда святейший патриарх Никон, основатель и строитель Крестного монастыря, приписал к нему, между другими обителями и Пертоминскую со всеми ее монастырскими строениями и угодьями, и отобрав также некоторую церковную утварь, жалованные грамоты и письменные крепости. В сем подчинении она находилась до 1675 года. А в этом году, уже по сошествии Никона с патриаршего престола, Корнилий митрополит Новгородский, по челобитью домового своего черного дьякона Михаила Харзеева, приказал Анании, игумену Сырбенской пустыни (бывшей также приписанной Крестному монастырю, но отделившейся от него ранее Пертоминской), отобрать от Крестного монастыря все, взятое в оный из Пертоминского и передать последнему по описи, «и впредь тоя Пертоминская пустыни, никакими угодьи Крестного монастыря архимандриту с братию владеть не велел, а велел тою пустюнью и со всеми угодьи ведать черному диакону Михаилу, и тое пустыню со всякою монастырскою казною и с монастырским строением отписать на черного диакона Михаила»9. Таким образом самостоятельность Пертоминской пустыни восстановлена. А по установлении штатов, пустынь упразднена и монахи переведены в пустынь Ламбасскую Пинежского уезда, оставленную на своем содержании, а за тем и земли и все угодью отошли частью к Ламбасской пустыни, частью к крестьянам селений, в коих они находились. Но 1766 года ноября 13-го дня, преосвященный Иоасаф представил Святейшему Синоду, что Ламбасская пустынь к жительству монашествующих неспособна, упраздненная же пустынь Пертоминская, по свои строениям церковным и хозяйственным, равно и положению на пути богомольцев в Соловецкий монастырь, заезжавших на поклонение мощам Вассиана и Ионы, гораздо лучше и выгоднее для жительства и довольства монашествующих, и просил об оставлении Пертоминской пустыни на таком же положении, как оставлена было и Ламбасская. В следствие сего, 1774 года 26 июня указам Святейшего Синода велено монахов из Ламбасской пустыни вывести в Пертоминскую, и по выходе, с первою поступить <...> при духовных штатах учреждения; а 1775 года 7-го марта, указам Святейшего Синода преосвященному Арсению предоставлено на усмотрение, какую из сих двух пустыней оставить выгоднее. Но сии два указа долго не были исполнены, потому что земли, принадлежавшие Пертоминской пустыни, по упразднении ее, некоторые остались у крестьян, бывших за нею, а другие, за удовлетворением крестьян и за неимением других по близости крестьянских селений, отданы в оброк. Дело таким образом затянулось. По резолюции преосвященного Вениамина, преемника Арсения, Архангельская консистория представляла по сему предмету в Контору государственной коллегии экономии свои предположения и требования. Конторой, в удовлетворение Пертоминской пустыни, сделаны распоряжения, но в исполнении их открылось затруднение со стороны крестьян, показавших, что земли, коими назначено удовлетворить Пертоминскую пустынь, неудобны; в следствие сего, угодья назначены в других местах, и дело кончилось только в конце 1778 года10. С того времени и поныне Пертоминская обитель и поныне пользуется самостоятельностью.

Иерархическая степень обители и управление

Пертоминская обитель со времени своего основания всегда состояла на своем содержании, и теперь – в числе заштатных. Настоятели ее были первоначально строители, иногда игумены, а иногда и простые вдовые священники, по малолюдству братии, и даже иеродиаконы и простые монахи. Прежде всякого настоятельства, жили при мощах Вассиана и Ионы Мамант, потом Дионисий Сорока и наконец черный поп Ефрем, поставивший Преображенскую церковь, освященную игуменом Иаковом.

1) Впрочем, первым строителем и основателем Пертоминской обители, по местным записям, был некто инок Иоасаф, прибывший 1617 года из пределов Великого Новгорода, постриженик пустыни Александра Свирского, родом Свирянин. Скончался он 1649 года марта в 7-й день. А по списку Строева, первым игуменом в Пертоминском монастыре был Иаков с 1617 до 1621 года. В этом последнем году 11 июня, действительно, пожалована была царская грамота на имя игумена Иакова с братею. <...>, в 1627, 1630 и 1633 годах, при царе Михаиле Феодоровиче упоминается иеромонах Антоний с братию.

2) Преемником Иоасафа был инок Иосиф, постриженик сея пустыни, избран по приговору братии, еще при жизни Иоасафа, отказавшегося от начальствования за престарелостью; муж искусный и трудолюбивый, родом Серпуховин. Он скончался в 1657 года марта в 25 день. Впрочем, в 1637 году упоминается в Пертоминской пустыни Спасский черный поп Корнилий, на имя коего дана в Новгороде 5 марта Новгородским митрополитом Афонием грамота на построение Успенской церкви с приделом Алексея человека Божия на старом церковном месте. В 1639 году упоминается строитель иеромонах Вассиан.

3) После Иосифа восхитил строительство схимонах Тихон в 1657 г. и строительствовал девять лет. За ним настоятельствовали:

4) Строитель Феодосий, священник (1666 г.), принявший сию должность по выбору братии.

5) Строитель священноинок Ефрем 1668 года.

6) Строитель иеромонах Михаил Харзеев из иеродиаконов домовой церкви Корнилия митрополита Новгородского (1675 г.). По его ходатайству монастырь сей, приписанный патриархом Никоном к Крестному монастырю, отошел от него со всеми бывшими за ним владениями и сделался опять самостоятельным. При нем же в 1679 году, по грамоте Новгородского митрополита Корнилия, построена церковь Преображения Господня, с приделом Федора Стратилата, которая и ныне существует; а в 1683 году, по царской грамоте, строена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезною, хлебною и погребами, с отпуском жалованного из казны материала на постройку оной. Им же исходатайствованы монастырю и царские многие милости. Управление игумена Михаила продолжалось с 1675 до 1690 года и вообще ознаменовано жалованными грамотами и вкладами монастырскими от царей и цариц. Но по долговременном начальствовании он, за разные преступления, патриархом Иоакимом в декабре 1690 года отрешен от должности и сослан в Сибирь. После Михаила заведовали монастырем несколько времени келарь старец Вавила и казначей старец Серапион.

7) Игумен Лаврентий. При нем в 1691 году, построен, вместо обветшавшей Преображенской церкви, над мощами чудотворцев Вассиана и Ионы, деревянная часовня, по грамоте Холмогорского архиепископа Афанасия. При нем также достроена и освящена в 1692 году каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, остающаяся доселе, а стоявшая подле нее с 1637 года Успенская деревянная церковь в 1691 году разобрана по грамоте преосвященного архиепископа Афанасия.

8) Строитель иеромонах Мефодий – 1693 г.

В 1700 году управлял келарь иеромонах Иона

9) Строитель игумен Викентий – 1701 г.

10) …… иеромонах Флавиан – 1705 г.

11) ……. иеромонах Евагрий – 1707 г.

12) …… иеромонах Варсонофий – 1708 г.

13) ……. иеродиакон Елисей – 1721 г.

14) ……. иеромонах Иосиф – 1728 г.

15) …… иеромонах Даниил – 1751 г.

16) …… игумен Игнатий – 1753 г.

17) …… схимонах – Давид – 1754 г.

18) …… иеромонах Иаков – 1757 г.

19) …… иеромонах Иона – 1758 г.

20) …… монах Михаил – 1759 г.

21) …… иеродиакон Иоасаф Лебедев – 1761 г.

22) …… священник Гавриил – 1762 г.

23) ……иеромонах Вениамин – 1763 г.

24) …… иеросхимонах Василий – 1764 г.

25) …… игумен Петр – 1765 г.

А по списку Строева Петр переведен из Корельского монастыря 1 апреля 1762 года.

26) …… монах Фирс с 1766 до 1778 г.

27) …… иеромонах Григорий – 1781 г.

28) …… иеромонах Варлаам – 1787 г.

29) …… иеромонах Феодосий – 1792 г.

30) …… иеромонах Рафаил – 1804 г.

При нем, вместо бывшей деревянной часовни над мощами преподобных Вассиана и Ионы, построена каменная церковь во имя сих чудотворцев с употреблением каменного материала из начатой, но недостроенной каменной ограды вокруг монастыря.

31) строитель иеромонах Герман – 1809 г.

32) …… Александр – 1810 г.

33) …… Илия – 1811 г.

34) …… Логгин – 1812 г.

При нем в 1814 году освящен каменный храм во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, вместо предположенной церкви во имя преподобных Вассиана и Ионы. Он был деятельный строитель, изрядный эконом м искусный земледелец.

35) …… иеромонах Венедикт – 1823 г.

36) …… вдовый священник Стефан Уаров – 1831 г.

37) …… иеромонах Софония – 1832 г.

38) …… иеромонах Иезекиля – 1835 г.

По окончании курса в Архангельской семинарии, он посвящен в иерея Холмогорского Преображенского собора, но овдовев, вступил в монашество; был казначеем Крестного монастыря, а потом определен строителем Пертоминской обители.

39) …… иеромонах Иларион – 1842 г.

Архангельской семинарии инспектор, впоследствии архимандрит Архангельского и наконец Иверского Валдайского монастыря. Скончался в Архангельске 1854 года февраля 24 дня, не быв в Иверском монастыре.

По списку Строева строитель Иларион управлял с 1845 до 1847 года.

40) Строитель иеромонах Афанасий, постриженик Соловецкого монастыря, родом из Петрозаводска и управлял монастырем с 1847 до 1855 года.

41) Иеромонах Аврамий, присланный по распоряжению Свят. Синода, в следствие ходатайства Архангельского епархиального начальства, из Тотемского монастыря Вологодской епархии и управлял монастырем с 1855 до 1858 года.

42) Строитель иеромонах Савва с 1859 до 1861 года.

43) ……игумен Аполлоний с 1861 до 1866 года.

44) …… архимандрит Кирилл с марта до августа 1867 года.

45) …… игумен Савватий с 1868 до 1870 года.

46) Строитель иеромонах Георгий с 1870 до 1873 года.

47) Строитель иеромонах Досифей управляет доныне.

Приложение

Описание дивного спасения Императора Петра I-го около Пертоминской обители

Обстоятельство сие в Памятной книге монастыря рассказывается

В лето 1694 мая 29 дня, Великий Государь шествие учинил с города Архангельска в Соловецкий монастырь на яхте; в походе с Великим Государем был и Преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский. Во время сего, его царского величества путешествия по Белому морю к Соловецкому монастырю, приключилось от бурных ветров немалое и опасное волнение; но Божьим <...>, государь от сего бедствия спасся и со всеми при нем бывшими, что было <...> образом:

«Когда из устья Двины реки вышли, тогда ветер к Соловецкому монастырю был благополучен; но как зашли за морскую губу, называемую Унскими Рогами; тогда нечаянно восстал ветер сильный и прекрутой, от которого причинилась буря великая на море, и от того суда государевы носились нужно волнами; все тогда утверждение на судах начало сокрушаться, и едва якорями возмогли содержатися. Все тогда были в столь великой скорби и печали, что и отчаяватися начали о избавлении своем, чего ради все мольбу ко Господу Богу приносили, и Преосвященный архиепископ Афанасий молебное пение совершал, а Государь, учиня христианскую исповедь, приобщился св. таин пречистого тела и крови Христовой от рук Преосвященного. Как только Государь показал всем чрез таинство образ присвоения к Богу, абие призрев Господь Бог с высоты своея на высокого славою, постави некоего от сущих ту корабельник ко спасению, Антипу именем, от Сумския веси крестьянина, который находясь на том же судне лоцманом, приступить дерзнул к царю и сказал: «ежели, Великий Государь, Господу поспешествующему нам, улучим путь в Унские рога, то можем надеяться о спасении нашем; а ежели не улучим, то суетно спасение наше». Державный Государь, видя сей способ надежнейшим и признав то за Промысел Божий и их спасении, чрез того крестьянина объявленный, повелел путь поворотить прямо в Унские Рога, и учинил того Антипу кормчим. В Унских же рогах много имеется подводных камней, и путь весьма узок, где многие суда или от незнания пути, или от волнения ветров, на камни наносятся и разбиваются. Но Божьим пособием и путеводством крестьянина Антипы, благополучно вошли в губу, называемую Унскими рогами, и пристали к тому берегу, на котором стоит Пертоминский монастырь. И было сие июня во 2-й день, в отдание пятидесятницы, последи часу обедного, как прииде яхтою в Унскую губу Богом хранимый Государь, Царь и Великий князь Петр Алексеевич, всея великия и малые и белые России самодержец, и с ним Государем от духовного чина Преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важеский, духовник священно-пресвитер Петр Васильев, и от синклита его царского бояре и всякого чина духовного и воинского, и приставши к губе под монастырем Пертоминским, изыдоша на сушу, все с радостью благодарили Бога. Потом прииде Великий Государь в обитель Пертоминскую и с ним сущеи, и пришедше во храм Преображения Господня со всеми хвалу и благодарение Господу Богу воздаша п вожделенном спасении своем пели молебные пения всемилостивому Спасу. В церковь святую церковного вина и свеч довольно изволили даровати и братии на учреждение столовое рыбы довольно; за сими же и свои царские пошлины, взятые за прошлые лета, отдати повеле; для содержания же монастыря земли, рыбные и звериные ловли даровал, на которые после даны были и грамоты за его царскою рукою и за печатями на золотых кистях, и бысть радость велия во обители всем живущим пришествием царевым.

Июня 5-го дня, благочестивейший Государь Петр Алексеевич с Преосвященным Архиепископом и своим синклитом царским сотвори праздник Всемилостивому Спасу со всенощным бдением. На литургии сам царь на клиросе пел и послания Апостолов читал. И по сем Великий Государь Петр Алексеевич в память путешествия и бытия своего в Пертоминской обители Всемилостивого Спаса, святый крест деревянный, видением четвероконечный, сам своими руками содела, и нес из монастыря на раменах своих со всем синклитом до места, идиже присташа первые к берегу, и постави его на месте том, и подписа разными письмены на голландском языке своими же руками, и тогда вскоре по наставлению креста дарова Бог ему благочестивому Государю благополучный ветер в Соловецкий монастырь, и пойде паки мирным путем по морю, со всеми, радуясь, 6-го июня.

Великий Государь после бытности своей в монастыре, в знак своего благодарения Всевышнему за избавление, а паче для того, что в монастыре на строение много царского иждивения употреблено, благоволил приказать и прочее строение монастырское казенным зданием покончить, и потому его царским указом был определен для присмотру в строении один майор, который чрез два лета, находясь при монастыре, построил весьма порядочные каменные здания – братские кельи, и от келий саженей на двадцать ограду, а на углу башню».

Сообщил Д. Чл. Макарий Епископ Архангельский

* * *

1

Называют его и Портоминским и Поратоминским, т.е. монастырь за озером Ратоминским, а в делах пишется он и пустынью, и прежде существовал под именем пустыни Всемилостивого Спаса, Нерукотворного образа.

2

Текст неразборчив – примечание электронной редакции.

3

См. в Памят. кн. повеств. об обретении мощей препод., лист 2-ой.

4

См. в Памят. кн. л.3 на обороте.

5

В Памятной монастырской книге пишется (лист 4-ый), что к сей четверице прибыло в монастырь еще двое из мирских людей, именно, сборщик от некоего из русских монастырей Козьма с сыном. Здесь он заболел, и, по явлению ему преподобных, получил исцеление, дав обет остаться в монастыре и с сыном своим.

6

Церковь сия, по предположению строителя Рафаила, представленному на благоусмотрение епископа Евлампия в 1804 году и им утвержденному, долженствовала быть во имя преп. Вассиана и Ионы, но впоследствии по представленному строителем Логином на выбор епископа Парфения предположению устроить церковь сию во имя Вассиана и Ионы, или Соловецких Чудотворцев, преосвященный Парфений разрешил последнее. См. Пам. кн., стр. 23–29.

7

Причем преподобные предрекли, что егда благоволит Бог неизреченною премудростью, устроить на сем месте пение и звон. Пам. кн. л..2 об. и 3-й в начале. Там же о всех прописанных в сей ст. обстоятельствах, листы 1–6.

8

В Памятной монастырской книге это обстоятельство заканчивается замечанием что сотворися таковое чудо на недужном преподобными, «за еже пророчеству их не солатися». Стр. 4-я на обор.

9

См. грамоту о сем митр. Корнилия в Пам. кн. л. 30 и 31-й.

10

См. о сем консисторский указ 1778 г. декабря 4 дня в Пам. мон. Кн. лист. 101–104.


Источник: Историко-статистическое описание Пертоминского мужского монастыря / [Соч.] Д. чл. еп. Арханг. (ныне Новгород.). - Москва: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1882. - [2], 20 с. (В конце текста: Сообщил д. чл. Макарий, еп. Арханг.; на обл. в подзаг.: Д. чл. еп. Архангельского (ныне Нижегородского и Арзамасского)).

Комментарии для сайта Cackle