Глава 21
Ответная речь Иова на речь Софара во втором разговоре. 1–6. Требование Иовом внимательного отношения к своим речам. 7–34. Описание благоденствия грешников с опровержением возможных со стороны друзей возражений.
Иов.21:2. выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас.
Внимательное отношение друзей к речам Иова – показатель того, что они придают им известное значение, не считают пустыми, брошенными на ветер, словами. Это и доставит утешение страдальцу, скорбящему от противоречий друзей, насмешек над ним (Иов 17.2).
Иов.21:3. Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся.
Может быть, даже Софар, внимательно выслушав речь Иова, прекратит свои насмешки: «после того, как поговорю, насмехайся».
Иов.21:4. Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать?
Друзья вмешиваются в речи Иова, прерывают их и возражают, между прочим, потому, что считают неуместным с его стороны переходящее в ропот малодушие и раздражительность, страстность (Иов 4.3–5, 8.2). В действительности же подобное настроение вполне естественно. Страждущие обычно ищут себе сочувствия в окружающих их людях. Но речь, точнее, жалоба (евр. «сихи» ср. Иов 7.13, 9.27, 10.1) Иова обращена не к людям – друзьям, он не ждет помощи с их стороны (Иов 13.2), а к Богу (Иов 13.3, 16.20). И так как Он, от Которого страдалец ожидает разрешения вопроса о причине бедствий, не внимает его воплям (Иов 9.32; Иов 19.7), то как же ему не впасть в уныние?
Иов.21:5. Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста.
Вместо того, чтобы упрекать Иова в малодушии, друзья обязаны «положить перст на уста», т. е. замолчать (Иов 29.9, 39.34; Притч 30.32; Прем. 8.12; Сир 5.14). К этому должно располагать то чувство ужаса, которое вызывается самим видом страдальца.
Иов.21:6–13. И теперь, как и прежде, речь Иова будет полна нетерпения и возбуждения. И все же ее следует выслушать внимательно. Возбуждение Иова понятно: оно вызывается неразрешимым для человеческого ума и приводящим в смущение праведников фактом благоденствия грешников (Пс 72.2–3, 12–4; Иер 12.1 и д.).
Иов.21:7. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?
Вопреки уверению Софара (Иов 20.5), оно проявляется прежде всего в долголетии и крепости сил (ср. Пс 72.4), что составляет удел праведника (Иов 5.26).
Иов.21:8. Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их.
Помимо этого, нечестивые имеют счастье видеть себя, подобно праведникам (Пс 126.3, 127.3–5, 143.12; ср. Иов 18.19), окруженными многочисленным семейством. В их поколении не наблюдается большой смертности («дети и внуки их пред лицом их», ср. Иов 5.25), не бывает, следовательно, поводов к печали.
Иов.21:9. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них.
И вообще «домы» нечестивых, – семейства, включая жен, детей и слуг (Быт 7.1, 21.17, 50.7), не испытывают, как свойственно благочестивым (Иов 5.24), страха, – не подвергаются ударам божественного гнева (ср. Пс 72.5).
Иов.21:10. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает.
Счастье грешников сказывается и в успешном ведении хозяйства, – в размножении стад (Пс 143.13), благодаря отсутствию случаев несчастных родов среди домашних животных (Быт 31.38).
Иов.21:11. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают.
Иов.21:12. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели;
Пользуясь успехом во всем, нечестивые проводят веселую, беспечальную жизнь. Дети их забавляются соответствующими играми, а старшие услаждают свой слух пением и игрой на музыкальных инструментах (Ис 5.12, 42.11).
Иов.21:13. проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю.
Счастливая жизнь заканчивается легкою смертью: мгновенно, без болезней сходят грешники в шеол (ср. Иов 18.13).
Иов.21:14. А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!
Иов.21:15. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?
Иов.21:16. Видишь, счастье их не от их рук. – Совет нечестивых будь далек от меня!
По своему поведению грешники не заслуживают счастья («счастье их не от рук их» ст. 16), так как сознательно («не хотим... знать») отвергают Бога, указанный Им человеку образ жизни («путь», ср. Ис 58.2), и считают бесполезным служение Ему (ст. 15; ср. Мал 3.14). И если оно им дается, то, очевидно, вопреки теории друзей о земном мздовоздаянии. Фактом благоденствия нечестивых она всецело опровергается. Счастье дается грешникам легко, служение Богу трудно, и тем не менее Иов не желал бы быть на их месте: «совет нечестивых будь далек от меня» (ср. Иов 17.9).
Иов.21:17. Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем?
Иов.21:18. Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.
Отрицаемая Иовом теория земных мздовоздаяний не может быть доказана случаями бедствий грешников. Как показывает вопросительная форма речи («часто ли?» евр. «камма», ср. Иов 7.19, 13.23), они составляют, по его мнению, единичные, редкие явления. Редко угасает у нечестивых светильник (Иов 18.5–6); находит беда (Иов 18.12), и постигает назначенный от Бога удел страданий. Редко равным образом подвергаются они внезапной гибели (ст. 18; ср. Пс 1.4, 17.13, 72.14; Ис 40.24, 41.2, 47.14).
Иов.21:19. Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал.
Иов.21:20. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева.
Иов.21:21. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?
Не может быть опровергнут взгляд Иова и тем положением друзей, что грешники наказываются в лице своих детей (Иов 5.4, 20.10). Бедствия последних не могут быть его бедствиями, так как после смерти («когда число месяцев его кончится» – ст. 21) он ничего не знает о судьбе своего потомства (Иов 14.21; Еккл 9.5–6). Поэтому кто согрешил, тот и должен быть наказан (ст. 19–20; ср. Иез 18.4), сам обязан испить чашу божественного гнева (ст. 20 cp. Пс 74.9).
Иов.21:22. Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?
Утверждая, что на земле существует строгое мздовоздаяние, настаивая на его непреложности (Иов 18.4) и древности, – изначальности в роде человеческом (Иов 20.4), друзья хотят быть мудрее Бога, предписывают законы мироправления Тому, Кто по Своей мудрости неизмеримо выше человека: «судит горних» – небожителей (евр. «рамим»; ср. Иов 4.18, 15.15, 25.2; Пс 77.69; Ис 24.21). Управляющего небом хотят учить способу управлять землею!
Иов.21:23. Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный;
Иов.21:24. внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом.
Иов.21:25. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра.
Иов.21:26. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их.
В подобной роли друзья выступают потому, что божественное мироправление следует совершенно иным началам. Оно не знает мздовоздаяния ни здесь на земле, ни по смерти. Один, т. е. нечестивый умирает в состоянии полного внешнего благополучия («в полноте сил своих»; ср. Пс 37.4, 8), со всеми признаками счастливо проведенной жизни (ст. 24; ср. Ис 58.11), другой – праведник сходит в могилу, испытав всю горечь обреченной на страдания человеческой жизни («с душою огорченною», ср. Иов 3.20, 7.11, 10.1). Для праведника и грешника не существует мздовоздаяния на земле, нет его и по смерти. Оба одинаково будут покоиться в могиле, сделаются добычей червей (ср. Иов 17.14; Еккл 9.2).
Иов.21:27. Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете.
Иов.21:28. Вы скажете: где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные?
Возражением против высказываемого Иовом взгляда являются неоднократные заявления друзей, что одним из доказательств наказания грешников является гибель его жилища (Иов 8.22, 15.34, 18.15, 21). Ввиду возможности повторения их и в настоящем случае («где дом князя?») Иов приводит ослабляющие силу этого соображения данные.
Иов.21:29. Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями,
Иов.21:30. что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону?
Ими являются свидетельства много видевших и слышавших путешественников, т. е. данные с оттенком всеобщности, повсеместности. Они удостоверяют, что нечестивый не подвергается бедствиям, ускользает от гибели.
Иов.21:31. Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал?
И если сам Бог щадит грешника, то тем более никто из людей не осмеливается упрекать и обличать его в неправдах и наказать.
Иов.21:32. Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу.
Не обличаемый никем в течение своей жизни, нечестивый пользуется знаками внимания и уважения и после смерти. Его с почетом провожают до могилы, и память о нем не исчезает, как утверждает Вилдад (Иов 18.17), а продолжает жить: «на его могиле ставят стражу» – такой или иной памятник, – или же просто оберегают ее от разрушения.
Иов.21:33. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа.
С почетом погребенный, не тревожимый дурными отзывами потомков, грешник спокойно спит в «глыбах долины» (Иов 38.38) – любимом месте погребения на востоке, а то счастье, которым он пользовался в течение своей жизни, вызывает в потомках не чувство ужаса (Иов 18.20), а стремление подражать ему (ср. Еккл 4.15–16), подобно тому, как и он шел по стопам своих предшественников.
Иов.21:34. Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.
Отсутствие мздовоздаяния делает несбыточными советы и обещания друзей, что под условием обращения к Богу Иов получит земное счастье.