Источник

Псалом 34

Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом (Пс.34:7, 12–15, 19, 20) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни (Пс.34:4), строили против него козни (Пс.34:7, 20). Подобным положение Давида было при Сауле.

Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28).

Пс.34:1. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» – образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов.

Пс.34:2. возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

Пс.34:3. обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!»

Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву.

Пс.34:5. да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;

Пс.34:6. да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

«Ангел Господень да прогоняет» и «преследует их» – указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. – «Путь их темен и скользок» – их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.

Пс.34:10. Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

«Все кости мои скажут». Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного.

Пс.34:11. Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из 1Цар. 24:8–10.

Пс.34:12. воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

«Сиротством душе моей» – оставленность Давида со стороны близких ему людей.

Пс.34:13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

Пс.34:14. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

Изображение Давидом того сочувствия, которое ранее находили в нем теперешние его враги и, конечно, Саул. Он всегда болел их бедствиями. – «Молитва моя возвращалась в недро мое» – выражение не ясное. Можно понимать, как внешний прием молитвы с наклоненной на грудь («недро») головою, или в смысле – моя молитва выходила из недр и возвращалась в недра, т. е. была хотя и молчаливой, но глубокой и внутренней.

Пс.34:15. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

Пс.34:16. с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

Совершенно обратным по отношению к Давиду были поступки его врагов: они радовались его бедствию и лицемерили пред ним.

Пс.34:17. Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою.

«Львы» – изображение кровожадности врагов, «одинокую мою» душу – меня одинокого.

Пс.34:20. ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

«Мирные земли», это Давид и немногие его приверженцы, они – мирные, ни на кого не злоумышляющие и не поднимающие волнений среди народа.

Пс.34:21. расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

«Расширяют... уста» – широко улыбаются при виде моих бедствий.

Пс.34:23. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

«Пробудись для суда моего» – восстань на мою защиту и на осуждение моих врагов.

Пс.34:24. Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

«Суди меня по правде Твоей» – по всей справедливости Твоей. Давид смело взывает к суду Божьему, так как сознает свою полную невиновность пред Ним.

Пс.34:25. да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

Не дай восторжествовать надо мною тем, которые стараются поглотить меня и для которых моя гибель была бы полным удовлетворением их злого желания («по душе нашей» – по нашему желанию).

Пс.34:27. Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

«Да радуются и веселятся желающие правоты моей» – спаси меня от врагов, чтобы доставить радость тем, кто желает, чтобы моя правда восторжествовала над неправдой врагов.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Псалтирь. 190-536 с.

Комментарии для сайта Cackle