Источник

Общее Историческое обозрение древних новгородских церквей

Время построения первоначальных церквей в Новгороде. Основатели древних новгородских церквей. Материалы, из которых строены древние церкви. Внешнее и внутреннее устройство древних церковных зданий. Различие древних новгородских церквей.

1. Первоначальное построение новгородских церквей должно быть современным первоначальному введению христианства в России вообще и в Великом Новгороде. Впрочем, начальное построение их нельзя с точностью относить ко временам равноапостольные княгини Ольги. У Нестора в летописи хотя и сказано1, что «в лето 6455 (947), иде Вольга (Ольга) Новугорооду и устави по Мсте повосты (погосты) и дани, и по Лузе оброки и дани»; но из самой связи речи видно, что сии установления великой княгини касались разделения сел и деревень на округи по земским их повинностям, а не на приходы поселян по церквам, как ныне употребляется слово: погост. Да и разделение cиe было еще до воспринятия Ольгою христианской веры за 10 лет2. О ней же в Степенной книге повествуется3, что по просвещении верою «cия новая Елена обходящи грады и веси во всей Рустей земли, всем людем благочестие проповедая, учаше их вере Христове, яко истинная ученица Христова, единоревнительница Апостолом, дани и оброки легки уставляющи и кумиры сокрушающи, и на кумирских местах кресты Христовы поставляющи, и от крестов многи знамения и чудеса содевахуся и до сего дне». Основываясь на столь ясном свидетельстве, можно бы допустить, что с просвещением княгини Ольги просветился и Новгород, и начали воздвигаться церкви в самом городе и его окрестностях; но прямых свидетельств о сем в летописях не сохранилось. Первое просвещение верою и первое построение церквей в Новгороде, по ясному свидетельству летописей, относится ко времени святого и равноапостольного князя Владимира (988), просветившего всю русскую землю св. крещением. По возвращении из Корсуня и по крещении Киевлян, он немедля начал распространять просвещение святою верою и в прочих своих областях. «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом», пишет об нем Нестор4. В Густинской летописи приводится свидетельство5, что Владимир, посылая сыновей своих в уделы, послал с ними священников, приказал сыновьям6, чтобы каждый из них в своей области заботился о построении храмов и просвещении язычников верою. А в Степенной книге именно упоминается7, что он «в Новгороде вся идолы сокруши и требища разори, и многие люди крести, и церкви воздвиже и пресвитеры постави по градовом и по селом новгородского предела». Впрочем из этих церквей, построенных при св. Владимире И, остались известия только о трех церквах: Богоотец Иоакима и Анны, Софийской соборной деревянной о 13 верхах (988), и Рождество Богородицкой (995), основанной на месте стоявшего идола Перуна8 при сыне равноапостольного Владимира Ярослава И, просвещение в Новгороде начало распространяться более и более, а вместе с сим и церкви созидались в большем количестве9. В его долговременное управление Новгородом, одни из церквей были только основаны, а другие совсем были устроены. Известно, что Ярослав Мудрый до 1015 года был новгородским князем удельным, а по смерти отца до самой своей кончины в 1054 году оставался самодержавным великим князем киевским. В период удельного княжения, Ярослав старался о распространении веры и благочестия между подданными Новгородцами, при помощи отца своего Владимирa И; а в период самодержавного управления употреблял подобное старание при помощи супруги своей, святой благоверной княгини Анны и сыновей своих Илии, св. Владимира и Изяслава, преемственно управлявших Новгородом. Между тем, в дошедших до нас летописях, кроме нынешнего Софийского собора (1045–1052)10, не упоминается о новгородских церквах, кои строены были при Ярославе I, даже не упоминается и о церкви при дворе княжеском до 1113 года, в продолжение 124-летнего уже существования Ярославова дворца.

Но вообще должно заметить, что молчание летописцев, нисколько не опровергает доказываемой нами истины касательно древнейших церквей. Ибо составители летописей с большею подробностию начинают описывать современные им происшествия уже в конце XИ века. Повествуя об основании некоторых церквей и монастырей, ближайших к их времени, летописатели упоминают об них в толь малом количестве, что церкви сии недостаточны должны быть для многолюдного града, а тем более для новгородских пределов, притом упоминают на таких местах, которые могут почитаться загородными. Так напр. в продолжении всего XИ века, и то уже в конце онаго, записано в летописях (кроме Софийского собора) о построении в 1092 году двух только церквей и на одной Софийской стороне11: Вознесенской на Прусской улице12 и Петропавловской монастырской на Синичей горе13. Если же и вне города были строены церкви, то тем более должны быть основаны церкви близь Кремля и на других нарочитых местах. Но не упоминается об этих церквах потому, что они строены прежде наших летописателей, т. е, восходят за пределы летописей. Даже и в летописях XИИ века до 1134 года, кроме монастырских Антониевой (1117) и Юрьевской (1119), на Торговой и Софийской сторонах упоминается о сооружении седьми только церквей, а именно: Благовещенской на Городище (1103), Николаевской Дворищской (1113), Феодора Тирона между улицами Щерковою и Розважскою (1115), Феодора Стратилата (1118)14, Предтеченской на Петрятине дворе (1118–1127)15, Успенской и Георгиевской в Торгу (1133). Между прочим, под тем же 1134 годом, до которого показано на торговой стороне существовавшими только четыре церкви16, в древней летописи записано17: «в лето 6642 (1134) погоре трговый пол, от ручья Плтницьного до конця Хлма, якоже и преже бяше погорел; а церквий цьстяных 10 сгоре, августа в 4». Какия именно были эти 10 церквей, сгоревшия в 1134 году, летопись не объясняет. Что касается до места, где находились сгоревшия церкви, то оно в летописи определяется пространством между Плотинским ручьем и холмом. Но Плотинский ручей есть не иное что, как нынешний Феодоровский ручей, протекающий чрез Плотенский конец и получивший от него название, но изменившийся в наименовании со времени устройства церкви Феодора Стратилата (1360) у оного ручья. А холмом, как известно, издревле называлось то высокое место в Славне, где ныне находится Ильинская церковь, также называвшаяся поставленною на холме. Если же и на этом пространстве, которое занимается ныне на Торговой стороне от Федоровского ручья до Славна, было в 1134 году 10 церквей; то сие указание летописи ведет к тому заключению, что в XI и особенно в начале XII века было много церквей, о коих в летописях не упоминается, или упоминается уже в новом, устроенном виде, на прежнем их основании.

2. Основателями древних церквей, особенно при распространении христианской веры, в России были благоверные великие князья и верные сотрудники им в делах веры преосвященные архипастыри. Те и другие как бы за правило себе поставляли воздвигать храмы в честь тех святых, которых имена они на себе носили. По сей причине, о данных при крещении великим князьям христианских именах, но забытых с течением времени, заключают по наименованиям сооруженных ими церквей18: потому что у летописцев имена их большею частию записаны славянские (языческие) как общеупотребительные и называемые княжими19. Примеры построенных князьями церквей находятся как в Киеве, так и в Новгороде.

Так, по примеру равноапостольного родителя своего, благоверного князя Владимира, нареченного во святом крещении Василием, построившего первый храм в Киеве во имя святого Василия Великого, сын его, достопамятный для Новгорода, великий князь Ярослав I, нареченный Георгием, не только сооружал святые храмы в честь великомученика Георгия20, но и в 1030 году, победив Чудь, основал там город Юрьев21. Подобное было и в Новгороде. Посланный сюда от Владимира первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин, по обращении Новгородцев в христианскую веру, соорудил здесь первую церковь в честь святых Богоотец Иоакима и Анны. В подражание Ярославу I и епископу Иоакиму, преемники их преимущественно устрояли храмы во имя святых, которых имена носили на себе родители или дети строителей. Великий князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, нареченный в крещении Георгием, основал 1119 года, в честь своего Ангела, Георгиевскую каменную соборную церковь в Юрьеве монастыре22. А сын его, св. благоверный князь Всеволод, в память сына своего Иоанна, построил в Новгороде церковь Предтеченскую на Петрятин двор или иа Опоках23. Посему можно с достоверностию заключать, что в XI веке новгородскими князьями построены церкви: св. Пророка Илии в память князя Илии Ярославича, (+ 1020), св. великомученика Димитрия тезоименитым ему Изяславом Ярославичем, св. Апостола Андрея Первозванного в память Всеволода Ярославича, св. Архангела Михаила Святополком – Михаилом Ярославичем, а св. Апостола и Евангелиста Луки вторым новгородским епископом Лукою. В XII веке, 1184 года, св. Иоанном архиепископом, во имя его Ангела, основана каменная церковь св. Иоанна Предтечи на Торговищи, находившаяся от Николо-Дворищского собора на восток24. Равно и в ХV веке, 1445 года, св. Евфимием вяжицким, в память его Ангела, устроена у себя на стенях каменная теплая церковь преп. Евфимия Великого25. Примеру князей и архипастырей касательно построения церквей подражали также новгородские посадники и другие именитые граждане26. Отсюда, как от именитых граждан получали в Новгороде названия различные улицы, так от имени их Ангелов назывались церкви, ими устроенные.

Много было в Новгороде церквей и так называемых обетных или обыденных, построенных по обещанию всего города в отвращение смертоносной язвы, глада, труса и болезни. Из числа их, по порядку времени, укажем на обетную церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, построенную в 1390 году за софийским собором архиепископом Иоанном II в прекращение мора27. Другая обетная церковь св. Анастасии построена в 1417 году по случаю моровой язвы, известной под именем Анастасиинского мора, и вместе с нею построены обетные церкви св. Пророка Илии в конце Прусской улицы и св. Афанасия, из коих первая построена Новгородцами из остаточных материалов от Анастасиинской церкви, а вторая Новоторжцами28. После этого, в том же столетии, 1424 года построена обыденная церковь Происхождения Честных Древ за Софийским собором по случаю также моровой язвы29. Б 1467 году поставлена обетная церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, по случаю моровой язвы от железы30. Подобным образом и в XVI веке устроены были обетные церкви: евангелиста Луки на Лубянице, Похвалы пресвятой Богородицы заветная от мору в 1508 году на площади у Софийского собора31. Покровская также в кремле за алтарем Входоиерусалимской церкви в 1527 году32, евангелиста Марка в 1533 году, Кирилла Белоезерского и мученика Христофора на Семен день в 1553 году33. Все сии церкви назывались обетными потому, что строены по обету всего города, а обыденными потому, что строились в один день. Кроме того, в 1421 году упоминаются две церкви – Богоявленская и Спасская построенными не целым городом, а двумя братьями, впрочем по великом чудеси, что Бог избавил Великий Новград от великого труса и потопа и каменной тучи34.

Особенными поводами к построению обетных церквей служили у Новгородцев нападения врагов и победы над врагами, особенные какие-либо события, которых память хотели увековечить построением храмов в честь праздника или угодника Божия, день коего ознаменован событием. Так, напр.,

о церкви св. Воскресения на кремлевских западных воротах, построенной в 1296 году при архиепископе Клименте, известно, что она сооружена по случаю одержанной победы над Шведами35. В 1381 году построена великим князем Димитрем Иоанновичем Донским каменная церковь св. Димитрия Солунского на Славкове, в возблагодарение Господу Богу за победу, одержанную над Мамаем на Куликове поле36. А самая добыча, приобретенная Новгородцами на войне, была употребляема на украшение храмов; как напр., ореховским серебром была поновлена в 1350 году каменная кремлевская церковь Бориса и Глеба, построенная на месте первого деревянного Софийского собора37.

Поводом к построению церквей в Новгороде служили также особенныя чудеса и знамения от икон и т. п. Примером служит небольшая церковь св. исповедников Гурия, Самона и Авива, примыкающая к юго-западному углу собора: она построена 1411 году, по случаю знамения от иконы исповедников Христовых38. По чудеси устроены были церкви: в 1199 году Рождество-Богородицкая в Михалицком монастыре39, в 1455 году деревянная церковь Алексия человека Божия за большим валом в Людине конце, на Алексеевской улице40. Некоторые храмы в Новгороде построены были в честь новопрославленных святых российской Церкви и новоявленных чудотворных икон, каковы напр. храмы: Николо-Дворищский (1113), Знаменский (1354), Никололипенский (1292) и Симеона Богоприимца (1467).

3. При первоначальном распространении христианской веры в Новгороде, церкви в нем были деревянные, так что в продолжении X и XI веков, кроме второго Софийского собора и некоторых других41, все прочие строены или рублены были из дерева. В XII же веке, по сказанию даже летописей, много сооружено было церквей каменных не только в самом Новгороде, но и в его окрестностях.

Причиною первоначального построения церквей деревянных было то, что скорое распространение христианской веры требовало вдруг построения церквей во многих местах; но искусных зодчих для построения каменных зданий в то время и во всей России не было. Из Греции же вызываемы были художники для построения тех церквей, кои созидались великими князьями и другими владетельными особами. О св. равноапостольном Владимире известно, что он, начав строить великолепные церкви, призвал для сего художников греческих42. Подобным образом и сын его Ярослав, чрез призванных из Греции в Россию художников, устроял и украшал храмы43. Хотя и после Ярослава зодчими в России были также Греки; впрочем с XII века, когда каменные церкви начали воздвигаться в большем количестве, появляются в Новгороде мастера русские. Из числа таковых мастеров ХII века первый упоминается в 1119 году Петр, трудившийся над построением величественной церкви св. победоносца Георгия в Юрьеве монастыре44, а второй Коровь Яксовличь с лубяной улицы, строивший в 1196 году каменную церковь св. Афанасия и Кирилла александрийских в Кирилове монастыре.45

При сооружении древних церквей в Новгороде, в кладку, обыкновенно, употреблялся простой и частию обтесанный камень плитняк и булыжник, а по местам и кирпич46: тот и другой извнутри заливали известью, растворенною с щебнем из обломков и битого того же самого камня. Эта кладка известна под именем полубутовой, т. е. начиненной между рядами камней раствором известковым, в который валили всякий камень. Но чтобы стены, утвержденные на мелких фундаментах, во время кладки не разваливались, они строились в так называемую коробку, т. е. обстанавливались досками дотоле, пока не могли засохнуть и окрепнуть. Известию обмазывали храмы с самых древних времен не только внутри, но и извне47. Связи употреблялись не железные, а деревянные бревенчатые48. Крепости же выкладенных стен помогали, с одной стороны, толщина их, простирающаяся до двух аршин, а с другой – известь, приготовляемая с удивительною клейкостью и плотностью. Кирпич для церковных зданий XI, XII и ХIII веков употреблялся в малом количестве, и большею частию для внешних украшений стен и внутренних сводов. И кирпич этот, известный под именем плинф, был неравный, большей и меньшей величины как в длину, так и в ширину, смотря по нуждам зданий. С XIV и XV века церкви начали строить из тесаного уже камня с прокладкою для уравнения тонкими кирпичными плитами, по приличию, извне и извнутри. А преимущественная постройка стен церковных из кирпича началась не ранее ХVI века: потому что и в Москве уже при Иоанне Васильевиче III вызванный из Италии Фиоравенти научил обжигать кирпичи, приготовлять лучшую известь, класть внутри стен ровный камень и связывать их железом49.

Впрочем наблюдение сей постепенности не всегда необходимо при обозрении церквей новгородских. Великие князья иногда и ранее показанного времени имели удобность сооружать с болшею прочностию и изяществом, нежели частные люди. Остаются в Новгороде и доныне уцелевшие от XI и XII века церкви, в постройке которых оказывается искусство выше предположенных наблюдений. И наоборот, были в ХIV и следующих столетиях такие церкви, кои от неискуства в зодчестве и недостатка приличных материалов вскоре по сооружении разрушались50. Притом, упоминаемые в летописях закладки, сооружения и освящения храмов также не всегда должно почитать первоначальным их основанием, но возобновлением или перестройкою их в тоже наименование. А потому и о материале церковных зданий надлежит судить иногда не по летописям, в коих о многом не упоминается, а о времени, в которое был тот или другой материал в употреблении, и по лицам, коими устроен был известный храм.

4. Устройство древних церковных зданий было неодинаково. С первых времен христианства, и особенно с IV века, церкви строились или кораблеподобные51; или круглые52, или осьмиугольные53 или крестообразные54; или четвероугольные55 разделяемые на три, четыре, на пять частей и более. Этого образца держались в Греции и потом в России, принявшей веру Христову со всеми обрядами и постановлениями от Греков. А посему нет сомнения, что первоначальные в Новгороде церкви строены по образцу константинопольских церквей; но фасады или виды и основные расположения древних деревянных церквей неизвестны. Уцелевшие до наших времен церкви в новгородской области хотя и не принадлежат к глубокой древности, впрочем строены, как надобно полагать, в подражание древнейшим. Ибо предки наши не любили изменять обыкновение отцов своих, особенно в построении деревянных храмов, которые сравнительно с каменными находились под меньшим влиянием разных западных орденов в архитектуре. Если же так; то древние деревянные церкви были сооружаемы с тремя поперечными отделениями и открытою папертью или крыльцом от запада. Первое пространнейшее прочих отделение занималось притвором; второе среднее возвышающееся – самою церковию, где, обыкновенно, помещаются клироса, амвон и иконостас; а за преградою от сего третье алтарем прямоугольным или полукруглым. Кровли на них делались на два ската, сверх которых на возвышающейся средине утверждалась на круглой шее глава с крестом56. Соответственности окон не в одной не было соблюдаемо.

Каменные древние церкви в Новгороде, обыкновенно, строили равносторонние, квадратные, а иногда и столпообразные57, с разными карнизами под кровлею на верху стен, или с несколькими, именно с 8ю угловатыми возвышениями, по которым те церкви назывались шатровыми58. На них большею частию устрояли по одному куполу; а в Юрьеве и Антониевом монастырях (XII века) устроено по три неравных, и на немногих по пяти, исключая Софийского собора, где шесть глав59. Крыты были гонтом из дерева или в чешую, а не редко и свинцом60, но с XV века свинец по местами начал заменяться на кровлях немецким железом61. Кресты на храмах были деревянные, обитые разного рода жестью, и железные с полумесяцем под ними и иногда с сидящим поверх креста металлическим голубем62. Первый символ под крестами, обыкновенно, изъясняется победою креста над луною, т. е. памятником свержения ига монголотатарского, также торжеством христианства над язычеством63. Второй символ выражает собою приосенение Духа Святого в виде голубя над св. храмами и над всеми молящимися в храмах.

Что касается до соборных церквей – градских и монастырских; то они, как в Новгороде, так и в других городах, устроялись квадратными и более величественными, нежели приходские и другие церкви. Вообще же древние церкви были малы и тесны, а внутри темны; потому что освещались узкими, продолговатыми окнами или просветами из слюды с железными решетками. Печей в церквах для отопления их до XV века не было, а с XV века являются, кроме холодных, церкви теплые64.

Внутренность церквей располагалась так: святый алтарь разделялся капитальными стенами на три части, в коих помещались престол, жертвенник65, выкладенные из кирпича, и диаконик. От этих трех частей были три алтарные полукружия, из коих среднее всегда возвышалось над прочими предалтариями в виде полубашенки; но все они вверху сводимы были куполами, кои знаменовали небо. Горнее место возвышалось от помоста на поларшина, с каменными, а иногда деревянными седалищами по обеим его сторонам. Среди самой церкви на четырех столбах, сведенных более или менее низкими арками, поддерживался главный купол; от чего внутреннее пространство было крестообразным66. Два западных столба вверху соединялись с западною стеною сводами, над коими устроялись хоры или, как тогда называли, полати для стояния женщин (γηνεχετον). Между тем на этих же хорах с давних времен устроялись по одному или по два и даже по три придела67. Вход на полати был устраиваем и с южной и с северной стороны, и выкладывался в более знаменитых церквах в круглом пустом столбе круглою лестницею, с возвышающимся поверх всего куполом. В самых куполах устроялись ризницы даже с тайниками для хранения церковной утвари от вражеских нападений68. В меньших церквах восход на полати был прямо в западных стенах, устраиваемых по этому случаю с большею толщиною в сравнении с другими стенами. Внизу у стен устроялись впадины или ниши для седалиищ во время чтения кафизм, а вверху по сводам– голосники, состоявшие из вделанных глиняных кувшинов, для лучшего эха при чтении и пении69. К западной стене присоединялась паперть уступом пред возвышением самого храма. Эти то паперти, в ближайшие к нам времена, при многих церквах распространены, и устроены в них земные приделы. Впрочем многие древние новгородские церкви, при всех перестройках и возобновлениях, сохранили древний вид свой. Этому содействовало обыкновение наших предков строить церкви на старой основе70, часто замечаемое летописцами, и старание подражать во всем своим предкам. Из позднейших пристроек к древнейшим церквам большею частию встречаются приделы, которых прежде или совсем не было, или по крайней мере не столько, сколько явилось их после. Действительно, устроять в храме один престол было обыкновением общим у христиан первенствующей Церкви71. По этому обыкновению, один престол был, как в константинопольском Софийском, так и в первоначальном Киево-Софийском соборе, каким он построен от Ярослава I72. Впрочем о новгородском Софийском соборе нельзя утвердительно сказать, чтобы он был когда либо без приделов. По крайней мере, в XII веке упоминаются уже приделы, притворы и трапезы не только в новгородском Софийском соборе73, но и в других церквах74. Величина церквей была не одинаковая. В последствии времени длина и особенно ширина их зависела от пристроенных притворов и папертей, а высота увеличивалась от подцерковьев. Впрочем подцерковья сии издавна устроялись в монастырях для усыпальниц, трапез, кладовых и разных келлий, а в городских церквах на Торгу для лавок и складки товаров. Кроме того, издавна встречаются новгородские церкви двуэтажные, т. е. с престолами вверху и внизу. А из церквей, поставленных на воротах, первою упоминается в1166 году каменная Спасская в Юрьеве монастыре75, а вторая в 1180 году Богоявленская в Благовещенском76 монастыре.

К украшениям древних церковных зданий в Новгороде, кроме впадин, поясов, полуколонн пилястров, относится мозаика и стенная иконопись по сырому грунту или al fresco77. Впрочем мозаика находится только в главном алтаре Софийского собора, вокруг горнего места, по обеим его сторонам. Что касается до стенной иконописи, то она в древних новгородских церквах находилась не только извнутри, но и извне. Она была в константинопольском и Киево софийском соборах; она же перенесена и в Новгород иконными писцами из Царьграда, начавшими росписание собора при Ярославе I78. Кроме изображений, стены храмов были украшаемы высеченными каменными крестами разной величины. Они вкладывались на поклонение и в поминовение душ в стены церквей, при первоначальном их сооружении или после, по особенному усердию христиан. Хотя летописцы и не упоминают об этих крестах; впрочем о древности их можно судить частию по древности храмов, при коих в стенах они находятся, а частию и по летописных на них надписям.

Построение первых новгородских колоколен должно относить к построению первых церквей в Новгороде, хотя летописи не упоминают об них в месте с построением храмов. А что действительно в XI уже веке были колокольни, это видно из повествования о приходе в Новгороде полоцкого князя Всеслава Брячиславича, снявшего Софийской колокольни колокола в1066 году, и изжития преп. Антония Римлянина, приплывшего в1106 году79 во время утрени к Новгороду и слышавшего в нем великий звон80. Известно даже и о том, что древние колокольни в связи с церквами не были строены до XVII столетия, исключая только того случая, когда церковь служила вместе и колокольнею, имея на верху своем колокола81. По устройству своему древние новгородские колокольни или звонницы были продолговатые и стенообразные, подобные оставшейся колокольне Софийского собора (1439)82, и некоторым другим в меньших размерах. С XVI и особенно с XVII века начали строить колокольни шатровые осмиугольные с каменным или деревянным наверху широким шпилем. На них с XV века упоминаются вместе с колоколами и боевые часы, по коим евфимиевская колокольня или вернее башня, в 1436 году названа часозвонею83.

5. Общее деление Великого Новгорода с древнейших времен было на две стороны: на Торговую и Софийскую, из коих в первой два конца: Славенский 1 й или Великий и Плотенский или Плотничий, а во второй, кроме Каменного города или Кремля, называемого также Околотком, было три конца: Перевский, Загородский и Людин или Гончарский (Горончарский), также и Славенский 2-й84. А предместья Новгорода вообще назывались Запольем. Но в церковном отношении Новгород, кроме общего деления, имел деление свое, частное. Именно, церкви в Новгороде издавна были монастырские, соборные, улицкие или посадские, церкви архиерейского дома и в частности сениия (крестовые), также принадлежавшие к Софийскому собору или его придельные, к каменному городу или каменноградские (кремлевские)85.

Монастырских церквей или монастырей было много, как в самом Новгороде, так и в его окрестностях. Но различия в них по классам или степеням не было. В XVI и XVII веках встречается различие новгородских монастырей между большими и меньшими, подобно как и во Пскове86. Не было в первых веках по просвещении Новгорода и архимандритов в монастырях, кроме Юрьева монастыря, коего настоятели с XII века назывались архимандритами новгородскими87, а с 1299 года архимандритами и своего монастыря88. В прочих монастырях были игумены и строители или строительницы. Между тем, все монастыри издавна были обеспечиваемы в содержании различными вкладами, вотчинами, землями и угодьями, как свидетельствуют, напр., грамоты в. к. Мстислава Владимировича и сына его св. Всеволода Юрьеву монастырю (1128–1132), преп. Антония Римлянина Антониеву монастырю (110–1147), Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю (1146–1155) и преп. Варлаама Хутынского монастырю Хутынскому (+1193)89. Наименование церквей соборными не принадлежит к первым временам просвещения верою Новгорода90. Древнее слово: сборный или сбор, прилагаемое издавна к первому воскресению великого поста и к некоторым дням святых91, употреблено о новгородской Предтеченской церкви на Опоках, при построении ее в первой половине XII века (1127)92, а о Софийской церкви, по летописям, в первый раз в 1238 году, хотя она была соборною при первоначальном ее построении. Именно, летописец, описывая нападения на Русь и разорение ее от Татар, бывших за сто верст от Новгорода, продолжает93: «Новгород же заступи Бог, и святая великая и сборная апостольская церковь святая Софья, и святый Кирилл» и проч. А в XV веке в Новгороде, подобно как и во Пскове94, было семь соборов. Это видно из крестного хода, совершенного в 1417 году вокруг всего Новгорода архиепископом Симеоном со всею седмию соборов, во время так называемого Анастасиинского мора95, равно также из новгородского посольства, отправленного к Иоанну III в 1477 году, когда прибывший архиепископ Феофил к великому князю, находившемуся в Сытине, начал просительную речь так: «Государь князь великий! Я богомолец твой, архимандриты, игумены и священники всех семи соборов бьют тебе челом»96. Более ясное понятие о семи соборах новгородских изложено в грамоте архиепископа Геннадия 1485 года касательно освобождения шести соборных попов от служения чередной седмицы в Софийском соборе, с платою за сие гривны софийскому попу97. Из этой грамоты видно, что в ХV веке было в Новгороде, кроме Софийского кафедрального, шесть соборов98: 1) Предтеченский на Опоках, ныне; Предтеченская ружная церковь, 2) Успенский Богородицкий, ныне приходская Успенская церковь на Торговой стороне, 3) собор Яковлевский, упраздненная и разобранная в 1846 году церковь на Софийской стороне, 4) собор Четыредесятский, т. е. сорока мученик, находившийся на Яневе улице Софийской также стороны, 5) собор Архангельский, ныне приходская церковь Архангела Михаила на Торговой стороне, и 6) собор Власиевский, обращенный в приходскую церковь священномученика Власия на Софийской стороне. Таким образом кафедральный Софийский собор, как находяшийся в Кремле, заведывал преимущественно кремлевскими или каменноградскими церквами; – три собора на Софийской стороне: Яковлевский, Четыредесятский и Власиевский

заведывали церквами по всей Софийской стороне; – три также собора на Торговой стороне: Предтеченский, Успенский и Михаило Архангельский заведывали церквами по всей Торговой стороне. При Софийском соборе старший из священнослужителей назывался протопопом в дому святой Софии99 а при прочих соборах старшие священники именовались старостами соборскими, соответствующими нынешним благочинным; находящиеся в зависимости от них священники улицкими попами, по причине разделения ведомства старост по улицам. В XVII веке соборы новгородские хотя несколько изменились, но числом их также было семь: Софийский, Похвальский среди кремлевской площади, Знаменский, Успенский, Предтеченский, Николо-Дворищский и Яковлевский; из них к Софийскому собору принадлежали церкви во всех его приделах, к Похвальскому каменноградские приходские и ружные, а к прочим пяти посадские церкви на Софийской и Торговой сторонах100. Из числа соборных и посадских церквей были с давних времен также ружные, даже дворцовые княжеские, пользовавшиеся особенными правами и привилегиями. А кроме улицких или посадских церквей, издавна упоминаются и в новгородском Кремле церкви, принадлежавшие к архиерейскому дому, к Софийскому собору или его придельные и каменноградские. Таким образом, приступая к описанию древних новгородских церквей, разделяем оное на четыре отделения. В первом отделении будут описаны церкви в новгородском Кремле, во втором церкви на Софийской стороне, в третьем церкви на Торговой стороне, в четвертом церкви в окрестностях Новгорода.

* * *

1

Полн. Собр. Русск. Летоп. Т. И. Стр. 25. О пятницах и погост. Новгород. К. Неволина, 1853 г. стр. 70 и сл.

2

Крещение св. Ольги с большею достоверностию относят к 757 году. Временник Имп. Моск. Общ. Ист. И Древн. Росс. 1853 г. кн. 15. Стр. 153 и 1855 г. кн. 21. Стр. 9.

3

Степ. кн. Ч. I. cтр. 30. В Истории христианства в России до в. Владим. 1846 г. стр. 169–178, сделаны предположения о построении первой в Новгороде церкви Преображения Господня в конце VIII или в самом начале ИX века.

4

Полн. Собр. Русск. Лет. т. I. стр. 51.

5

Там же. Т. II. Стр. 259.

6

Сначала Владимир I отдал Новгород Вышеславу; а по смерти Вышеслава Новгород отдан Ярославу I.

7

Степ. Кн. ч. I. гл. 43. Стр. 145. Ср. Никон. Лет. Густ. Лет. в полн. Собр. Р. Лет. т. II. Стр. 258. А в других летописях (Новг. III. Лет. стр. 208. Псков. I. лет. стр. 175. Ср. Ист. Разг. О Древн. В. Новг. 1808 г. стр. 23–33), тоже самое приписывается не самому Владимиру, а посланным о него – дяди его Добрыне и епископу Иоакиму Корсунянину.

8

Что касается до церкви Преображения, существовавшей будто бы в Новгороде еще до прихода туда еп. Иоакима, то существование ее, известное по отрывку якимовской летописи, с достоверностию не может быть доказано. Исследов. О летописи яким. II. Лавровского. 1856 г. прим. 199.

9

По словам преп. Нестора (Полн. Собр. Р. Лет. т. I. стр. 63 и 66), «при сем (Ярославе) нача вера хрестьянская плодитися и разширятися, и черноризьци почаша множитися, и монастыреве починаху быти…. И ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от именья своего урок, веля им учити люди…; и умножишася прозвутери людье хрестьянстии. Радовшеся Ярослав, видя множество церквий и люди хрестьяны зело.»

10

А о построении Георгиевской церкви в Юрьеве монастыре (1030) известно уже по Росс. Ист. Татищева кн. ИИ. Стр. 222 и 461.

11

В рукоп. летоп. Николо Двор. Собора в 4-ю д. XVIII в. на л. 36: «В лето 6600 (1092) заложиша в В. Новгороде две церкви каменных: Вознесение на Прусской улицы, другую церковь св. Апостол Петра и Павла на Синичьи горы, за земляным большим валом, и монастырь девичь устроиша.»

12

Истор. разг. о древн. В. Новг. стр. 33.

13

Новг. Лет. по Соф. списку под 6600 год. Ист. Росс. Иерарх. Ч. V. Стр. 537.

14

По Новг. Рукоп. Лет. в Николо Двор. соборе. л. 38.

15

По печат. лет. (Новг. II и IV лет.) 1127 года, а по рукоп. лет. 1118 года. Ист. разг. о древн. В. Новг. стр. 33.

16

А из прочих показанных церквей три не относятся к Торговой стороне.

17

Новг. I. лет. под 6642 год, а в прочих позднейших летописях этого сказания нет. Что касается до прежних пожаров на Торговой стороне, называемой полом, то он горел в 1097, 1098 и 1113 годах. В XII веке упоминаются в Новгороде сгоревшими 30 церквей, из коих 15 ц. в 1211 г., а другие 15 ц. сгорели 1217 году. Ист. Гос. Росс. Карамз. т. III прим. 147 и 208.

18

Ист. Гос. Росс. Карамз. т. II. стр. 445, прим. 256.

19

О обряде пострижения у древних славян; в Москвитянин за 1885 год №3. стр. 46 и 47.

20

Полн. Собр. Русск. лет. т. I. под 1137 год. стр. 65; а об основании Новг. Юрьева монастыря в 1030 г. также Ярославом I, у Татищева Росс. Ист. кн. I стр. 222 и 461.

21

У Нестора сказано под 6538 годом: «сем же лете иде Ярослав, на Чудь, и победи я и постави град Юрьев». Полн. Собр. Русск. лет, т. I. стр. 64. Подобным образом Ярослав I, по имени супруги своей Индигерды – Ирины, основал женский монастырь св. Ирины (1037), сын его Изяслав Димитрий – монастырь Димитриевский (1062), Всеволод – Андрей Ярославич – монастырь Андреевский (1068), Владимир – Федор Мономах – монастырь Феодоровский (1125), великий князь московский Даниил Александрович – монастырь Данилов (ХIII в.). Cр. описание гор. Киева в чтениях Моск. Ист. Общ. за 1858 год, кн. II. стр. 90.

22

Новг. I, III и IV лет. под 6627 год.

23

В Новг. I лет. под 6635 год., сказано: «заложи церковь камяну святого Иоанна Всеволод Новегороде на Петрятине дворе в имя сына своего.»

24

Новг. I лет. под 6692 год.

25

Новг. III лет. под 6953 год.

26

Напр. в Новг. I, II и III лет. под 1176 год. значится: «В лето 6684 постави церковь нову Михаль Степаниць святого Михаила.» А под 1224 годом: «Сзда Борисовичь Смен церковь камяну св. Павла и св. Смена Богоприимца.»

27

В Новг. I, II и IV лет. под 6898 год., обетная церковь св. Афанасия, а в Новг. III лет. таже церковь во имя двух святителей Афанасия и Кирилла.

28

Новгор. I, III и IV лет. под 6925 годом.

29

Новг. III лет. под 6932 годом. Как моровая язва, так и голод служили поводом к поставлению скудельниц, из коих напр. три поставлены в один 1330 год по случаю голода (Новг. I лет. стр. 45–47). для погребения умерших.

30

Новг. II и IV лет. под 6975 годом.

31

Полн. Собр. Р. лет. VI. стр. 295.

32

Новг. III лет. под 7035 годом.

33

Новг. III лет. под означ. годами.

34

Новг. III лет. под 6929 год., стр. 237.

35

Новг. I, II и III лет. под 6804 год., Акты Истор. т. IV. № 231.

36

По письм. церк. летописцу.

37

Новг. III лет. под 6858 годом. К числу обетных церквей в память одержанной победы 1301 года следует отнести и каменную кремлевскую церковь Андрея (Стратилата. Письм. летоп. Николо Дворищ. собора л. 7. ср. Новг. I лет. стр. 64–65.

38

Новг. I, III и IV лет. под 6919 годом.

39

Новг. I и III лет. под 6707 годом.

40

Письм. летоп. Николо Двор. собора л. 19. Новг. III лет. под 6963 годом.

41

Таковы, напр., Иоакимовская, Рождество Богородицкая Перынская, Петропавловская на Синичей горе и Вознесенская на Прусской улице.

42

По сказанию Нестора, «Володимер помысли создати церковь (каменну) пресвятыя Богородица, послав приведе мастеры от Грект.» Полн. Собр. Р. л. I. под 6497 годом.

43

Полн. Собр. Р. л. т. I. стр. 65 и т. III. стр. 211.

44

Новг. I и III лет. под 6627 годом.

45

Новг. IV лет. стр. 18. ср. Новг. I лет. стр. 21 в вариантах.

46

Как показывают оставшиеся древние церковные здания.

47

Новг. I лет. под 6659 и 6944 год. Новг. IV лет. под 6664 годом.

48

В летописях хотя и не упоминается о деревянных связях; впрочем они доселе остаются заметными в древних церквах.

49

Памятники Моск. Древности Снегирева, М. 1842–1845 г. стр. 17.

50

Ист. Гос. Росс. Карамз. т. V. в прим. стр. 458 и т. VI. стр. 70. Примеры разрушившихся вскоре по построении церквей новгородских: Борисоглебской (Новг. I. лет. под 6810 год.), Димитриевской на Славкове (Новг. I. лет. под 6891 год.), Златоустовской на Владычнем дворе (Новг. I. лет. под 6943 год.), Никольской в Вяжицком монастыре (Новг. I, II и III лет. под 6944 год.)

51

В Постан. Апост. кн. II. гл. 57: «Первее убо да будет дом продолговатый, к востоку обращенный подобно кораблю.»

52

По свид. Евсевия в жизни Конст. В. кн. III. гл. 37.

53

Евсев. Ист. церк. кн. III. гл. 50.

54

Евагр. Ист. кн. I. гл. 14.

55

По свид. Антонина мученика, у Валезия в замеч. на Евсев. О жизни Конст. В. кн. III, гл. 20.

56

А на соборах Деревянных и в древности было более одной главы, как напр. первый собор Софийский был о 13-ти верхах.

57

Напр. в Полн. собр. р. л. т. VI. под 1536 год., о церкви св. Григория Великия Армении в Хутынском монастыре. Ср. Ист. Гос. Росс. Карамз. т. VI. прим. 629.

58

В ХѴII веке было уже запрещаемо строить шатровые церкви, о чем напоминалось в храмозданных грамотах того времени.

59

Церкви строились о двух верхах в ознаменование двух в Господе Иисусе Христе, о трех. – Троицы, о пяти – Иисуса Христа и четырех. Евангелистов, о семи верхах – в знамение семи таинств, семи даров Духа Святого и семи вселенских соборов, о девяти верхах – девяти чинов ангельских, о 13 ти Иисуса Христа и 12 ти Апостолов.

60

О свинцовой кровле особенно часто упоминается при возобновлениях Софийского собора. Новг. I. лет. под 6659, 6769, 6841, 6849 и 6916 годами.

61

Об употреблении немецкого железа у Карамз. т. VI. прим. 103.

62

Голубь, посеребренный на кресте у средней главы Соф. собора, а на церкви св. Климента поверхн. креста Ангел.

63

Памятн. Моск. Древн. Снегирева, стр. 109. А по изъяснению Максима Грека (Журн. Мин. Нар. Просв. 1839 г. N 7.), символом полумесяца под крестом выражается образ высоты крестного восхождения Иисуса Христа.

64

По сказанию Новг. III летописи, архиепископ Евфимий в 1439 году построил в Вяжицком монастыре церковь каменную, с трапезою теплою, Иоанна Богослова, а в 1445 году построил каменную теплую церковь пр. Евфимия Великого у себя не сенях. Из приходских церквей первая теплая во имя Жен Мироносиц устроена в 1538 году. Полн. Собр. Р. л. т. VI стр. 300 и 303.

65

По тесноте, жертвенник часто устроялся при окне из капитальной стены, покрываемый доскою.

66

Впрочем, в Новг. Соф. соборе считалось прежде 13 столбов, из числа коих три круглые выбраны в 1684 году (Новг. III лет. под 7192 год.). Но посреди собора теперь только 4 столба, а прочие 6 под сводами, и в строгом смысле не могут быть Названы столбами.

67

Самый древний придел на полатях упоминается в 1134 году в честь св. Захарии в Предтеченской церкви на Опоках (Приб. к Акт. Ист. т. I. N 3.). О полатях во влад. Усп. соборе 1175 года в Полн. Собр. Р. л. т. II. стр. 117.

68

Издревле на хорах помещалась церковная и княжеская кузнь (казна). Воскр. лет. т. II. стр. 96.

69

О глубокой древности голосников в Пам. Мос. Древн. Снегирева, стр. 34.

70

Из поставленных на старой основе церквей упоминается в новг. летописях в 1438 году, Никольская в Вяжицком монастыре, в 1458 году, Успенская в Торгу, в 1442 году, Борисоглебская в Околотке, а в 1536 году, каменноградская Похвалы Богородицы на старом месте церковном, равно и церковь Бориса и Глеба в Плотинском конце и другие.

71

Ioseph. Binhami Antiqu. Eccles. Lib. VIII. c. VI. § 16. T. III. pag. 229.

72

Описан. Киево Соф. собора м. Евгения, 1825 г. стр. 41.

73

Новг. I лет. стр. 17 и под 6652 и 6664 годами.

74

Новг. I, II и III лет. под 6635 годом. Приб. к Акт. Ист. т. I N 3.

75

Новг. I и III лет. под 6674 и 6681 годами.

76

Новг. I и II лет. под 6688 годом.

77

Иконопись стенная al fresco отличается от иконописи al secco тем, что первая производилась по сырому известковому грунту, а последняя, новейшая, по сухому. Кроме того, в древности знали средства, при коих краски от извести не пропадали в продолжении нескольких столетий.

78

Новг. III лет. под 6553 годом.

79

Новг. I лет. под 6574 годом.

80

Чети Мин. и Пролог. под 3 числом августа.

81

Полн. Собр. Р. Л. т. VI. стр. 296 под 1535 годом.

82

Новг. I лет. под 6947 годом.

83

Новг. I лет. под 6944 год. Новг. III лет. под 6944 и 7181 годами.

84

Ист. разг. о древн. В. Новг. стр. 17: о местопол. древнего Новгорода Красова 1851 года стр. 21–29, 166 и 167; Великоновг. святит. кафедра в истор. значении Томилина 1851 г. стр. 7. прим. 14; Временник Имп. Моск. Ист. Общ. 1856 г. кн. 24. Отд. III. стр. 27–31. Согласно разделению Новгорода на пять концев, он управляем был пятиконецкими старостами, часто встречающимися в актах, начиная с XII века (Древн. Росс. Госуд. Отд. I. стр. 18.). Другие новые концы на на Софийской стороне не составляют особенных концев Новгорода, а получили наименование свое в позднейшее время от новой местности, Ср. Описан. Румянц. музея, стр. 649.

85

В Новгороде и его предместьях, за исключение загородных монастырей, в конце XV века было 89 церквей, а всех 161, по записи современников у Востокова в опис. Рум. музея, стр. 41 и 42.

86

Ист. княж. Псковского м. Евгения 1831 года ч. III стр. 14.

87

Полн. Собр. Р. Л. т. III. стр. 42. Приб. к Акт. Ист. т. I. №3.

88

Новг. I под 6807 годом. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI. стр. 805.

89

Из грамот – великого князя Мстислава и преп. Варлаама доселе хранятся в пергаменных подлинниках, а князей Всеволода и Изяслава и преп. Антония известны только по списками печатным изданиям.

90

Хотя в Киеве церковь св. Илии называлась соборною еще в 946 году, в договоре Игоря с Греками. Полн. Собр. Р. л. т. I. стр. 22 и 23.

91

Новг. I лет. стр. 15 и 22 – на сбор святые Евфимии, стр. 46 – по чистей недели на сбор, стр. 52 – на сбор чистой недели.

92

Новг. I и IV лет. под 6635 годом. Приб. к Акт. Ист. т. I. N 3, где церковь названа сборною великою.

93

Новг. I лет. стр. 52; Новг. III лет. стр. 225.

94

Ист. княж. Псковского М. Евгения, ч. II. стр. 78. и 89. ч. III. стр. 19 и 45. Число новг. и псков. соборов, вероятно, соответствовало числу седми вселенских соборов.

95

Новг. I лет. стр. 107.

96

Ист. Гос. Росс. Карамз. т. VI. стр. 108 по 2 изд. В речи Феофила слово: архимандриты написано, вероятно, позднейшими переписчиками летописей; потому что при покорении Новгорода Иоанном III, архимандритами был управляем один только Юрьев монастырь, как было уже замечено.

97

Грамота сия пергаменная, дана 1-го ноября 6994 (1485) года, с свинцовою печатью на черном шелку; но теперь имеется с нея в Новг. Соф. библиотеке недавний список. В грамоте, между прочим, пишется: «И те старосты вся шесть соборов били челом сказывали прежним архиепископом: Евфимию, и Ионе, и Феофилу. И господин преосвященный владыка Геннадий, по их челобитью, пожаловал старосту седмисоборского (Иоанна Предтечи на Опоках) и всех старост соборских и вся шесть соборов потому, как пожаловали их прежние архиепископы: Евфимий, и Иона, и Феофил.»

98

Ср. Опис. Румянц. музея Востокова стр. 41, где упоминается о семи новг. соборах по рукописи XV или начала XVI века. Равно и в приходных книгах Новг. Соф. дома за 1577 год перечисляются в Новгороде шесть бывших соборов. Временник, кн. 25. смесь, стр. 2.

99

По летописям, имя протоиерея св. Софии, равно и протодиакона, встречается в первый раз в 1368 году (Новг. I лет. под 6875 год.), хотя имя старейшины над духовным причтом, соответствующее названию протопопа, употреблено было еще Нестором в повествовании о Борисе и Глебе. Летоп. у Карамз. т. VI. прим. 139; т. V. прим. 57.

100

Это видно из письм. арх. Чиновника или Устава, первой половины XVII века, в библиот. новг. Соф. собора.


Источник: Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях / Соч. архим. Макария [(Миролюбова)]. В 2 част. - Москва : В тип. В. Готье, 1860. / Часть 1: Древние церкви в Новгороде и его окрестностях. – V, 654 с. (В память тысячелетия России).

Комментарии для сайта Cackle