Псалом 59
Во Пс.59:2 указывается повод написания псалма – выступление Иоава, военачальника Давида, против идумеян, закончившееся поражением последних. Этот поход состоялся после окончания первой войны с сирийцами на севере (2Цар. 8:1–16), во время которой идумеяне, воспользовавшись беззащитностью южных пределов Иудеи, произвели здесь полное опустошение. Давид удручен был этим событием и написал псалом, вполне отвечающий как тогдашнему положению его военных операций, так и будущему состоянию.
Боже, Ты отринул нас, послал на народ жестокое испытание (3–5). Собери и одушеви снова боящихся Тебя и избавь их (6–8). Давид уверен в своей победе над врагами, ему подчиняются по Божественному откровению моавитяне и идумеяне, в столицу которых введет его сам Господь, с Которым Давид и низложит всех своих врагов (9–14).
Пс.59:4. Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
Нападения идумеян на южные пределы Иудеи изображаются Давидом как «потрясение земли», ее колебание, т. е. как угроза и опасность самому существованию Иудеи в смысле самостоятельной политической единицы. Эти опасения – не гипербола. Война на севере и сосредоточение всех военных сил для борьбы с сирийцами открывало свободный доступ идумеянам до Иерусалима, отстоявшего только на два дня пути от границ Идумеи. Беспрепятственное движение Идумеян на север сдавило бы армию Давида: с одной стороны пред ним стояли войска сирийцев, а с тыла нападали бы войска идумеян. Опасность большая, при возможном истреблении армии Давида, угрожавшая политической самостоятельности всего еврейского народа.
Пс.59:5. Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
«Напоил нас вином изумления» – вином, смешанным с одуряющими составами, которые производят головокружение. Давид выражает здесь чувство изумления пред совершающимися событиями, свидетельствующими, по-видимому, об оставленности евреев со стороны Бога.
Пс.59:6. Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
«Даруй... знамя». Сравнение взято из военных действий, когда поднятое знамя собирает вокруг него защитников, сосредоточивает силу, а упавшее знамя – означает поражение. Смысл выражения – воодушеви и собери защитников народа против идумеян. – «Ради истины» – ради восстановления истинного, верного, обеспеченного существования Еврейского царства.
Пс.59:8. Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
«Бог сказал во святилище Своем». Вероятно, разумеется то откровение, которое получил Давид от Господа во храме через урим и туммим первосвященника. Дальнейшие слова: «восторжествую, разделю» и дал. принадлежат Давиду и указывают, что под влиянием этого откровения у него явилась бодрость и вера в победу над врагами. Означенные слова нельзя относить к Богу, так как все содержание их говорит о военной победе и политическом возобладании над врагами, что несвойственно Богу и в чем Ему нет нужды (см. особенно ст. 10, 11, 12). «Сихем» (нынешний Наплус) находился в центре прииорданской Палестины, а долина Сокхоф – в заиорданской.
Пс.59:9. Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
Галаад (колена Рувимово и Гадово) – Заиорданская часть Палестины, Манассия (колено Манассиино) расположен там же; Ефремово колено, называется «крепостью главы» за преобладающее влияние в Иудее по своей многочисленности; «Иуда скипетр мой», так как из него избирались цари еврейского народа. Оба последние колена находились в прииорданской области – первые колена находились на севере Палестины, а последние на юге. Таким образом здесь указываются все границы Палестины и тогдашнего царства Иудейского, чтобы показать непоколебимость царства Иудейского и бесплодность нападений врагов.
Пс.59:10. Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
Даже больше того – власть Давида расширится подчинением и покорением моавитян и победой над идумеянами, действительно вскоре одержанными Давидом (2Цар. 8:2, 10:13–19; 1Пар. 18:1–6) в долине Соляной. – «Моав умывальная Чаша», чаша, которая употреблялась для омовения ног странников. Выражение показывает, что моавитяне займут по отношению к евреям подчиненное, служебное положение, что и исполнилось: они принуждены были после поражения платить евреям дань. – «На Едома простру сапог». Простирать сапог значит топтать; идумеяне были поражены Иоавом, потоптаны, унижены. – «Восклицай Мне, земля Филистимская!» – приветствуй меня, как своего владыку и земля филистимлян. Приветствие побежденными победителя могло смягчить их участь. Многочисленные войны Давида с соседними народами завершались победами, тоже было и в борьбе с филистимлянами.
Пс.59:11. Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
Пс.59:12. Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
Тот же Господь, Который отринул сейчас евреев, поведет Давида на идумеян, а это значит, что победа за ним.
Пс.59:14. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
«С Богом мы окажем силу» – сила Давида не в его военном искусстве, а в благоволении и покровительстве ему Бога.