Глава 12
1–3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4–11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12–22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23–26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.
Притч.12:1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Притч.12:2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
Притч.12:3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25.
Притч.12:4. Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.
Притч.12:5. Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.
Притч.12:6. Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Притч.12:7. Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит.
Притч.12:8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
Притч.12:9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Притч.12:10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Притч.12:11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.–
Притч.12:11a. –[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20.10; Исх 22.4–5; Лев.22:28; Втор 25.4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.
Притч.12:12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Притч.12:13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.–
Притч.12:13a. –[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
Притч.12:14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его.
Притч.12:15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
Притч.12:16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Притч.12:17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
Притч.12:18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
Притч.12:19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
Притч.12:20. Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
Притч.12:21. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
Притч.12:22. Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12–14, сн. Притч 18.7; Пс 61.13).
Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15–16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17–22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19–20), главное – лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).
Притч.12:23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Притч.12:24. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Притч.12:25. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Притч.12:26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Притч.12:27. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
Притч.12:28. На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23а), умение его – утешить словом печального (25а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24а, 27б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).