Источник

Глава 24

1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности лености и ее последствий.

Притч.24:1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

Притч.24:2. потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23.17.

Притч.24:3. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

Притч.24:4. и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

Притч.24:5. Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Притч.24:6. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.

В противоположность нечестию, мудрость-благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).

Притч.24:7. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.

Притч.24:8. Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.

Притч.24:9. Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

Притч.24:10. Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Притч.24:11. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Притч.24:12. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердцá разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних.

Притч.24:13. Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

Притч.24:14. таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18).

Притч.24:15. Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,

Притч.24:16. ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Притч.24:17. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.

Притч.24:18. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. Притч 18.5).

Притч.24:19. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

Притч.24:20. потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

Притч.24:21. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,

Притч.24:22. потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13.9). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. 1Пет 2.17; Рим 13.2).

Притч.24:23. Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.

Притч.24:24. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;

Притч.24:25. а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.

Притч.24:26. В уста целует, кто отвечает словами верными.

Притч.24:27. Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.

Притч.24:28. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?

Притч.24:29. Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

Новая группа изречений «мудрых» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17.13).

Притч.24:30. Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

Притч.24:31. и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.

Притч.24:32. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:

Притч.24:33. «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, –

Притч.24:34. и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение Притч 6.10–11.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с.

Комментарии для сайта Cackle