Глава 48
1–47. Пророчество о Моаве.
Иер.48:1–47. Пророк следит своим взором за переходом с одного места на другое неприятельских войск, вторгающихся в Моавитскую землю. Неприятель идет с севера – от Есевона и ни один город Моавитский не может устоять пред ним. Моавитяне бегут к югу. В этом опустошении Моавитской страны пророк усматривает праведный суд Божий за высокомерие, с каким Моав относился к избранному народу. Смерть, лишение состояния, плен – вот, что ожидает моавитян. Однако в далеком будущем пророк усматривает восстановление Моавитского государства.
Иер.48:1. О Моаве так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: горе Невó! он опустошен; Кариафаим посрамлен и взят; Мизгав посрамлен и сокрушен.
О Моаве – см. Ис 15.1. – Нева – см. Ис 15.2. – Кариафаим – город, лежавший в 10 римских милях к западу от Медевы. – Mизгав – крепость, вероятно, другое название Кирхареса, главной твердыни Моава (Ис 15.1).
Иер.48:2. Нет более славы Моава; в Есевоне замышляют против него зло: «пойдем, истребим его из числа народов». И ты, Мадмена, погибнешь; меч следует за тобою.
«Есевон», аммонитский город (см. Иер 49.3), а прежде – моавитский (Ис 15:4, 16:8, 9). Отсюда неприятель устремляется на завоевание моавитской страны. – «Мадмена» – вероятно то же, что Медева (Ис.15.2).
Иер.48:3. Слышен вопль от Оронаима, опустошение и разрушение великое.
«Оронаим» – то же, что Хоронаим у Ис 15.5.
Иер.48:4. Сокрушен Моав; вопль подняли дети его.
«Дети его» – по евр. Zeireiha, но, кажется правильнее, согласно с LXX, читать Zoara – «к Цоару». Моавитяне с криком бегут к г. Цоару, который лежал на юге страны Моавитской (у Исаии – Сигор, Ис 15.5).
Иер.48:5. На восхождении в Лухит плач за плачем поднимается; и на спуске с Оронаима неприятель слышит вопль о разорении.
См. Ис 15.5.
Иер.48:6. Бегите, спасайте жизнь свою, и будьте подобны обнаженному дереву в пустыне.
См. Иер 17.6.
Иер.48:7. Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят, и Хамос пойдет в плен вместе со своими священниками и своими князьями.
«Хамос» – национальный бог моавитский.
Иер.48:8. И придет опустошитель на всякий город, и город не уцелеет; и погибнет долина, и опустеет равнина, как сказал Господь.
«Как сказал Господь» – устами пророка Исаии, еще раньше Амоса.
Иер.48:10. Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!
Проклятие или горе ожидает того, кто будет щадить Моава.
Иер.48:11. Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся.
Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства.
Иер.48:13. И постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля, надежды своей.
Вефиль был главным святилищем израильского царства (Ам 3.14).
Иер.48:18. Сойди с высоты величия и сиди в жажде, дочь – обитательница Дивона, ибо опустошитель Моава придет к тебе и разорит укрепления твои.
«Дивон» – см. (Ис.15:2).
Иер.48:19. Стань у дороги и смотри, обитательница Ароера, спрашивай бегущего и спасающегося: «что сделалось?»
«Ароер» – см. Ис 17.2. Некоторые полагают, что у Ароера, лежавшего на берегу потока Арнона, был удобный переход через эту реку, а потому маовитяне, бежавшие с севера, должны были проходить мимо Ароера.
Иер.48:20. Посрамлен Моав, ибо сокрушен; рыдайте и вопите, объявите в Арноне, что опустошен Моав.
Здесь ответ на вопрос жителей Ароера.
Иер.48:21. И суд пришел на равнины, на Халон и на Иаацу, и на Мофаф,
Халон, Яаца и Мофаф – города равнины Моавитской.
Иер.48:22. и на Дивон и на Невó, и на Бет-Дивлафаим,
Иер.48:23. и на Кариафаим и на Бет-Гамул, и на Бет-Маон,
«Бет-Дивлафаим» – местоположение этого города неизвестно. То же нужно сказать и о «Бет-Гамуле». – »Бет-Маон" – к юго-западу от Медевы.
Иер.48:24. и на Кериоф и на Восор, и на все города земли Моавитской, дальние и ближние.
«Кериоф» – вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. – «Восор» – город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою.
Иер.48:26. Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием.
Напоить Моава нужно вином гнева Божия (Иер 13.13, 25.15).
Иер.48:27. Не был ли в посмеянии у тебя Израиль? разве он между ворами был пойман, что ты, бывало, лишь только заговоришь о нем, качаешь головою?
Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его.
Иер.48:28. Оставьте города и живите на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру.
Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру – точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей.
Иер.48:29. Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о его высокомерии и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его.
См. Ис 16.6.
Иер.48:31. Поэтому буду рыдать о Моаве и вопить о всем Моаве; будут воздыхать о мужах Кирхареса.
См. Ис 16.7.
Иер.48:32. Буду плакать о тебе, виноградник Севамский, плачем Иазера; отрасли твои простирались за море, достигали до озера Иазера; опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград.
Свободная передача Ис 16.8–9. «Плачем Иазера» – т. е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера – по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды – Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь.
Иер.48:33. Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости.
Кармил – здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.
Иер.48:34. От вопля Есевона до Елеалы и до Иаацы они поднимут голос свой от Сигора до Оронаима, до третьей Эглы, ибо и воды Нимрима иссякнут.
См. Ис 15.4–6. – «Оронаим» здесь назван третьей Еглою, см. Ис 15.5.
Иер.48:35. Истреблю у Моава, говорит Господь, приносящих жертвы на высотах и кадящих богам его.
См. Ис 16.12.
Иер.48:36. Оттого сердце мое стонет о Моаве, как свирель; о жителях Кирхареса стонет сердце мое, как свирель, ибо богатства, ими приобретенные, погибли:
Свободная передача Ис 16.11 и Ис 15.7.
Иер.48:38. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь.
Ср. Ис 15.3.
Иер.48:40. ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом.
«Орел» – царь вавилонский (Иез 17.3).
Иер.48:43. Ужас и яма и петля – для тебя, житель Моава, сказал Господь.
Иер.48:44. Кто убежит от ужаса, упадет в яму; а кто выйдет из ямы, попадет в петлю, ибо Я наведу на него, на Моава, годину посещения их, говорит Господь.
Ср. Ис 24.17 и сл.
Иер.48:45. Под тенью Есевона остановились бегущие, обессилев; но огонь вышел из Есевона и пламя из среды Сигона, и пожрет бок Моава и темя сыновей мятежных.
Здесь есть сходство с кн. Чис.21:28–29, где идет речь о пламени войны, которое из Есевона (при Сигоне) пожрало Моавитскую страну. То же самое повторится снова: из Есевона придет погибель на Моава (ср. ст. 2). – «Под тению Есевона». Смысл этого трудного выражения и следующих за ним слов лучше всего передать так: спасения моавитяне не найдут. Они подойдут к Есевону, городу крепкому, но этот город уже занят врагами, и отсюда не спасение, а огонь выйдет на Моавитскую землю. Этот город, древнее жилище царя Сигона, изведет из себя пламя (неприятельские войска, которые будут иметь опорный пункт в этом городе) и это пламя сожжет Моава – его бока и темя, т. е. доберется до крайних пунктов земли моавитской и до самых укрепленных и возвышенных ее пунктов. – Сыновья мятежные – название моавитян, которые постоянно готовы были нападать на евреев и производить среди них смятение.
Иер.48:47. Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. Доселе суд на Моава.
«Последние дни» – см. Иер 23.20.
Особое замечание. Чем объяснить близкое сходство многих выражений пророчества о Моаве с пророчествами Исаии (Ис 15 и Ис 16)? Можно полагать, что изречения пророческие о соседних народах, составленные древними пророками, считались у евреев общим национальным достоянием и постоянно повторялись, так что и Иеремия естественно говорил в своем пророчестве этими привычными для слуха иудеев словами Исаии. Точно так же он пользуется, очевидно, и хорошо знакомыми народу изречениями Моисея, Амоса и Софонии. – Что касается исполнения угроз Иеремии, то они осуществились при Навуходоносоре, который в пятом году по разрушении Иерусалима покорил аммонитян и моавитян (Иосиф Флавий Иуд.Древн. 10:9, 7).