Азбука веры Православная библиотека преподобный Макарий Алтайский Просветитель Алтая и учитель Болхова, архимандрит-миссионер Макарий Глухарев
протоиерей Илия Ливанский

Просветитель Алтая и учитель Болхова, архимандрит-миссионер Макарий Глухарев

Источник

К 75-летию основания Алтайской Миссии в 1830 году.

(Читано в заседаниях Орловского Церковно-Археологического Комитета 3 и 10 февраля 1905 года).

Содержание

Составитель «Воспоминаний» Прибытие о. архимандрита Макария в Болхов Келлии о. Макария Церк. служения, проповедничество и народное учительство О. Макария. «Умная молитва». Книжки для народа Сближение о. Иоасафа с о. Макарием Образ жизни и церковного служения о. Макария Внебогослужебные занятия о. Макария с народом Обучение о. Макарием детей общему пению церковных песнопений Изучение псалмов на память. «Умная молитва Иисусова». Руководственные книги Церковная проповедь о. Макария о жизни христианской; внебогослужебная беседа с народом; обличение местных беспорядков в жизни болховичей Руководственные наставления о. Макария о. Иоасафу в чтении и изучении Слова Божия, в «умной молитве» и в соблюдении заповедей Божиих Неимоверная неутомимость о. Макария в подвиге народного учительства и молитвы, его прозорливость. Любовь народа к о. Макарию Отзыв о. Макария об о. Иоасафе и предложение ему быть миссионером Алтая. Личные воспоминания о. Макария об Алтае и алтайцах О. Макарий на празднике в с. Кривчем. близ Болхова. Его упражнение с о. Иоасафом в «умной молитве» Поездка 0. Макария из Болхова в Москву и привоз оттуда в Болхов множества книг Содержание «Лепты» о. Макария Важное религиозно-воспит. значение «Лепты» о. Макария Сношение о. Иоасафа по поводу «Лепты» о. Макария с преосв. Макарием, еписк. Томским Назидательные советы о. Макария о. Иоасафу. «Умная молитва» Видение о. Иоасафом о. Макария во сне О. Макарий исповедует О. Иоасафа и предлагает ему молитвенное правило Орловский архиепископ Смарагд и о. Макарий Загадочные сборы о. Макария в Старый и Горний Иерусалим. Прощание с ним болховичей. Его предсмертная болезнь. Видение г-жи Жедринской. Напутствие о. Макария Посещение болящего о. Макария о. Иоасафом и благословение его оным. Кончина о. Макария в присутствии о. Иоасафа Впечатление кончины о. Макария. Прибытие в Болхов Архиепископа Смарагда на погребение о. Макария. Погребение о. Макария Место погребения о. Макария, его портрет. Келейник о. Макария о. иеросхим. Макарий Преемники о. Макария по настоятельству в Болховском Троицком Оптине монастыре Соврем. состояние Болховского Троицкого монастыря и его главная святыня Личный отзыв о. Иоасафа об о. Макарии Обстоятельства жизни о. Иоасафа по кончине о. Макария  

 

В пределах Орловской епархии, и именно в г. Болхове, в тамошнем мужском Троицком монастыре, или в Болховской Оптиной пустыни, блаженно почивает, апостольски подвизавшийся там последние годы своей неустанно-труженической жизни, великий русский миссионер, просветитель Алтая и основатель, 75 лет тому назад, духовной там миссии, отец архимандрит Макарий Глухарев. Память о нем несомненно сугубо дорога для нас, как, и вообще она дорога для всего русского народа, для которого так много сделал приснопамятный отец архимандрит-миссионер на самых разнообразных поприщах своей изумительно многосторонней и благоплодной деятельности. Лучший ученик великого Святителя Филарета Московского, он, конечно, вполне заслуженно, от юности своей и до престарения, всегда пользовался особенным его благоволением, покровительством и жизненным руководством; потому что известно, как Митрополит Филарет умел усматривать достойных людей, приближать их к себе и ценить их по заслугам...

Уже много писано об о. Макарии, много собрано и издано драгоценных материалов для его жизнеописания. И, между прочим, в нашем городе в течение последнего десятилетия напечатано о нем до десяти отдельных изданий. Особенно это было в достопамятные годы его юбилеев – столетия со дня рождения и пятидесятилетия со дня кончины, к каковому времени нам посчастливилось ближайшим образом ознакомиться как с личными трудами о. Макария, так и с трудами его жизнеописателей в рукописях и. вместе с тем успешно содействовать образованию особой Подкоммиссии из членов местной Архивной Комиссии – Орловских, Болховских и Белевских – для исследования и издания сих драгоценных материалов, и изыскать значительные средства для самого издании. Но верно еще долго и много придется говорить и писать о приснопамятном о. Макарии, потому что это такая дивная, невольно влекущая к себе, личность, о которой нельзя не говорить, не писать много, много, если только хотя немного приблизиться к ней и стать в светлые, животворные лучи ее чудного ореола... И не напрасно. Ведь о. Макарий всю свою жизнь стоял у высоко идеальной деятельности, в достойном исполнении которой именно и возможно, – как у него и было в действительности, – осуществлениe евангельского призыва Самого Господа Иисуса Христа: ищите прежде царствия Божия и правды Его... и: познайте истину – и истина свободит вы... И многому, многому могло бы, если бы пожелало, поучиться у великого просветителя Алтая и учителя Болхова наше суетное время, легкомысленно отдающее себя «в науку» самым невозможным учителям и так далеко уходящее от истинно-жизненных заветов этого необычайного во всех отношениях человека, которого в свое время считали за честь называть своим авторитетнейшим учителем и руководителем даже такие светила нашей Церкви, как, наприм., приснопамятный Афанасий Соколов, архиепископ Казанский, который, между прочим, так восторженно отзывался о нем: «Моей душе он всегда присущ, как наставник, из уст которого лились сладчайшия речи... Но вечное место в душе моей он имеет наипаче потому, что духовная жизнь его при учении удерживала меня 19–20-тилетнего на путях Господних. Истину говорю, полный благодарения Господу, даровавшему мне такого наставника в юности моей... Славлю и величаю благодать Божию, которая осязательно для меня проявилась в скудельном сосуде его, лобызаю жезл и палицу моего наставника: ибо та мя настависта; чту благовестнический посох его, пою песнь упования и бессмертия на могиле человека Божия... Он не умер, он жив в Господе, во мне и во многих, которых просветил св. крещением, богоглаголивым учением и житием добродетельным...» («Странник», апрель 1860г.). «Жизнь архим. Макария, полная самоотречения и самоотверженного служения Христу и ближним, поучительна, как высокий образец подражания для всякого христианина. Тут можно научиться внимательному наблюдению за собою, борьбе со страстями и грехами, высокому подъему духа к Отцу Небесному. Вся жизнь этого высокого подвижника была великим подвигом: свой высокообразованный ум, свое сердце, не лишенное даже дара поэзии, свою сильную волю, всю свою жизнь и себя он посвятил Христу...» («Воскр.День1893г. №31). И блаженна земля, – веруем, лишь до времени, – скрывающая в недрах своих, по твердому и не безосновательному убеждению жителей г. Болхова, нетленные останки великого человека, человека Божия... И мы должны благодарить Господи, что сей чудный светильник нашей Церкви обретается своими останками именно в пределах нашего края, хотя и так недавно апостольски облагодетельствованные им насельники далекого Алтая всячески усиливались перенести сии бесценные останки из гор. Болхова в свою страну...

И доселе для болховичей дорога и священна память приснопамятного, тем более, что там еще здравствуют несколько глубоких старцев, лично видевших о. Макария и внимавших его учительному слову, при деятельном участии которых я собрал и отчасти издал так много драгоценнейших материалов для его жизнеописания, дотоле никем не записанных и нигде не напечатанных, как равно и теперь продолжаю собирать... И не напрасно так признательны болховичи к незабвенному о. Макарию... Кто еще столько сделал для Болхова, как о. Макарий!.. Да и вообще, в пределах истекшего столетия, кто для обитателей Орловского края так близок, так дорог, как он!.. Скажем более того, после Священномученика Иоанна Кукши, просветителя сего края, кто столько подвизался на высоком поприще внутреннего миссионерства, как о. Макарий!.. И потому не случайное совпадение: как вообще насельники нашего края в последнее десятилетие особенно проявили благочестивое желание видеть в своих пределах св. мощи древнего просветителя края Св. Кукши и отчасти успели в этом по отношению к Орлу, Мценску и Брянску, так, в частности, обитатели Болхова в это же самое время, как мы уже сказали, приняли все меры к тому, чтобы из их града не было изъято бесценное сокровище честных останков великого миссионера, хотя бы для следования в ту горячо любимую им при жизни своей страну, где он так много потрудился истинно-апостольски...

И невольно при этом само собою напрашивается новое сопоставление... Еще древние насельники нашего края не сумели подорожить благодатным присутствием среди них равноапостольного их Просветителя, Св. Кукши, а замучили своего лучшего благодетеля, и св. мощи его были перенесены его почитателями из наших пределов во св. град Киев, откуда он и приходил к нам на труд апостольский... И доселе у нас, во всей стране древних Вятичей, просвещенных Св. Кукшею, нет ему нигде отдельного храма, если не считать придельного во Мценске и училищного в г. Белеве, Тульской губ., совместно в честь Св. Кукши и Св. Зосимы. А затем, с какими скорбями и лишениями, обидами и оскорблениями совершали некогда среди нас свое богоугодное делание приснопамятные подвижники благочестия о. Василий Площанский и о. Симеон Белобережский!... А что сделали обитатели Брянского края с достоблаженным о. Никитою, уроженцем г. Орла, пустынником Белобережским, которому, как некогда препод. Серафиму Саровскому, являлась во время его тяжкой болезни и исцелила его от оной Сама Пречистая Богоматерь, о чем почему-то многие и многие среди нас совершенно ничего не знают, хотя и должны бы были знать даже более, чем о многом другом, лишь по-видимому важном и серьезном... Злые люди в то самое время, когда он, после явления ему Богоматери и по чудесном исцелении от болезни, пошел в храм Божий, сожгли его келлию, которою он будто бы посягал на их владельческие права в глухом непроходимом лесу, и едва но погубили того, кого от смертного недуга чудесно исцелила сама Богоматерь, усладив при этом его слух дивно-прекрасным пением церковной песни в честь Ее и самого старца соделав участником сего пения... И боговозлюбленный подвижник Белобережский, спасая свою жизнь, из Брянских пределов должен был бежать в пределы Рославльские, где, по свидетельству почитателей друзей Божиих, он почивает нетленно и творит чудеса, т. е. не в наших уже пределах, хотя раньше и подвизался в них... Далее, как отнеслись насельники Орловского края к преподобным Поликарпу и Олегу, Брянским чудотворцам, и к препод. Тихону. Карачевскому чудотворцу?.. Не были ли у нас в долгом забвении препод. Поликарп и Олег, пока нас некоторым внешним образом не побудили к тому, чтобы мы стали наконец относиться к ним с большим благоговением и церковно-религиозным почитанием!.. А препод. Тихону и доселе у нас не молятся как Угоднику Божию и, вместо прежних молебнов ему, служат панихиды по нему... Вот как далеко заходит у нас забвение о святых Божиих, и нам как будто не хочется исповедовать пред Господом вместе с псалмопевцем: зело честни быша мне друзи Твои, Боже... Но, благодарение Господу: видимо начинает совершаться достожеланный поворот к лучшему в сей области... Мы призываемся ныне с большим и большим тщанием относиться как к заветам родной старины вообще, так особенно к заветам старины церковной, к верованиям и упованиям, которыми жили благочестивые предки наши... По высокоавторитетному призыву благостного архипастыря нашего, Преосвященнейшего Епископа Кириона, между прочим ставшего во главе местного Церковно-Археологического Комитета, мы побуждаемся ныне сказать свое слово о местных святынях, побуждаемся приложить все законные меры к тому, чтобы они ни коим образом не были чуждыми для нас, чтобы они послужили для нас предметом и историко-археологического исследования, и благочестно-религиозного почитания... Мы призываемся ныне к тому, чтобы всемерно достигать возможно торжественного празднования в нарочитые дни и святым местного края, и местным чудотворным иконам, этому поистине «милосердию» для нас Божьему, как благоговейно выражается о них православно-русский народ, и что так важно и так дорого для нас, особенно в настоящее-то иконоборное время... Не ошибемся, если скажем, что мы призываемся тем самым и к принятию нашего посильного участия и в восстановлении забытой, попранной святыни, и в должном освещении вообще того, чем мы должны особенно дорожить, пред чем должны благоговеть, что должны всячески изучать и делать общим достоянием окружающей нас среды...

Понятно после cего, как мы должны дорожить и тем, что, по милости Божией, в наших пределах блаженно почивает такой великий праведник, такой дивный светоч Православия, как приснопамятный о. архимандрит-миссионер Макарий Болховский-Алтайский. Понятно, как мы должны дорожить всяким добрым воспоминанием о нем знавших его лично и пользовавшихся его благодетельным руководством, и особенно в теперешнее-то время, когда сынами века сего с шумом воздвигнуто столько величий далеко не великих, когда осуетившаяся современность создала себе столько всевозможных кумиров, что и не оберешься, а пребывающую во век истину Господню всячески усиливается сокрыть под спудом, так что свет ее едва-едва светится во тьме так называемого современного просвещения, так часто безбожного, суетного и ложного, так часто граничащего с печальным умопомрачением...

Мы считаем для себя великим утешением, что в свое время расположили, ныне почившего 70-летнего старца Μценского о. архимандрита Иоасафа, составить записки своих признательных воспоминаний о его незабвенном учителе и руководителе о. архимандрите Макарии. В настоящее время эта драгоценные, по нашему глубокому убеждению, записки личных воспоминаний о великом человеке его признательного ученика и духовного сына нами тщательно проредактированы и представляются в Орловский Церковно-Археологический Комитет как важный материал для жизнеописания приснопамятного деятеля нашего края... А исполняющееся в текущем году 75-летие начала его миссионерской деятельности особенно побуждает нас воспомянуть о нем...

Член Орлов. Церк.-Археол. Комитета, Прот.-Законоуч. Илия Ливанский

Воспоминания

о блаженной памяти священно-архимандрите Макарии Глухареве, проповеднике и учредителе Алтайской Миссии, обратившем в православную христианскую веру из полудиких племен до тысячи человек, впоследствии бывшем Настоятелем Болховского Троицкого монастыря, с 15 ноября 1844 года по 19 мая 1847 года, и там скончавшемся.

Составитель «Воспоминаний»

Составлено сие настоятелем Μценского Петропавловского монастыря архимандритом Иоасафом, бывшим гражданином гор. Болхова Иоанном Николаевым Ульяновым.

О себе реку. Родители мои, Николай и Матрона – скончавшиеся – были благочестивые христиане, усердные ко храму Божию. Отец мой певал на клиросе в церкви и меня с юных лет приучал к тому же. Грамоте я учился у псаломщика Архангельской церкви и с помощью Божией, выучился читать и писать хорошо и часто ходил в церкви петь и читать на клиросе, к чему у меня была охота. А когда в Болховской монастырь прибыл настоятелем отец архимандрит Макарий, тогда мне было от рождения 16 лет.

Прибытие о. архимандрита Макария в Болхов

Скоро прошел слух, что в Болхов прибыл издалека, с Алтая, о. архимандрит Макарий, знаменитый проповедник, муж благочестивой жизни, прозорливец, ежедневно говорит в церкви поучения и, по большей части, на память; принимает всех к нему приходящих, каждого наставляет в благочестивой христианской жизни, раздает книги по усмотрению, а особенно юным мальчикам и девочкам учащимся, с наставлением каждому, чтобы знали заповеди на память, и проч. Пришел и я в монастырь ко святой литургии в церковь, в праздничный день. О. Макарий сам служил св. литургию с особенным вниманием и благоговением. Голос у него был тихий тенор; росту он был среднего; волосы его были с проседью, продолговатые, борода также с проседью, продолговатая, лицо чистое, нос немного погорблен. Вместо причастного стиха в это время монашествующие пели на оба клироса десять заповедей Господних, как бы сходно на тропарь 8 гласа, поскору, но внятно, и девять заповедей евангельских блаженств: Блажени нищии духом и проч. В это время о. архимандрит обычно всегда долго причащался Св. Таин, и благодарные молитвы по причащении читались в алтаре. В конце литургии он говорил поучение народу на какой-либо текст чтенного Евангелия или Апостола, по большей части па память, толковал прочитанное и просто наставлял, вразумлял, и проч. По окончании св. литургии, приложившись к чудотворному образу Божией Матери Тихвинская с коленопреклонением, он благословлял, не спеша, со вниманием, всех приступавших к нему, смиренно произнося: во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Когда он в этот раз выходил из церкви, то за ним пошло много молящихся в его келлии за советами. Вышедши к народу, он начал принимать некоторых в гостиную. Ему открывали своп скорби, погрешности, иные со слезами, и он долго занимался с ними, наставлял их, вразумлял, утешал. Потом он вынес книжки и раздавал их кому нужно, и мне дал три книжки и заставил меня прочитать из них; я прочитал хорошо. После того он всех благословил, и мы пошли в дома свои, утешенные духовно.

Келлии о. Макария

Вскорости по своем приезде в Болхов о. Архимандрит нз передних комнат своих келлий устроил нечто в роде домовой церкви, которая представляла из себя довольно большой зал, заканчивавшийся алтарем; был поставлен иконостас с надлежащими иконами; на горнем месте, в алтаре, был поставлен крест святой, древнее, живописное распятие Господа Иисуса Христа в рост человека; пред ним теплилась неугасимая лампада. У стен залы поставлены были лавочки, а на стенах были повешены доски, размером более аршина, исписанные большими русскими буквами избранными из Нового и Ветхого Завета текстами. Вот это-то помещение и было для досточтимого миссионера отца архимандрита Макария местом проповедания слова Божия народу, как жителям г. Болхова, так и всем вообще приходившим к нему. Посреди залы был поставлен аналогий с книгою для чтения на нем. По этой книге о. Макарий заставлял кого-либо из присутствовавших читать для приходившего народа; случалось читать и мне; а иных из присутствовавших заставлял он читать по его указаниям написанные на досках тексты.

Церк. служения, проповедничество и народное учительство О. Макария. «Умная молитва». Книжки для народа

В воскресные дни, перед поздней литургией, о. Макарий служил акафистный молебен Спасителю, а по субботам, после ранней литургии, служил соборно такой же молебен Божией Матери перед Ее чудотворной Тихвинской иконой. Служил он внимательно, благоговейно, кротким голосом, крестился не спеша и кланялся. Было заметно, что, смотря на него, и присутствовавшие в храме Божием молились усердно Господу Богу и Богоматери. В конце литургии – по-видимому, ежедневно – он говорил поучение, и притом обычно поучал на память. После литургии опять много народу шло за ним в его молитвенную. И он снова выходил к народу и начинал его учить. Обыкновенно почти каждого он спрашивал: «Знаешь ли Молитву Господню: Отче наш, Верую во единаго Бога, Десять Заповедей Господних, Девять блаженств евангельских: Блажени нищии духом.., Богородице Дево, радуйся...» и еще некоторые молитвы. Многие отозвались, что не знают молитв. Он говорил, что должны знать, как христиане, и в заповедях научаться и располагать по оным свою жизнь, чтобы наследовать жизнь вечную, блаженную, в Царствии Небесном. А некоторых учил правильно креститься. К иному подходил и говорил: «правильно ли ты крестишься?» – «Не так»... У кого-то взял правую руку, сложил у него персты для крестного знамения и так учил его креститься: «ну, говори: во Имя Отца (на лоб), и Сына (на перси), и Святаго Духа (на плечи); опусти руки, скажи: аминь... Вот как следует правильно креститься, не спеша, со вниманием и благоговением ко Господу Богу, быть как воину Христову, вооружаться против врага крестным знамением и молитвою». А с аналогия заставил читать книгу и говорит: «Садитесь, слушайте, занимайтесь молитвою Иисусовою устно и умственно, нагните свои головы. смотрите в сердце и молитесь сердечною молитвою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй меня грешнаго (или грешную), и продолжайте со вниманием и страхом Божиим, как пред Самим Богом, а помыслами но рассеивайтесь на другие предметы, так как сказано: Царствие Божие внутрь вас есть». Затем о. архимандрит приглашал некоторых, по своему усмотрению, в гостиную и там еще много учил их, а иногда и чайком поил. После того опять выходил в молитвенную, беседовал и отвечал на вопросы, иным раздавал книжки; в этот раз дал и мне, всех благословил и сказал: «Идите с Господом Богом».

Сближение о. Иоасафа с о. Макарием

С того времени я стал часто, почти каждый воскресный день, ходить к церковному богослужению в монастырь и к о. архимандриту Макарию и, так как я с юных лет пел на клиросе с моим отцом, то и в монастыре становился на клиросе и пел с монашествующими и более близок был при богослужении и к о. Макарию. Приходилось что на всенощной, во время кафизм, он подзывал меня к себе в алтарь и скажет бывало: «Как ты, Иванушка, поживаешь? занимаешься ли молитвою?» – спросит о помыслах разных и благословит. После того я опять становился на клирос. А когда, бывало, услышит он разговор на клиросе или среди предстоящих в храме, то выйдет из алтаря, погрозится пальчиком и скажет: «Тише, грешно разговаривать в церкви… Слушайте слово Божие и молитесь Господу Богу…» и все, как бы убоявшись его замечания, замолчат и молятся усерднее.

Образ жизни и церковного служения о. Макария

Отец архимандрит Макарий жил весьма смиренно, везде показывал смирение. Иногда разве энергично взыскивал за какие-либо важные проступки, причем делал наставления, что так не должно нарушать Божии заповеди: иногда кого-либо ставил на поклоны пред образом Спасителя, и ему обычно повиновались в этом беспрекословно; а потом он и утешал провинившегося ласковыми словами, благословлял его и тот, бывало, даже заплачет, раскаявшись.

Когда отец архимандрит в праздники служил святую литургию, то особой встречи ему при входе в Божий храм не бывало. Придет, бывало, он с небольшим костыльком и прямо направляется к чудотворному образу Божией Матери Тихвинской, приложится к оному с коленопреклонением и, прочитавши у царских врат входную, затем облачается в алтаре. Служил он неспешно, внимательно, благоговейно, тихим голосом, тенором. При его служении монашествующие на клиросе пели: Господи помилуй наподобие столпового напева, изобразительные стихи, Во Царствии Твоем, Блажени нищии духом, 9 стихов, пели нараспев. Вход. Приидите поклонимся – протяжно, тропари, и проч. Херувимскую на склонитеся (sic) (как то о. Макарий сам запевал и выучили); Милость мира пели Софрониеву и переменяли, и Херувимскую певали Софрониеву. Запричастен пели Десять Заповедей Господних, похоже на 6-й глас, Девять евангельских блаженств. Во царствии Твоем, и проч., как и поют это во многих обителях, и какую-либо стихиру праздника. О. Макарий обычно в это время долго находился в алтаре, приобщаясь Св. Таин и молясь. В конце св. литургии он говорил поучение на какой-либо текст из Апостола или Евангелия. Немного прочитавши, он снимал свои очки и говорил народу с толкованием; далее просто объяснял, какие пороки должно искоренять, каких греховных помыслов следует уклоняться; также указывал, какие несообразные с христианским законом местные обычаи Болховским жителям нужно оставлять, а равно излагал и прочее ревностно, отечески, любовно, как пастырь добрый. А по окончании Богослужения, также помолившись пред образом Божией Матери Тихвинской, всех подходивших к нему он благословлял, неспешно, внятно говоря: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. При этом многие ощущали душевное утешение, осеняемые от него крестным знамением. Благословлял он народ довольно долго, более получаса.

Внебогослужебные занятия о. Макария с народом

По окончании благословения, взявши свой костылек, он уходил в свою келлию чрез молитвенную. Многие из народа уходили за ним в молитвенную; таковых бывало до пятидесяти человек. Иных он приглашал в гостиную и поил чайком. При этом велись нравоучительные беседы о христианской жизни. Некоторые приходили к нему наедине, открывали ему свои слабости или семейные раздоры и проч. Он более всего внушал в семействе жить мирно, а кто кого оскорбит – попросить прощения со смирением, присоединяя к этому, что «где мир, там и Бог». После того он выходил в молитвенную. Ожидавшие его слушали читаемое с аналогия теми, кого он заставлял. Приходилось читать и мне. Когда он возвращался из молитвенной, к нему подходили страдавшие какими-либо болезнями. Он шел с таковыми в алтарь (неосвященный), подводил их к Распятию Спасителя, брал из лампады масла и помазывал им больных, с молитвенным коленопреклонением. При этом бывало скажет болящему: «посмотри на Распятие Страждущего Спасителя в терновом венце; Он терпел за нас грешных. Чаще воспоминайте о страдании Сына Божия Иисуса Христа и читайте об оном в Евангелии». Многие со слезами выслушивали наставления о. архимандрита и, принявши от него благословение, уходили, утешенные духовно.

Еще более стало ходить народу к о. Макарию, как к пастырю проповеднику, после того, как начали считать его за святого и за прозорливца; слушали его с особенным вниманием и старались исполнять его наставления.

Между прочим, говорил батюшка о. Макарий к окружавшим его: «Ходите чаще в церковь к Богослужению, особенно в праздничные и воскресные дни. Во храме присутствует Сам Господь Бог, и потому следует стоять в нем благоговейно, со страхом Божиим. За Богослужением следует молиться усердно, слушая чтение и пение со вниманием. Водите с собою, – увещевал он внимавших ему, – детей ваших. Правильно полагая па себе крестное знамение, научайте тому же и детей. Силою Креста Христова, – продолжал он, – сокрушаются козни вражии, а Ангел Хранитель радуется и помогает молящимся разорять вражии сети. Пришедши из церкви домой, – внушал он далее, – рассказывайте, какое за Богослужением читали Евангелие, Апостол, или поучение; посещайте болящих, утешайте их ласковыми, приветливыми словами, а бедным помогайте, чем можете; безграмотным прочитайте какую-либо душеполезную книгу; а также сходите в тюремный замок к заключенным, отнесите им, что возможно, во утешение. Сам Господь Бог во святом. Евангелии говорит: болен бых и посетисте Мене, в темнице бых – и приидосте ко Мне, и проч., понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». О. Макарий и сам посещал тюремный замок и, бывая там, беседовал с заключенными. Посещал он и болящих. Был некто болящий Илья; он мало владел ногами и был весь больной. Жил он в конце города, в Ключетне. Домик у него был маленький, курная хата, дымная. И о. Макарий, наверное, был у него. Вот однажды говорит он мне и моему товарищу: «Вон там живет болящий мужчина Илья. Ходите к нему. Отнесите ему что-либо, наприм., пирожок, во утешение, возьмите с собою книгу, прочитайте ему Слово Божие» (а он был безграмотный). И мы пришли к нему в дом. Что же мы увидели? Хата курная, в ней дым с чадом. Болящий Илья, которому было примерно лет 50, лежал на печке, окопченный дымом. Он был рад нам. А мы сказали ему, что пришли к нему по благословению о. Макария; прочитали ему кое-что из принесенной нами книги. Он при этом крестился со вниманием, а после благодарил нас за посещение. Я и еще прихаживал к нему, кое-что приносил ему, что мог, и прочитывал что-либо из книги, хотя это было и изредка.

Жила также в Болхове, на том месте, где был прежде женский монастырь, при церкви Рождества Христова, одна болящая женщина, которая пребывала в болезни 18 лет, до самой своей смерти. Звали ее Лукерьею (Гликериею), а в тайном пострижении в монашество Глафирою. Ей было лет 60. Жизни она была весьма благочестивой. Между прочим, она страдала и головными болями, но не роптала. У нее была живописная икона Спасителя, при Его страданиях привязанного ко столпу, в тернистом венце. Святое Тело Его окровавлено; видны язвы. Все сие изображено было так живо, что посмотришь и содрогнешься. Икона была длиною более аршина. У м. Гл. бывали многие граждане со своими скорбями, особенно если у них происходила какая неладица в семействе. Она их обычно утешала с духовною радостию. «Что ты скорбишь?» – скажет она бывало какой-либо из таковых: «Посмотри на Страждущаго Спасителя и потерпи скорби ради Бога и не унывай». Особенно к ней приходили женщины и девицы, желавшие проводить духовную жизнь. Был у нее и о. архимандрит Макарий. Она принимала посетителей в малой келийке, полусидя. Ее считали в городе за весьма благочестивую старицу. И я бывал у нее, даже и после смерти о. Макария: она называла меня отраслью о. Макария. А когда я собирался в монастырь, она все советовала мне поступить в Богородицкую Площанскую пустынь. И действительно, в 1850 году, чрез два с половиной года после кончины о. Макария, я поступил в Площанскую пустынь. Она в год однажды и сама ездила туда к старцу иеросхимонаху Иосифу, и мне дала письмо к нему, и я был принят во св. обитель. О. Иосиф был древний, строгой жизни старец. Две келейные м. Глафиры и сейчас живут в Болконском женском монастыре монахинями; одна из них схимница.

О. Макарий советовал всячески уклоняться сообщества с людьми неблагомыслящими и содружества с такими лицами, к которым влечет греховное пожелание. Он говорил: «Если тебя борят и волнуют страсти плотские, греховные и помыслы блудные, тогда повергай себя во смирении пред Богом, вооружись молитвою и постом, вообрази страдания Господа Иисуса Христа, как Он страдал за нас грешных, принял биение, заплевания, раны, пролил Свою дражайшую Кровь; вспомни Его венец терновый и распятие на кресте, и на себя возложи мысленно венец терновый, пусть он бодет твою голову. При этом полезно заняться какой-либо трудною работою, предпринять что-либо тяжелое для удручения тела до пота, не внимая помыслам и всячески уклоняясь блудных мыслей и воззрения на лица другого пола. А также, – говорил он мне, – не смотри на свое тело, страшись самоосквернения, соблюдай чистоту душенную и телесную. Некоторые, – продолжал он, – увлекались плотскими удовольствиями и страстями, отчего бывали повреждены умом и сходили с ума. Вот св. Апостол Павел говорит: А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и nоxomьми. И: вы есте храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. Враг уловляет и растлевает душу человека и долгое время борет ее, иногда доводит и до впадения в смертный грех. Тогда человеку бывает весьма трудно приходить вновь в прежнее благодатное и молитвенное состояние. От сего всячески с Божиею помощью уклоняйся, по Апостолу: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Нужно, – говорил он мне, – воевать со врагом и со страстями, памятуя слово того же Апостола Христова: аще живем духом, духом и да ходим. При этом не следует унывать и смущаться много при нападении помыслов, а прибегать ко Господу Богу и в спокойствии душевном радоваться о Господе, задняя забывая, в предняя же простираяся, – работати Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом».

Обучение о. Макарием детей общему пению церковных песнопений

Однажды о. Макарий к бывшим у него в молитвенной в значительном количестве мальчикам выслал своего келейника о. Гавриила, из окончивших курс Семинарии, а затем и сам вышел к ним. Между ними был и я. Он сказал нам: «Нужно, дети, заниматься и пением». И тут же приступил и к самому делу. «Ну, пойте», – живо проговорил он, и сам запел вместе с нами. А келейник учил нас уже обстоятельно, как петь. Пели 10 Заповедей Господних, 9 евангельских блаженств. Символ веры, тропарь: Искупил ны еси от клятвы законныя, Богородице Дево! Радуйся, Свете тихий. При этом о. Макарий говорил нам: «И дома занимайтесь пением духовным: а светских и соблазнительных песен не пойте, – это грешно. Это и родители своим детям должны внушать, как вести жизнь благочестивую по заповедям Божиим». Потом о. архимандрит вынес много книг и раздал их бывшим у него во множестве мальчикам.

Изучение псалмов на память. «Умная молитва Иисусова». Руководственные книги

Мне он дал псалтирь в русском переводе и при этом сказал: «Выучи па память псалом 118-й. Блажени непорочнии в путь… и еще псалом 138: Господи! искусил мя еси и познал мя еси…, а когда выучишь, приди и прочитай мне. И после того он благословил всех нас, и мы пошли от него с радостью. А когда я выучил заданные им мне псалмы и прочитал их пред ним на память, он сказал: «Ну, хорошо; когда идешь дорогою, читай эти псалмы, и еще читай псалом: Живый в помощи Вышнего…»

Однажды о. Макарий познал меня к себе в гостиную и сказал печальным голосом: «Ну-ка, Иванушка, прочитай мне 118-й псалом: Блажени непорочнии..; а сам сел на диван. Я прочитал. Он сказал мне: «Хорошо, занимайся молитвою умною Иисусовою», – и научал меня, как молиться. Приклонив мне голову, он сказал: «Смотри в сердце и произноси умственно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешнаго», – и сам со мною молился довольно долго. После того он благословил меня и сказал: «Принеси мне маленькие книжки, а я дам тебе Новый Завет». Когда я пришел к нему в следующий раз и принес упомянутые книжки, оп принял меня в гостиной и вынес мне Новый Завет, Евангелие и Апостол, на славянском и русском наречии, две книги и еще Пространный Катехизис митроп. Филарета в золотообрезном переплете. Положив эти книги на стол, он начал спрашивать у меня, как я живу, и о молитве умственной Иисусовой. Между прочим, он спросил у меня, бывают ли у меня во время этой молитвы слезы. Припоминая, я как бы в смущении сказал, что были, и тут же оговорился: «Нет, батюшка, не была». Он от этого встрепенулся и сказал мне: «А! ты солгал! какой грех лгать! ложь от диавола», – и при сем говорил мне много назидательного, чего всего я не упомню. После того он сказал: «Ну, теперь не дам тебе Нового Завета», – и дал мне лишь один Катехизис. Я поклонился ему в ноги и просил у него прощения. Он благословил меня и сказал: «Ну, иди с Господом Богом и помни, что лгать грех». И я вышел от него с великою скорбью и плакал, что лишился такого дорогого подарка, как Новый Запет.

Церковная проповедь о. Макария о жизни христианской; внебогослужебная беседа с народом; обличение местных беспорядков в жизни болховичей

В другой раз пришел я в монастырь и помогал в церкви петь на клиросе. В конце литургии о. Макарий, по обыкновению своему, говорил поучение и притом преимущественно на память. В этот раз он наставлял своих слушателей, как должно жить христианину, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь. Между прочим, говорил о семейной жизни и увещевал, чтобы все жили мирно между собою, почитали старших и любили друг друга. В это время он заметил, что одна женщина выходит из церкви, а народ не дает ей свободы выйти. О. Макарий по поводу сего заметил: «Вот я вижу. что женщина выходит: ей нужно выйти, а вы ее толкаете, тогда как каждому должно посторониться, и это не любовь к ближнему. Нужно, чем только возможно, помогать ближним – словом утешать скорбящих, делом вспомоществовать бедным. А то у тебя много, а другой с семейством живут в недостатке или сироты не имеют дневного пропитания. Между тем сказано: блаженны милостивии. яко тии пoмиловани будут»… И прочие сказывал наставления о. архимандрит и в заключение говорил: «Да будет благословение Божие на вас. Аминь».

По окончании обедни, приложившись к чудотворному образу Божией Матери Тихвинская, он благословлял всех, подходивших к нему. А мне он сказал: «Иванушка! Зайди ко мне».

Я, конечно, пошел к нему. Пошли за ним я ещё многие из бывших в церкви и направились в его молитвенную. о. Макарий вышел к ним, и тут многие из них подходили к нему с разными вопросами. Он отвечал и между прочим говорил: «Вот я слышу, да и сам вижу, проезжая по городу, что у вас есть обычай весьма неприличный и греховный, а именно: девицы, особенно в праздничные дни пред вечером, собираются на улицы. К ним подходят молодые люди и ведут с ними нескромные, неприличные и даже кощунственные разговоры, и при том как тайные, наедине, так и шумные, громко-вслух. Это нехороший обычай, греховный – душа и ум заражаются развращенностью от пустых предметов таких нескромных уличных разговоров. Старайтесь прекращать это и внушайте своим детям, чтобы они были осторожны и сохраняли себя от помыслов и дел блазнительных, соблюдая во всем целомудрие. А вот еще странно и скорбно слышать, что девицы ваши не ходят в церковь Божию даже в праздничные дни, ложно считают это за стыд: подумают, рассуждает иная из таковых, что она-де собирается в монастырь, если ходит молиться в церковь. А также и относительно говенья: если кому-либо на первой или второй неделе великого поста почему-либо не придется поговеть, то иные оставляют это до другого года. Св. Апостол Павел сказал некогда: О, безрассудные Галаты! – а я скажу: Болховские граждане! – Кто прельстил вас не покоряться истине? Не оставляйте церковнаго собрания, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизайте к оному,– как убедительно внушает верующим тот же Св. Апостол. Посему прошу и благословляю, чтобы все девицы ходили в церковь. Тогда и Бог благословит их в жизни счастливою судьбою, о которой они будут молитвенно просить Его, если на это будет Его святая воля; Он Сам сказал: просите, и дастся вам». Таковое вразумление о. архимандрита имело благие последствия. Вскорости произошло в жителях г. Болхова много перемен к лучшему, и девицы стали ходить в церковь по благословению о. Макария, стремясь к благочестивой жизни.

Руководственные наставления о. Макария о. Иоасафу в чтении и изучении Слова Божия, в «умной молитве» и в соблюдении заповедей Божиих

Затем о. Макарий позвал меня к себе в гостиную, сел на диван, взял со стола две книги: Евангелие и Апостол, на славянском и русском наречии, и сказал: «Ну, вот, я тебе, Иванушка, дам Новый Завет», – и нашел в Евангелии от Иоанна, в зачале 46, беседу Иисуса Христа с учениками. Иисус сказал: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем. Далее указал он 14, 15, 16 и 17 главы от Иоанна и сказал мне: «Эти главы выучи на память». Еще указал он 5, 6 и 7 главы Евангелия от Матфея и сказал мне: «И эти главы также выучи на память и прочитывай их с благоговением». Затем, взявши Апостол, нашел 1-е Соборное послание Св. Апостола Иоанна Богослова и также благословил мне выучить на память: «А когда выучишь, – присовокупил он, – приходи ко мне и прочитай мне это». Потом взял платочек и завернул в него передаваемые мне книги. В заключение сделал мне наставление, чтобы я не лгал и был во всем осторожен, и особенно в соблюдении заповедей Божиих, и проч. Я поблагодарил его, поклонился ему в ноги, и он благословил меня и сказал: «Ну, иди с Господом Богом».

Я ушел от о. Макария с великою радостью и с особенным расположением к духовной жизни, решившись всемерно, по возможности, исполнять его наставления. Пришедши домой, я начал учить заданное мне на память: а когда что выучивал, приходил к о. Макарию и прочитывал это пред ним. Он благословил мне ежедневно прочитывать по главе из Евангелия и Апостола и по несколько псалмов из Псалтири и заниматься умною сердечною молитвою Иисусовой. о. архимандрит Макарий таким образом учил меня умной сердечной молитве Иисусовой, при чем несколько раз и сам занимался со мною и стоя, и сидя. Бывало скажет он мне: «Приклони голову, предварительно осенив себя крестным знамением, и смотри умом в сердце, глаза закрой, руки приложи к персям и тихо произноси умственно молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй меня грешнаго», а сам положит мне свои руки на голову и на плечи и скажет мне: «Вообрази присутствие Божие, что Господь видят тебя, слышит, и что Он с тобою, по слову Псалмопевца: предзрех Господа предо мною, яко одесную мене есть». И в таком положении, по его указанию, я бывал до часу и более. При этом он высказывал и следующее: «Спаситель сказал: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века». И еще: «Будите во Мне», и Аз в вас». Также н сие: «Царствие Божие внутрь вас есть»... и: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам». Также наставлял меня молиться так: «Господи Иисусе Христе! научи меня и Сам внуши мне святую молитву, угодную Тебе». А после наставлял меня так: «Молитву умную совершай во смирении, как пред Самим Господом Богом: не развлекайся разными помыслами. Ведь сказано: памятование о Боге да не отступает от тебя. Бог Сам дает молитву молящимся. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. И якоже кокош собирает птенцы своя (тюк... тюк...), так и молитва сердечная умственно совершаемая: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй мя грешнаго, с Божиею помощью собирает рассеянные мысли, а делание духовное соединяет человека с Богом, – он в спокойствии духа радуется о Господе». Еще говорил о. Макарий: «В человеке благочестивом, боголюбивом, молящемся умною сердечною молитвою, имеется в сердце как бы златая дщица, укрепляющаяся благодатью Христовою. Молитва такового благоугодна Богу, и благодать Божия хранит его от козней вражьих. Если же человек впадает в грех и, тем более, в смертный, то эта благодатная дщица прорывается. И тогда человека объемлет греховность, и помрачается его душевное состояние, и удаляется от него благодать Божия. И тогда весьма трудно бывает возвратить прежнее благодатное состояние души, и сие возможно сделать токмо искренним, со слезами, раскаянием во грехах, молитвою, постом, смиренномудрием. Положивши опять начало благочестивой жизни, нужно возможно чаще приступать к св. таинствам покаяния и приобщения Тела и Крови Христовых, так как, по слову св. Апостола, Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякаго греха, – и уже не возвращаться на тот же грех».

Неимоверная неутомимость о. Макария в подвиге народного учительства и молитвы, его прозорливость. Любовь народа к о. Макарию

Однажды, бывши у о. Макария вечером под праздник, я остался у него ночевать, чтобы быть с утра во всенощной, которая должна была начаться во втором часу. Уже довольно поздно о. Макарий позвал меня к себе в зал, вел со мной душеполезную беседу и спрашивал меня о молитве, и советовал мне совершать оную наедине один раз и дважды в сутки, сидя и стоя. И в этот раз, подобно прежнему, он сам занялся со мною упражнением в молитве. Также, как и тогда, он наклонил мою голову и сказал мне: «Смотри умом в сердце, глаза закрой, руки приложи к персям и, помышляя о присутствии Господнем, взывай: Господь мой и Бог мой! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! – с такою верою, что Он как бы уже отзывается на то, что тебе нужно, – помилуй мя грешнаго, – делая это с любовью и духовною радостью о Господе». Сим упражнением в молитве батюшка занимался со мною так долго, что пришел звонарь и сотворил обычную молитву. О. Макарий ответил ему на оную обычно же: "аминь». Звонарь продолжает: «Благословите, о. архимандрит, звонить к утрене». О. Макарий говорит ему на это: «Подожди на час», а мне говорит: «Иди скорее, засни», – и сам ушел. Вскорости зазвонили ко всенощной. О. Макарий выходил на литию и на величание, и помазывал елеем, а по окончании службы вышел в свои келлии. После того была ранняя литургия. О. архимандрит служил позднюю литургию. В конце литургии он говорил поучение, как и всегда, а по окончании оной обычно благословлял народ и затем, приложившись к чудотворному образу Тихвинской Божией Матери, направился в свои келлии. Много народу пошло за ним в его молитвенную, а некоторых купцов и нескольких других, по усмотрению, он пригласил к себе в гостиную. Здесь пили чай, но он за назидательными разговорами и чаю мало пил. Затем он благословил всех и вышел в молитвенную. Там тоже поучал присутствовавших и, отвечая на их вопросы, преподавал им благие советы. Иных подводил к Распятию Спасителя и помазывал их елеем из лампады от него. После того он благословил всех и сказал: «Идите с Господом Богом». Времени, помнится, было уже часа три пополудни. Иногда при таких случаях о. Макарий раздавал детям азбучки, а кому и книжки. Вообще это было такое благодатное время в Болхове до самой кончины о. Макария, что все ликовали и радовались о Господе. Повсюду слышны были неумолчные разговоры о том, чему кого он учил, о чем говорил поучение в церкви и проч.

Однажды о. Макарий говорил: «Нужно в церкви и в молитвенном собрании не о себе токмо молиться, но и о молящихся с нами, обнимая любовью ближних и говоря: Господи Иucyce Христе, Сыне Божий! помилуй нас и сподоби нас Небеснаго Твоего Царствия». А мне лично он сказал: «Ты, Иван, не о себе только молись, но и приводи с собою в церковь товарища, – которого при этом и назвал по имени, – а то одного в Царство Небесное но пустят... А если оскорбил кого, отца или мать, или кого другого, – то проси прощения у них, поклонившись им в ноги». На это я сказал ему: «Батюшка! Я старшую сестру оскорбил». Он как бы гневно сказал мне: «Попроси у нее прощения, поклонившись ей в ноги, – и тогда приди, скажи мне». Это было для меня, как необычайное, весьма трудно. Но я исполнил приказание батюшки, низко поклонился сестре и сказал ей: «Прости меня». Она сильно удивилась сему, – что такое это значит. После того, бывши у о. Макария, я сказал ему, что исполнил указанное им. Он на это мне заметил: «Смирение весьма важно и душеспасительно: сделать со смирением поклон своему ближнему – это тоже, что как бы со дна моря достать жемчужину».

О. Макарий был проникнут великою любовью к Богу и к ближним и, не щадя своего здоровья, занимался с приходившими к нему, иногда до 4-х часов дня, не обедавши, разве чаю выпьет, да и то не всегда достаточно, за беседами. Однажды он спрашивает своего келейника: «Архипп Абрамович! А что, я обедал сегодня?». Тот отвечает: «Нет, батюшка». «Ну, давай же скорее», – говорит ему сильно утомленный в занятиях с народом о. архимандрит. За таковые его самопожертвованные отношения к народу и граждане г. Болхова сильно любили его и имели к нему такую веру, питали к нему такое расположениe, что, если что он посоветует и скажет, то старались свято исполнять его советы и дорожили его благословением; приводили к нему и детей для благословения, а также и себе испрашивали оного у него, начиная какое-либо дело; открывали ему свои погрешности или происходившие в семействах раздоры. Устремив на вопрошавших свой проницательный взор, он говорил каждому, что кому на пользу, обнаруживая при этом свою дивную прозорливость. Я также веровал в его святую прозорливость, и именно, что если я чем-либо занимался дома или где-либо бывал, то был уверен, что о. Макарий знает об этом, что и было мною испытано на самом деле. Однажды стою я в его молитвенной рассеянно. Он проходит мимо меня, взглядывает на меня и говорит: «Смотри, Иван, – Бога не обманешь». И я полагаю, что он это прозорливо высказал. Хотя после того и было у меня ревностное желание (усердие) к молитве, хождению в церковь, пению, чтению, и я всячески остерегался нарушать заповеди Божии и его наставления; но впоследствии я не сохранил исполнением Божиих заповедей и его наставлений и впадал в различные прегрешения. О, горе мне многогрешному, не сохранившему и обетов иноческих...

Отзыв о. Макария об о. Иоасафе и предложение ему быть миссионером Алтая. Личные воспоминания о. Макария об Алтае и алтайцах

Однажды о. Макарий сказал мне: «Если бы ты был ученый высшего образования, то был бы великим человеком». И я думаю, что он прозорливо это высказал относительно меня, тем более в виду того, что я, недостойный, несмотря на свое малое образование, посвящен в сан архимандрита. Еще он однажды сказал мне: «Я бы желал отправить тебя в Алтайскую миссию. Только для этого нужно изучить тамошние наречия. Ты бы там был полезен. Там о. протоиерей Ландышев, весьма хороший человек. Ему бы ты помогал». На это я сказал ему: «Меня не отпустят мои родители». Между прочим, о. Макарий говорил: «Там – чуваши, народ простой; когда они приходили ко мне, и между ними новокрещенные, то, бывало, сядут на полу, подогнут ноги, некоторые же из них и закурят свои трубочки, а и учу их христианской вере и добрым делам, по заповедям Божиим. А кого из них кто обидел, то они приносили мне свои жалобы на таковых, обращаясь ко мне: «Макар, Макар!» и проч. Мне приходилось, – продолжал говорить батюшка, – ездить верхом по узким дорогам – горным тропинкам – к новокрещенным, больным с тем, чтобы исповедовать кого из них и причащать Св. Таин. Дай Бог, – говорил он в заключение, – чтобы в этой стране идолопоклонников постепенно распространялась христианская вера и чтобы она более и более чрез сие процветала».

О. Макарий на празднике в с. Кривчем. близ Болхова. Его упражнение с о. Иоасафом в «умной молитве»

Однажды о. архимандрит Макарий по приглашению поехал в село Кривчее, верстах в 4-х от Болхова, где был праздник. Узнав об этом, пошел туда и я с моими товарищами. О. Макарий с вечера служил там всенощную соборно, торжественно. Пели монашествующие, пел и я с ними. После всенощной о. Макарий поехал ночевать к местному священнику. И я почему-то пришел туда же. Повидавшись с хозяином, о. Макарий заметил меня и позвал к себе в гостиную. Севши на диван, он сказал мне: «Помолимся умной молитвою». Затем, затворивши двери, он поставил свечу под стол и, подобно как прежде, наклонивши мне голову, сказал: «Смотри умом в сердце и произноси умственно молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешнаго. Со смирением вообрази, что Господь Бог тебя видит и слышит, и соприсутствует с тобой, как и Сам Он сказал: будьте во Мне, и Я в вас». И в таком положении, и приложив руки к персям, мы занимались более часа. Потом он благословил меня, сказав: «Иди с Господом Богом» и отпустил меня ко сну. Священник, хозяин дома, с удивлением спрашивал меня, что такое говорил со мною о. Макарий, особенно удивляясь тому, что так приближал меня к себе, еще столь юного летами, старец архимандрит. А я уже по привычке всегда смелее и смелее подходил к великому старцу. На утро начали звон к поздней обедне, которую, со следовавшим за ней молебном, служил о. архимандрит. Народу было множество. О. Макарий говорил поучение. После обедни он поехал к помещику на чай и обед. Поехали также и певчие. Пригласили и меня. В большом помещичьем доме обеденная зала была обширная, весьма поместительная. Гостей было много. Обед продолжался долго и кончился уже к вечеру, когда подали огни. По окончании обеда все присутствовавшие подходили под благословение к о. Макарию и прощались с ним. Подошел и я к нему. Он сказал мне: «Иван! ты не садись с певчими, – сядешь со мною». Подали карету. Сел о. архимандрит, с ним рядом сел священник из г. Болхова, а я сел в карете напротив их. Они разговаривали между собою, при чем о. Макарий как бы про себя произнес: «Отроки благочестивые..» а между тем у меня тихо спрашивал: «Вот за обедом кушанья подавали девицы, – не было ли у тебя какого греховного помысла»? Я сказал ему: «Не было, за ваши св. молитвы». Доехали мы до монастыря благополучно, и мы со священником ночевали в келлиях о. Макария. Он дал мне три книжки. А на утро он приказал нас из монастыря отвезти в город, причем священник был доставлен ко Введенской церкви в конце города.

Поездка 0. Макария из Болхова в Москву и привоз оттуда в Болхов множества книг

Когда о. архимандрит Макарий собирался ехать в Москву, то говорил нам: «Я привезу вам гостинца». И, действительно, привез оттуда много книг и, между прочим, экземпляры книги, под названием «Лепта», псальмы в стихах, его сочинения, положенные на ноты. Он дал мне эту книгу. С его благословения мы начали разучать и петь стихотворения из «Лепты».

Келейники о. архимандрита и я скоро поняли напевы этих стихотворений. Они следующие.

Содержание «Лепты» о. Макария

1. Песнь Богородицы.

Величит Господа и славит

Душа моя, Его творенье;

Он Бог, Он все создал, всем правит;

Он мой покров, мое спасенье… и т. д.

2. Песнь на Рождество Христово.

Днесь родился нам Спаситель,

Всей вселенной Просветитель.

Пойте. взыграйте; добрая весть!

Богу воздайте славу и честь… и т. д.

3. Нафанаил.

Алая заря в восточных

Загоралась облаках.

Волны мраков полуночных

Погружалися в лесах… и т. д.

4. Песнь на Преображение Господне.

На горе святой Фаворской,

В тишине глубокой ночи,

Иисус Христос. Сын Божий,

Со Отцом Своим Небесным

Тайную имел беседу… и т. д.

5. Плач Богородицы.

Стояла при кресте

Страдальца Иисуса

И сраспиналась с Ним

Его Святая Матерь… и т. д.

6. Песнь покаянная.

Сестры! Бог спасти нас может;

Немощные сильны в Нем…

Если Он нам не поможет,

Мы себя не сбережем… и т. д.

7. Песнь благодарения.

Сердце мое ищет Тебя,

Благо свое алчно любя… и т. д.

8. О Таинстве Пресвятыя Троицы.

О, Троица Святая,

В Триех Единый Бог!

Томимся мы, желая

В пресветлый Твой чертог… и т. д.

9. Слово крестное.

Паки мне возсиявает

Чудный оный тихий свет… и т. д.

10. Песнь о Лазаре убогом.

Лазарь нищий, дни злые влача,

Слег, и пищи у врат богача… и т. д.

11. Песнь Иосифа целомудренного в темнице.

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию.

Кроме Тебя, Владыко мой?.. и т. д.

12. Песнь из псалма.

Мутны воды Вавилона…

Там сидели мы в печали

И о радостях Сиона

Со слезами вспоминали… и т. д.

13. Урал.

На высоте Урала

Я в радости стоял.

Душа моя взывала:

Хвали Творца, Урал.. и т. д.

14. Песнь надгробная.

В деснице Божией душа.

Омытая в Крови Христовой,

И Бог, от плоти разреша,

Родил ее для жизни новой… и т. д.

15. О Последнем Суде Христовом.

О, день гнева! Лют день оный, –

Мир сожжет, свиет эоны…

Так гласят пророков стоны… и т. д.

16. Покаянная молитва псалма 50-го.

Помилуй, Господи, помилуй…

Безмерной благостыни силу

Прославь спасением души

Виновной, падшей, согрешившей.,. и т. д.

17. Песнь ко Пресвятой Богородице.

Радуйся, Царице,

Чистая Девице,

Матерь Бога Слова!..

Удостой покрова… и т. д.

Важное религиозно-воспит. значение «Лепты» о. Макария

Сии знаменательные песни приснопамятного о. архимандрита Макария весьма назидательны. И как бы следовало иметь оные в каждом доме и воспевать, прославляя Бога, по утешение и спасение душевное, а в семействах приучать и детей петь оные вместо светских, блазнительных, греховных песен. И это было бы весьма похвально и спасительно… Ведь сказано же святым Псалмопевцем: «Имже образом желает елень на источники ·водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже»

Сношение о. Иоасафа по поводу «Лепты» о. Макария с преосв. Макарием, еписк. Томским

В 1894 году. Преосвященнейшим Макарием Томским, по моей к Его Преосвященству просьбе, было прислано мне этих песней «Лепта» десять экземпляров, перепечатанных с прежнего издания, с извещением, что и там, в Томской епархии. весьма чтут о. Макария, как великого подвижника в деле проповедования Слова Божия и поют псалмы его сочинения по «Лепте» и, с помощью Божьею, основанная им церковная Алтайская миссия имеет большой успех в распространении там Святого Православия. Владыка просил меня сообщить ему что-либо об о. Макарии, но я, к сожалению моему, но успел еще сделать этого.

Назидательные советы о. Макария о. Иоасафу. «Умная молитва»

Отец архимандрит Макарий советовал мне, особенно в ночное время, размышлять о премудрых творениях дел Божиих. «Когда взглянешь на небо, украшенное яркими звездами, – говорил он мне, – скажи: На небо очи мои возвожу к Тебе, Боже... Господь мой и Бог мой Иисус Христос!.. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй, меня грешнаго».

О, Троица Всесвятая,

В Триех Единый Бог!

Томимся мы, желая

В пресветлый Твой чертог...

И молитва твоя, – продолжал говорить мне мой приснонезабвенный отец и учитель, – как колокольчик зазвенит на небо. Весьма полезно молиться Господу Богу в ночное время, в уединении, а наипаче сердечною, умною молитвою, относительно которой нами изложено выше. Еще относительно сей молитвы о. Макарий говорил следующее: «Эта молитва Иисусова требует от упражняющегося в ней чистоты сердца: молящийся сею молитвою должен пребывать в христианских добродетелях, во смирении, в любви к ближним: он не должен ни гневаться, ни раздражаться на кого-либо»....

Видение о. Иоасафом о. Макария во сне

Однажды говорю я о. Макарию: «Батюшка! Вы мне во сне приснились, обняли меня и сказали: сыне! дождь ми сердце твое»... Он оказал мне на это: «Да, нужно Богу отдавать свое сердце»...

О. Макарий исповедует О. Иоасафа и предлагает ему молитвенное правило

Однажды о. Макарий спросил меня о грехах моих. Я сказал ему, что грешен. Он на это заметил мне: «Ах, нужно тебя исповедовать», – и действительно, поисповедовал меня. После исповеди он сказал мне: «Клади по одному земному поклону в сутки пред Богом, для памяти».

Орловский архиепископ Смарагд и о. Макарий

Однажды приехал в г. Болхов Высокопреосвященный Смарагд, Архиепископ Орловский. Его встретили с обычными почестями. Он остановился у городского головы, купца К. В. Губарева. На другой день приехал ко Владыке явиться о. архимандрит Макарий. При свидании с ним Владыка говорит ему: «Ну, прости меня, старец, что я не остановился у вас в обители». О. Макарий смиренно поклонился архиепископу и скромно сказал: «Прости и меня, Владыко святый». После того они оба служили вместе и в соборе, и в монастыре. По обозрении городских церквей. Владыка выехал обратно из Болхова в гор. Орел.

Загадочные сборы о. Макария в Старый и Горний Иерусалим. Прощание с ним болховичей. Его предсмертная болезнь. Видение г-жи Жедринской. Напутствие о. Макария

О. архимандрит Макарий неоднократно высказывался многим, что собирается выезжать из Болхова в Старый Иерусалим, на поклонение Гробу Господню и другим тамошним святыням. Узнавши об этом, народ начал приходить к нему прощаться. Всех желавших он исповедовал пред Распятием Спасителя в своей молитвенной и прощался со всеми с духовным наставлением, при чем говорил: «Если будет угодно Богу, я опять возвращусь сюда к вам», – и почти по целым дням занимался с народом. И было слышно, что будто бы готовился для него какой-то дорожный экипаж-фургон. Недели две спустя после таковых сборов в далекий путь, о. Макарий заболел чем-то в роде лихорадки или воспаления и простуды. К нему приезжал доктор лечить его. С того времени уже не впускали к нему народа в его келлии, разве кого особенно, по его благословению. Дней через пять после того он уже заболел смертельно – и стал собираться в Горний Иерусалим. Его болящего положили в гостиной, посредине, на столе высоко, на постланной для сего на оном постели, и подложили ому под голову подушечку; комнаты обрызгали уксусом. Он так ослабел, что едва говорил. Было заметно, что он находился в молитвенном состоянии. В эти дни была у него госпожа Анастасия Павловна Жедринская. мать бывшего впоследствии Курского губернатора. Еще была при нем одна Орловская монахиня. Г-жа Жедрннская сидела против о. Макария. От утомления она задремала. И вот видит она как бы во сне, что о. Макарий на воздухе и в сияющем свете. От этого она вдруг вскрикнула: «Ах!,отец Макарий!»... Услыхавши это, о. архимандрит сказал: «Что вы, Настасья Павловна?». Она ответила ему на это: «Я, батюшка, задремавши, видела вас, как бы на воздусе, во свете»… Он на это заметил ей: «Успокойтесь, это так вам показалось»... В это время его болезни над ним совершено было Таинство Елеосвящения, и его почти ежедневно приобщали Св. Христовых Таин.

Посещение болящего о. Макария о. Иоасафом и благословение его оным. Кончина о. Макария в присутствии о. Иоасафа

За день до его кончины я пришел к нему. Он, как сказано, лежал в гостиной, посредине, на кровати вроде стола, высоко. Я подошел к нему поближе и поклонился ему. Он стал благословлять меня, перекрестивши раза три, и сказал мне: «Ну, прощай, Иванушка, будь благочестивой жизни; дай тебе Бог получить венец от Господа Бога». Я сердечно облобызал его благословляющую десницу и, кланяясь ему, сказал: «Прости и меня, батюшка»... Лицо его было светлое и видимо, спокойное. И без того всегда хилый и слабый, теперь он еще больше исхудал. По всему было заметно, что он уже окончательно приготовился в Горний Иерусалим. Я отправился домой. На другой день, часов в 9 утра, я прихожу в монастырь и тихо вхожу в келлию к о. архимандриту. Вижу, что в гостиной находятся о. казначей Иеремия, градский голова К. В. Губарев, г. Жедринская, Орловская монахиня и еще кто-то. Все они стоят и молятся Богу. О. казначей читает акафист, или отходную – на исход души. И подошел. поближе к о. Макарию. Он уже не говорил, а только вздыхал слышно, редко. Я поцеловал его руку. Чрез 20 минут после того он вздохнул и испустил дух. Лицо его было светлое и спокойное, а глаза еще не были закрыты. Кто-то из присутствовавших сказал: «Нужно бы закрыть глазки ему». Стоявши вблизи, я двумя своими пальцами закрыл ему глаза.

Впечатление кончины о. Макария. Прибытие в Болхов Архиепископа Смарагда на погребение о. Макария. Погребение о. Макария

Все бывшие вокруг почившего сильно заволновались. «Помер... помер»... слышны были скорбные голоса... Затем положили его по обычаю. Поклонясь Господу Богу с молитвой о упокоении усопшего и простившись с ним, я пошел домой. Приготовив, что нужно для погребения, и облачив покойного, к вечеру перенесли его в молитвенную и там читали над ним Псалтирь и Евангелие и служили панихиды о упокоении во Царствии Небесном новопреставленного священно-архимандрита Макария. Он скончался 18 мая1 1847 года в 10-м часу утра, всего 55-ти лет от роду...

Вечером я опять пришел в монастырь. О. Макарий, как живой лежал в своей молитвенной. Я всю ночь пробыл там и вместе с другими присутствовавшими небоязненно ходил около почившего. В эти дни приходило к нему множество народа; служили панихиды. Его вынесли в соборную Троицкую церковь, самую древнюю в монастыре. Ко времени погребения в Бозе почившего из Орла изволил прибыть Высокопреосвященнейший архиепископ Смарагд. Погребение о. Макария состоялось на 5-й день по его блаженной кончине. Св. литургию и отпевание новопреставленного торжественно совершал Владыка соборно с монастырским и градским духовенством, при стечении множества народа, далеко не вмещавшегося в церкви. К сожалению моему, я в церкви в это время не был, а находился в келлии о. Макария, в чем-то помогал там монастырской братии. Об остальном, т. е. о заупокойном Богослужении, о погребении о. Макария, о торжественном обнесении его священнослужителями, во главе с архиепископом Смарагдом, вокруг св. престола и около всей церкви и о прочем, сюда относящемся, уже пространно изложено в изданной в 1897 году Орловской Ученой Архивной Комиссией отдельной книге о жизни и трудах о. архимандрита Макария «Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, отца архимандрита Макария Глухарева» (стр. 98). Во второй книге, предварительно напечатанной в «Трудах Орловской Ученой Архивной Комиссии» за 1896 год и состав- ленной ее членом, священником-законоучителем Илиею Ливанским, а в 1897 году им же изданной отдельно под заглавием: «Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской духовной Миссии, архимандрита Макария Глухарева, во время пребывания его в Болховской Оптиной пустыни Орловской епархии» им, при помощи Болховских старожилов, собрано много интересных и назидательных сведений о его подвигах, проповедовании слова Божия, о его благочестивой и молитвенной жизни, о его прозорливости, о его письмах к разным лицам и проч. Вообще много назидательного и поучительного оставлено нам приснопамятным великим старцем священно-архимандритом Макарием.. Вечная ему память!..

Место погребения о. Макария, его портрет. Келейник о. Макария о. иеросхим. Макарий

О. Макарий похоронен в притворе Троицкой церкви, на правой стороне, в склепе в роде пещерки. Описываемое место погребения о. Макария было видено много лично. Оно пространством аршин на пять. Там и поставлен гроб с телом о. Макария, который я случайно видел и чрез двадцать лет по кончине моего незабвенного отца и учителя, и именно я видел его чрез малое отверстие в стене: стоит он посреди пещерки цельный; кругом его выложено каменною стеною; это его помещение; а близ пещерки, аршин на восемь снаружи, дверь, которою входят на поклонение почивающему там о. Макарию и для служения по нему панихид. На стене прибита серебряная доска с надписью и вычеканенным на ной портретом о. Макария. Тут же вблизи погребено тело настоятеля обители священно-архимандрита Никодима, замечательной благочестивой жизни, скончавшегося уже сто лет тому назад. Видна часть склепа его могилы. И ему поклоняются приходящие в пещеру. Тут же вблизи погребено и тело бывшего келейника о. Макария, с которым он и прибыл в Болховской монастырь и который впоследствии был пострижен и в монашество и был в сане иеромонаха. Замечательно, что он принимал меня еще юношей, когда я приходил к о. Макарию. Впоследствии времени, поживши сперва в Богородицкой Площанской пустыни, я был затем казначеем в Болховском монастыре и в это-то время постриг его в схиму, с наречением Макарием, конечно в благодарную память нашего общего незабвенного отца и учителя. Скончался он в глубокой старости, около восьмидесяти лет от рождения. В пещерке поставлены св. иконы и горит неугасаемая лампада и воспеваются панихидные моления. Вечная твоя память, достоблаженный и приснопамятный наш наставник, священно-архимандрит Макарий!..

Преемники о. Макария по настоятельству в Болховском Троицком Оптине монастыре

После о. Макария настоятелем Болховского Троицкого монастыря был о. архимандрит Иеремия, из Брянских протоиереев, человек вообще трудолюбивый и между прочим рачительный строитель. При нем построены две каменные церкви, в которых восемь св. престолов, куплен большой колокол весом до 600 пудов. Он дожил до глубокой старости и был уволен на покой за три года до смерти. Он скончался 1 августа 1871г. и погребен под церковью Тихвинской Божией Матери. После о. Иеремии настоятелем монастыря был о. архимандрит Димитрий из Кириллова монастыря Новгородской губернии; в сентябре 1877 г. он был перемещен в Елецкий Троицкий монастырь, где и скончался 11 июня 1880 г. На место о. Димитрия настоятелем монастыря поставлен ныне здравствующий и состоящий в сей должности о. архимандрит Патермуфий. При нем все монастырские церкви возобновлены и расписаны священными изображениями, приобретена лучшая ризница, между прочими старанием казначея монастыря о. Израиля. О. Патермуфий вместе с о. Израилем принимали в свое время ревностное участие и в содействии должному почтению памяти о. Макария, особенно в юбилейные его годы – столетия со дня рождения и пятидесятилетия со дня кончины, и между прочим трудились над собиранием и подготовкой к изданию материалов для его жизнеописания и совместно с жителями г. Болхова отозвались и значительною денежною жертвою на юбилейное издание книги о нем, изданной главным образом на средства глубокого почитателя о. Макария и ему соименного, преосвященнейшего Макария, епископа Томского.

Соврем. состояние Болховского Троицкого монастыря и его главная святыня

Святая Троицкая обитель, в которой блаженно почивает приснопамятный о. Макарий, состоит в цветущем положении, при видимом покровительстве Царицы Небесной, чудотворная Тихвинская Икона Которой, находящаяся в монастыре, весьма почитается как жителями г. Болхова, так и окрестными и даже из дальних местностей. Сию святую и чудотворную Икону ежегодно обносят по всему городу с молебствием.

Личный отзыв о. Иоасафа об о. Макарии

Вот все то, что из воспомянутого мною я нашел возможным записать во славу Божию и в признательную память великого проповедника-миссионера и учительного наставника, благочестивого по Бозе ревнителя, любвеобильного священно-архимандрита о. Макария, его благодарный ученик архимандрит Иоасаф Ульянов. Мценск. Январь 1898 года.

Обстоятельства жизни о. Иоасафа по кончине о. Макария

После смерти о. архимандрита Макария я, как и многие другие, остались без руководителя в духовной жизни. Мне в то время, т.е. в 1847 году, было всего 18 лет. По возможности я старался уклоняться от мирских увеселений и имел желание поступить в монастырь. Но отец мой не отпускал меня, хотя и не воспрещал мне часто ходить в церковь и дома заниматься душеполезными занятиями и чтением книг духовных. На второй год по кончине о. Макария я отправился с товарищем моим на богомолье ко св. местам и поклониться св. мощам угодников Божиих; я ходил к Святителю Тихону Задонскому, к Св. Митрофану Воронежскому, к Свят. Иоасафу Белгородскому, к Свят. Афанасию Лубенскому Сидящему Патриарху, к Св. Макарию Переяславскому; был и в Киево-Печерской Лавре и там удостоился молиться н поклониться Божией Матери пред Ее Чудотворным образом Успения; был и в Киевских пещерах и поклонился нетленно почивающим там угодникам Божиим; поклонился и св. мощам Великомученицы Варвары в Михайловском Златоверхом монастыре и прочим, по возможности. Киевским святыням. На обратном пути из Киева мы зашли в Богородичную Площанскую пустынь. Помолившись пред тамошним чудотворным Образом Казанской Богоматери, я был там у старца иеросхимонаха Иосифа на благословении. Он благословил мне проситься у родителей в монастырь, и именно поступить в эту Площанскую пустынь, где и мне понравилось пустынническое, продолжительное богослужение и весь монастырский порядок. Побывши в сей пустыни, я еще более расположился и решился оставить мир и поступить в монастырь. Благополучно возвратившись обратно в Болхов, в дом родительский, я всячески теперь заботился о том, как бы у родителей отпроситься в монастырь. Проживши еще с год в Болхове, я отправился в Козельскую Оптину пустынь к тамошнему знаменитому старцу о. иеросхимонаху Макарию и просил у него благословения на поступление в монастырь. О. Макарий сказал мне: «Отпросись у родителей, и Бог благословит тебя, – поступай», и наметил мне три пустыни: Оптину, Белобережскую и Площанскую. Вскорости после того родители мои решились отпустить меня, хотя и с великою скорбью, и взяли для меня увольнительное свидетельство. Собираясь выбыть из Болхова, я обратился к подвизавшейся там схимнице м. Глафире, старице высокой духовной жизни, и просил у нее рекомендательного письма к кому-либо из старшей братии в Богородичной Площанской пустыни. Она написала для меня письмо тамошнему старцу о. иеросхимонаху Иосифу. И тогда я отправился туда в сопровождении моего товарища и был там принят в июле 1850 года. Там я проходил разные предварительные послушания в течение двух лет. Потом поставили меня на правый клирос, и я был канонархом. Также был я посылаем из монастыря с чудотворной Иконой Казанской Богоматери в г. Севск и окрестные села. На 30-м году жизни я был пострижен в монашество в 1858 году, посвящен в иеродиакона в 1861 году, в иеромонаха, Преосвящ. Епископом Поликарпом. в 1864 году. В 1865 году я был утвержден в должности Благочинного монастыря. В 1868 г. я был перемещен в Болховский Троицкий монастырь и в 1869 г. был утвержден там в должности казначея. В 1871 г. я был перемещен в Карачевский Одрин монастырь настоятелем, в 1872 году возведен в сан игумена, в 1873 году награжден золотым наперсным крестом. Моим старанием, при помощи Божией, в этом монастыре выстроены новая колокольня, трех-престольная церковь и церковь трапезная, возобновлены прежние и поделаны новые серебряные ризы на чудотворные Иконы Святителя Николая Чудотворца, Божией Матери Споручницы грешных и Утоления печали, и вообще монастырские храмы Божии изящно благоукрашены. Трапезную церковь освящал Преосвященнейший Епископ Макарий, а большую – Преосвящ. Епископ Ювеналий в 1880 г. Произведены были мною по монастырю и другие постройки. В 1880 г. я был Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени. В том же году я был перемещен Настоятелем в Мценский Петропавловский монастырь. В 1885 году Преосвящ. Епископом Симеоном возведен в сан архимандрита и в том же году назначен Благочинным монастырей Орловской епархии, от каковой должности по собственной просьбе был уволен в 1891 году и получил благословение Св. Синода. В 1894 году Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени. С помощью Божией и здесь, в Петропавловском монастыре, мною возобновлены церкви, а Всесвятская монастырская церковь в г. Мценске распространена двумя приделами и благоукрашена; по мере средств в прочее благоустроено в монастыре.

В настоящее время мне уже 68 лет, из коих 47 лет я прожил во святых обителях, возымев любовь и расположение к ним от близкого моего общения с приснопамятным о. архим. Макарием еще во дни моей юности... За все благодарение Господу Богу, милосердием Своим милующему меня многогрешного, недостойного инока. При сем испрашиваю у всех святых молитв, да сподоблюсь милосердия Божия и вечного блаженства. – Мценского Петропавловского монастыря недостойный Архимандрит Иоасаф Ульянов. Февраль 1898 года.

Сообщил Прот.-Законоуч. Илия Ливанский

* * *

1

По новым, проверенным сведениям 19 мая. Лив.


Источник: Просветитель Алтая и учитель Болхова, архимандрит-миссионер Макарий Глухарев / [Соч.] прот. Илии Ливанского. - Орел: Тип. Губ. правл., 1905. – 40 с.

Комментарии для сайта Cackle