Глава 28
1–5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6–12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13–18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19–28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.
Притч.28:1. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.
Притч.28:2. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.
Притч.28:3. Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб.
Притч.28:4. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них.
Притч.28:5. Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё.
Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн. Лев.26:36; Втор 28.25). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4–5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5.20).
Притч.28:6. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.
Притч.28:7. Хранящий закон – сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.
Притч.28:8. Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных.
Притч.28:9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.
Притч.28:10. Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.
Притч.28:11. Человек богатый – мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его.
Притч.28:12. Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.
Ст. 6 повторяет мысль Притч 19.1; ст. 7 сн. Притч 23.20, 29.3; ст. 8 сн. Притч 13.22; Иов 27.16–17; ст. 9 сн. Притч 15.8; ст. 10 сн. Притч 26.27; ст. 11 сн. Притч 26.16. Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29.2.
Притч.28:13. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.
Притч.28:14. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.
Притч.28:15. Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.
Притч.28:16. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.
Притч.28:17. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.
Притч.28:18. Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс 31.5; I Ин 1.9) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом – страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15–16, как и ст. 2–3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17–18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.
Притч.28:19. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.
Притч.28:20. Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.
Притч.28:21. Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.
Притч.28:22. Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.
Притч.28:23. Обличающий человека найдет после бóльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.
Притч.28:24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям.
Притч.28:25. Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.
Притч.28:26. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.
Притч.28:27. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.
Притч.28:28. Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.
Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11. В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23, осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26, а особенно в словах Спасителя (Мф 15.5; Мк 7.11). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22. Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7; 2Кор 9.9). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.