К Евдокии Вас. Варламовой и Анне Ник. Романчиковой
Названные девицы упоминаются в письме к о. Ник. Дмитр. Лаврову под № 258 Болховитянки родом, они по убеждению архим. Макария решили отправиться на Алтай, чтобы там служить по мере сил тому делу, которое пред тем оставил он. Но Анна недолго жила в миссии (до 1849 г.). Сестра же Евдокия, после старица Никольского ж. монастыря в Улале (в монашестве Елена, в схиме Евдокия), всю жизнь посвятила миссии, занимаясь обучением девочек грамоте, печением просфор, продажей свечей, шитьем и починкой церковных вещей. Письмо к ним архим. Макария, писанное за 12 дней до его смерти, напечатано дважды в Томских епарх. ведомостях 1890 г., № 5, и в Московских церк. ведомостях, 1890 г., № 19. В библиотеке Казанской д. семинарии хранится копия с оригинала.
302
1847 г. Мая 6 д.
0 Господе Иисусе Христе достопочтеннейшие благовейнейшие сестры Евдокия и Анна! Простите и благословите.
Простите, что я в письме моем к Отцу Николаю, посланном в субботу отсюда, ни слова не сказал ни прямо вам, ни ему о вас. Но по милости Божией, в тот же день я подходил к святому жертвеннику во время Проскомидии, и вкупе с священником, совершавшим Божественную литургию, предавал вас водительству и покровительству Отца небесного. В тот же день я прощался с о. Иоанном Петропавловским в доме его, и теща его, старица, воспоминая Евдокию Васильевну с благословениями порадовала меня весьма приятным утешением, рассказав как она прощалась с нею, изъявляя чувство искреннего благодарения, потому что была обучаема ею грамоте даром. При этом случае должен я привести вам на память слово Христово: «туне приясте, туне дадите». Неутомимую труженицу приветствовал я радостным замечанием, что семя добра, посеянное ею, может ныне при Божьем благословении приносить и плод неоскудный. Тут находилась и подвижница Акулина, золотошвея, жившая прежде в слободке близ нашего монастыря, и столь прилежно и постоянно приходившая в церковь к нам во всякие времена Богослужения. Тут Господь завещавший мир ученикам Своим, оставивший нам мир Свой в наследие, как ни с чем несравненное сокровище и богатство: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам, мир вам», тут Он разрешил узелок один, составлявший свою запутанность, разрешил тихо, безмолвно и деликатно, так что язык не входил ни в какие объяснения о прошедшем, которые могли бы неприметно завести в терновник колючего словопрения, но души уже были не в разладе, а в благоприятном согласии. Тут течение разговора вовлекло меня в приятнейшие воспоминания о приснопамятном рабе Божьем отце Петре,752 коего память и для вас будет любезна, когда вы, достигши места службы, найдете ее там, на поприще будущего подвига вашего, цветущую и благоухающую вонею Христовою. Простившись с Отцом Иоанном, я поехал в село Струково, и проезжал мимо кладбища. У г. Владимирова отыскал одну из самых редких книг, принадлежащих мне, которую я по забвению уже готов был почитать унесенною, пропавшею. Там же, в с. Струковом на воскресной литургии в церкви, одна очень известная вам753 доброжелательная, благонамеренная душа мазалась скипидаром открытой епитимии, и потом изъявляла радостное благодарение. В тот же день, возвращаясь от г. Владимирова, был я у Сокольниковых на мельнице, что под Болховом, потом в Болхове у Филиппа Григорьевича Чопова, и жена его Марья Антоновна была готова всхлипнуть от слезной радости, слыша, что я был у меньшой дочери ее. Анны. Потом еще в трех домах я был, увлекаемый желаниями приятелей болховских, и чрез все эти входы и выходы по великой милости Божьей, которой я недостоин со всех сторон, нить утешений благословительных шла, и в монастырь я возвратился уже пo вечеру позднему.754
Извозчик наш приехал благополучно, и привез нам благополучную весть о вашем благополучном прибытии в Москву. Он был вчера у меня, а сегодня уже и мать Анны знает все, и после ранней обедни подходит ко мне, и просит, чтобы этот же извозчик отвез вас до самой миссии. Мы и первоначально старались найти благонадежного человека, который бы согласился довезти вас до места службы; но тогда не имели успеха. И теперь даже извозчик ваш не тверд в решимости и не совсем одноязычен. Если же у нас с ним концы с концами сойдутся, как надобно; то я охотно и усердно соглашусь на то, чтобы он отвез вас на Улалу. Только вот вам необходимое, по мнению нашему, условие. Вы с ним должны пристать к обозу купеческому, и к такому притом, в котором не было бы ни молодых приказчиков, ни молодого хозяина, а одни мужички, дегтем помазанные.
Благословите меня, благоговейнейшие и святые о Господе сестры и сослужительницы, благословите нас добрыми желаниями и молитвами Вознесенья, на приближающееся путешествие. Хотели выехать в пятницу после Вознесенья, но отложили отъезд до вторника после Праздника Святой Троицы,755 но при всем том право не знаем, как исполнить и требование приятелей болховских, и требования времени вашего. В субботу хочу писать к вам или к Отцу Николаю, это все одно.
Поминайте слово Господне: Се Аз с вами есмь во все дни до скончания века, аминь.
Помяните во время благоприятное и нас, приятелей ваших о Господе, хотя и недостойных, но милостиво и человеколюбиво на покаяние и спасение верою во Христа Иисуса, призываемых и ожидаемых Отцом нашим небесным, простирающим к нам объятия Свои в распятом за нас Единородном Сыне Его. Слава Ему со Отцом и Святым Духом. Аминь.
* * *
Лисицком.
В Том. Епарх. Вед.– «всем». Там же в примечании объяснено: «Это одна благородная жена, похоронившая мужа своего, неправославного, по православному обряду. За это о. Макарий наложил на нее, отличавшуюся нищелюбием, епитимью – стоять вместе с нищими».
Упоминаемые здесь посещения знакомых, были прощальными визитами о. Макария, собиравшегося вскоре отправиться на поклонение святым местам в старый Иерусалим (Томс. Епарх. вед.)
Праздник Троицы в 1847 г. приходился на 11 мая, Вознесение– на 1 мая.