Источник

К Агапиту епископу Томскому

Преосвящ. Агапит (Вознесенский), кандидат 3 выпуска СПб. академии, 12 авг. 1834 г., был хиротонисан в епископы вновь открытой Томской епархии, в состав которой вошла Алтайская миссия. Первое из помещенных ниже писем к нему архим. Макария, было уже напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1895 г., № 20 (и перепечатано отсюда в Церковных ведомостях, 1896 г.., № 2) с заглавием: «Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника первому Томскому епископу». Второе из писем архим. Макария к еп. Агапиту, перепечатывается из книги г. Птохова: «Архимандрит Макарий», стр. 99−100, извлекшего его из Архива канцелярии обер-прокурора Св. Синода (Дело 1838 г. № 20783).

68

Преосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь,

Вкупе со всей паствой, Великим Пастыреначальником вверенной Вашему попечению, служащая в Бийском округе при обращении иноверцев в христианскую веру церковная миссия, передает себя Вашему, святитель Христов, Архипастырскому покровительству.

Сия миссия введена в действование, 1830 года августа 3 дня, Архиепископом, ныне Рязанским, Преосвященнейшим Евгением, и тогда же получила от Его Высокопреосвященства походную церковь во имя Всемилостивейшего Спаса.

Первоначально сотрудниками моими были семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Первый, послужив со мной два месяца с немногим, в Бийске скончался, а последний, в 1832 году женился и вышел из церковного звания в гражданскую службу.

Между тем, в 1831 г. вступил в сотрудничество со мной один семидесятилетний старец из поселенцев – Петр Лисицкий, который и ныне проходит служение с постоянным терпением и усердием, и по благословению Архиепископов Тобольских Преосвященнейших Евгения и Афанасия, в нынешнем году представил Епархиальному начальству прошение о введении его в духовное звание и в монашество.

Кроме него с июля 1832 г. служит при миссии в должности толмача, один из крещенных мной татар – Федор Михайлов сын Иштанаков.

Миссия служила доселе в соединении 217 иноверцев с Восточной христианской Церковью.

Миссия имеет стан свой, можно сказать, у врат Алтая, в селении, которое по устью р. Маймы, впадающей здесь в Катунь, называется Усть-Майминским. Сей стан – есть дом сосновый, имеющий 13 саженей в длине и 2 1/3 в поперечнике, в котором под одною кровлей находятся горница, длиною в 12 арш. с половиной, для открытого в походной церкви Богослужения, приемная зала с кельей для меня и с кладовою, и поварня с кельей для старца Петра и с кладовой. Кроме сего, на земле обществом Усть-Майминских землевладельцев, назначенной для стана миссии, она имеет дом, состоящий из двух изб под одною кровлей, в котором прежде сего помещался толмач с семейством своим, и который теперь остается незанятым, ожидая своего назначения. А за чертой стана принадлежит миссии два дома, в которых помещаются бесприютные между новокрещеными, и которые имеют также по две избы в своем составе.

По благотворному определению Высокопреосвященнейшего Евгения, утвержденному Его Высокопреосвященством Архиепископом Тобольским Афанасием, миссия находилась доселе в непосредственной от Архипастырей епархиальных зависимости, и в непосредственном к ним отношении по службе. Каковое определение утвердить всепокорнейше просим Ваше Преосвященство.

Мысленно повергаясь к стопам Вашим, передаю себя вкупе с моими сотрудниками и со всеми новокрещеными святительской молитве Вашей и Архипастырского благословения испрашиваю.

Вашего Преосвященства, милостивейшего Архипастыря и Отца, всепокорнейший послушник, архимандрит Макарий.

1834 года, ноября 8 дня.

В д. Майминской.

69

Чувствительнейшее оскудение сил понуждает меня всепокорнейше просить Ваше Преосвященство об увольнении меня в Россию на столько времени, сколько будет потребно для врачевания, или насколько можете, чтоб я мог воспользоваться, и по совету врачей Сибирских, климатом более благоприятствующим укреплению моему, нежели климат Сибири, и советами искуснейших и опытнейших врачей и пособиями лучших аптек.

Между тем, я решился объясниться перед высшим начальством церковным в СПб., о дальнейшем, если Господу благоугодно, служении моем в миссионерском звании, которого не оставляю, и в котором, по искреннему чувству души, усердно желаю окончить земную жизнь мою.

Всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство позволить родному брату моему, священнику Алексею Глухареву сопутствовать мне, и оставаться со мной в России, пока мне будет потребно там оставаться, чтобы как мне в болезненном состоянии, и во всех других случаях, иметь в нем усердного помощника и советника, так и ему, находясь при мне было удобнее приобретать благопотребные к миссионерской должности знания и способности. Оба мы желаем во время пребывания нашего в России, принадлежать к епархии Томской и Aлтайской миссии, и всепокорнейше просим Церковное начальство не исключать сего времени из действительной службы нашей при миссии. Оба мы можем при помощи Божией, как передприемлемое путешествие в Россию произвести, так и содержаться там иждивением моего магистерского оклада, которого не лишать меня всепокорнейше прошу начальство, и теми пособиями, каковых ожидать дерзаем от Провидения Божия. Намерение мое состоит в том, чтобы по объяснении перед Высшим начальством Церковным, и с врачами искуснейшими в С.Пб., избрать удобное для врачевания место, и по укреплении сил, продолжать службу в миссионерском звании. Кроме сей службы я никакой другой должности ни в России, ни в Сибири, принимать не желаю. Если Вашему Преосвященству возможно непосредственным образом исполнить мое, и брата моего прошение, то всепокорнейше прошу о повелении прислать мне, и брату моему, надлежащие паспорта для путешествия в СПб., и пребывания в России для врачевания. Если же Ваше Преосвященство не соизволите непосредственным образом исполнить наши прошения, то всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство представить оные в подлинниках Св. Синоду, на благоусмотрение и разрешение с благоприятствующим чувствительнейшей нужде моей, и согласным с изъявленными здесь моими желаниями, мнением Вашего Преосвященства. Что касается миссии здешней, благонадежнейшим к занятию моего места, при ней признаю сотрудника моего Стефана Ландышева, и представляю Архипастырскому соизволению Вашего Преосвященства особым докладом мое, известное Стефану Ландышеву и согласное с его мыслями, желание, в рассуждении введения его в пресвитерскую службу при миссии, когда сие Господу Богу и Вашему Преосвященству будет благоугодно.

Всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство сотворить Архипастырское благодеяние для меня, повелением о сообщении мне в непродолжительном времени, милостивейшей на сие мое прошение, резолюции. К сему прошению миссионер Архимандрит Макарий руку приложил 1838 г. февраля 3.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle