Источник

Глава 2

Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. 1–9. После краткого увещания к вниманию (1–2), изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. 10–19. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. 20–22. Только удел добродетели – прочное счастье.

Притч.2:1. Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Притч.2:2. так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

Притч.2:3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;

Притч.2:4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

Притч.2:5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Притч.2:6. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;

Притч.2:7. Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;

Притч.2:8. Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Притч.2:9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Ст. 1–4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1–9 места условного периода, ст. 5 и дал. – понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. Притч 8.11), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς, мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов – этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова (Иов 28). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости (Притч 1.7, 9.10) отчасти же в качестве венца и завершения ее, – еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках – ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар 3.9,12; Иов 32.8; Дан 2.21; Прем.7:15) мудрость, знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов 22.22; Прем.7:25), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: «от лица», (ἀπὸ προσώπου – вследствие смешения евр. миллив, «из уст» , со сл.: милланав, «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов 22.22; Прем.7:25 дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3).

Притч.2:10. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

Притч.2:11. тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

Притч.2:12. дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

Притч.2:13. от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Притч.2:14. от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

Притч.2:15. которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

Притч.2:16. дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

Притч.2:17. которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Притч.2:18. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

Притч.2:19. никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11), так как тьма – родная стихия для порока (Ин 3.19); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом (беритэлогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой (Иоиль 1.8; Мал 2.14), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1; Ос 1.1Ос 3.1).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но – в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею – преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Притч.2:20. Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

Притч.2:21. потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней

Притч.2:22. а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Тем настойчивее и убедительнее взывает Премудрый к здравому смыслу (ср. Притч.2:11) и к совести слушателя – идти в жизни путем правды и добра (ст. 20). Из следования по этому пути для праведников проистекает истинное и высшее благо, обозначаемое Премудрым (ст. 21), как и в псалмах (Пс 36.9), – согласно общей ветхозаветному библейскому еврейству любви к Обетованной земле или Ханаану – Палестине, – пребыванием или обитанием на земле (этот образ выражения из Ветхого Завета и в Евангелии – Мф 5.5). Напротив, ожидающая нечестивых гибель представляется в конкретном образе истребления с земли (ср. Пс 36.9; Иов 18.17).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с.

Комментарии для сайта Cackle