Глава 31
1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене.
Притч.31:1. Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:
Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее (Быт 25.14).
Притч.31:2. что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?
Притч.31:3. Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.
Притч.31:4. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру,
Притч.31:5. чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
Притч.31:6. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;
Притч.31:7. пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
Притч.31:8. Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
Притч.31:9. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе (Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы (Пс 3.15) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю (Мф 27.34). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов (Иов 29.15–16).
Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельной жены» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях (Пс.33, 118 и др. Плч. 1,4), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон – неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.
Притч.31:10. Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
Притч.31:11. уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
Притч.31:12. она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Притч.31:13. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Притч.31:14. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
Притч.31:15. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Притч.31:16. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Притч.31:17. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Притч.31:18. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.
Притч.31:19. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Притч.31:20. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Притч.31:21. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Притч.31:22. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.
Добродетельная жена (ср. Притч 15.4) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11–22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены – полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы – шерсть и лен – для одежды членам семьи (ст. 13), как затем – изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14–15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее – на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17–18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21–22).
Притч.31:23. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Притч.31:24. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Притч.31:25. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Притч.31:26. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Притч.31:27. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности – на востоке сосредоточенной у городских ворот – и занимает место в ряду старейшин (ст. 23). Жена-хозяйка производит своими руками столь много изделий прядильного и ткаческого мастерства, что их остается ей на продажу финикиянам (ст. 24). Имея успех в прошлом и настоящем (ст. 18а), даровитая и трудолюбивая женщина бодро смотрит и в будущее (ст. 25). Не только каждое дело, но и всякое слово свое жена обдумывает, и говорит лишь полезное и назидательное (ст. 26). В доме своем она поддерживает строгий порядок, чтобы все члены семьи, по примеру ее, трудились и трудом приобретали пищу (ст. 27).
Притч.31:28. Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее:
Притч.31:29. «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Притч.31:30. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Притч.31:31. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот делá ее!
Плодом и наградой великих достоинств добродетельной жены является глубокая признательность ей мужа и детей восторженно прославляющих ее разнообразные совершенства. В ряду последних особенно оттеняется страх Божий, отличающий добродетельную жену и составляющий ее истинную ценность. Славу своей достойной супруги и матери они выносят к сведению всего общества (ст.31).