Изъяснение псалма 34-го.
«Псалом Давиду». И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Доика; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемыя в псалме.
Пс.34:1. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною.
«Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В сказанном у Пророка прекрасный порядок, приличный и молитве праведника; потому что просит он Бога всяческих сперва разсудить, а потом дать приговор и о наказании.
Пс.34:2. Возьми щит и латы и восстань на помощь мне.
Пс.34:3. Обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!»
«Приими оружие и щит и востани в помощь мою»:
«Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя». Упомянув о брани, по необходимости перечисляет и роды оружия, самым видом сего оружия устрашая живущих порочно. Бог же не приводит в действие стольких оружий, наказывая обидчиков; Ему достаточно слова, чтобы предать их конечной казни.
«Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». К спасению моему довольно Твоего слова. Поскольку Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом одних наказывает, а другим благодетельствует.
Пс.34:4. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло.
«Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая». Пусть не успеют в том, говорит Пророк, что замышляют, и плодом лукавства для них пусть будет стыд.
Пс.34:5. Да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их.
«Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их». Сие подобие употребил Пророк и в первом псалме. «Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли» (Пс. 1:4).
Пс.34:6. Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их.
«Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их». Обрати их в бегство, повелев преследовать невидимым Ангелам. Так находим в Писании, что и Ассирияне побиты Ангелом, и первенцев египетских поразил губитель. Тмою и поползновением называет падение, потому что претыкающиеся и подвергшиеся поползновению падают. А в доказательство правоты молитвы Пророк присовокупляет:
Пс.34:7. Ибо они без вины скрыли для меня яму – сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.
«Яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей». Несправедливыя козни употребляют против меня, говорит Пророк. Слово: «поносиша" Симмах перевел: «подкопались»; дает же разуметь в тайне уготовляемую пагубу.
Пс.34:8. Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.
«Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню», то есть, пусть подвергнутся сами тому, что другим уготовляют, пусть запутаются в собственных сетях, потерпят неожиданное уловление. Сие-то выразил Пророк словами: «сеть, юже не весть».
Пс.34:9. А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.
Пс.34:10. Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»
«Душа же моя да возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его».
«Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?» А я и услаждение и веселие находить буду в Твоих благах, Владыка, и всеми составами моими возопию, что Ты единый Бог. Ибо слова: «кто подобен Тебе?» означают: Ты единый Бог, имеющий державу над всеми.
«Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его». Ты не попускаешь, чтобы убогие теснимы были сильными, но обуздываешь последних и вспомоществуешь первым.
Пс.34:11. Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня.
«Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя». Подвергся я клевете, говорит Пророк, обвиняемый в том, чего и не думал. Поскольку Саул, уязвляемый завистию, подозревал Давида, что замышляет похитить у него власть, и потому продолжал враждовать на него, то, воспользовавшись сим, ненавистники не переставали слагать на него клеветы. Их-то называет Давид свидетелями лживыми. В числе их были Доик, Зифеи, и кроме их другие многие.
Пс.34:12. Воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
«Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей». Я низложил Голиафа, который самонадеянно величался пред целым народом, я неоднократно преодолевал иноплеменников, и его самаго духовными бряцаниями освобождал от демонскаго неистовства, а он не перестает враждовать на меня, намереваясь предать смерти и забвению всеми. Ибо безчадием назвал Пророк забвение, так как память о человеке сохраняется детьми. Посему Бог всяческих и говорит чрез Пророка Исаию: «да не глаголет каженик: аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником избирающим, яже Аз хощу, дам им в дому Моем и во ограде Моей место чудное, и имя доброе, лучшее от сынов и дщерей» (Ис. 56:3–5).
Пс.34:13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
«Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится». Из сего научаемся, как должно преодолевать несчастия. Облекаясь во вретище и изнуряя себя постом, говорит Пророк, приносил я Богу моления и приобрел плоды моего прошения. Сие и значат слова: «молитва моя в недро мое возвратится», то есть, помолившись, получал я от Бога просимое, и наполнялось недро мое.
Пс.34:14. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
«Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плача и сетуя, тако смиряхся». Подлинно как брату, говорит Пророк, оказывал я ему всякую услугу, уподоблялся в смирении сетующему и плачущему, не позволяя себе высоко думать о своих заслугах. Сие показывает и история. Ибо на вопрос Саула: «ты ли, чадо Давиде?» отвечал, говоря: «раб твой, господи царю» (1Цар. 26, 17). И еще: «почто гониши, господи царю, вслед пса умерша, и вслед блохи единыя?» (1Цар. 26, 18; 1Цар. 24, 15).
Пс.34:15. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали.
«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах». Они наступали на меня со множеством людей, надеясь умертвить, и нападали внезапно, покушаясь захватить, когда и не знал я об опасности. Слова: «собрашася на мя раны, и не познах», Симмах перевел так: «собрались на меня бойцы, а я и не знал».
«Разделишася, и не умилишася», то есть, и обманувшись в надежде, и будучи разсеяны, не раскаялись в том, что умыслили худаго, но опять обратились к тому же.
Пс.34:16. С лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
«Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими». Испытали все способы, говорит Пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами; а иногда скрежетали, рыкая по львиному.
Пс.34:17. Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою.
«Господи, когда узриши?» Пророк сказал это не в виде жалобы, но желая помощи, то есть, когда явишься, и защитишь обиженнаго?
«Устрой душу мою от злодейства их». Соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения. Избавь «от лев единородную мою». Сказав выше: «поскрежеташа на мя зубы своими», поскольку скрежет свойствен львам, справедливо назвал их и львами, изобличая кровожадность и зверство сердца. Слова: «единородную мою» Симмах перевел: «одиночество мое», то есть душу, лишенную всякой человеческой помощи.
Пс.34:18. Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя.
«Исповемся Тебе в Церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя». «В людех тяжцех» Симмах выразил: «в многочисленном народе». Было же это предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море чрез уверовавших песнословит Бога божественный Давид. Церковию же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной.
Пс.34:19. Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно.
«Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима». Здесь опять делает упоминание о подстрекавших Саула, которые лицемерно показывали дружбу и поступали как враги. То же яснее выразил Пророк и в последующих словах.
Пс.34:20. Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы.
«Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху»; потому что употребляя слова дружелюбныя, как бы в земле какой покушались скрыть гнев, имея сердца исполненныя коварства.
Пс.34:21. Расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».
«Разшириша на мя уста своя, реша: благо же, благо же, видеша очи наша». А усмотрев, что ощутил я злоумышление, обнаружили наконец скрываемую неприязнь и громко изъявляли радость о моих бедствиях.
Пс.34:22. Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.
Пс.34:23. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!
«Видел еси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи от Мене».
«Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою». Ты судия, Владыка, все назираешь, и ничто не избегает надзора Твоего. Воззри и на то, что сделано, и не оставь меня лишенным Твоего промышления. Но разсуди и вскоре изреки приговор. То же значат и последующия слова.
Пс.34:24. Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною.
Пс.34:25. Да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».
«Суди ми, Господи, по правде Твой, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне враги мои.
Да не рекут в сердцах своих: благо же, благо же души нашей: ниже да рекут: пожрохом его». Если умедлишь судом, Владыка, снова посмеются они, болезни мои обратят для себя в повод к радости, и злосчастие мое почтут собственным своим благоденствием.
Пс.34:26. Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.
«Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим: да облекутся в студ и срам велеречующии на Мя». Тем и прилично быть в стыде, которые сами издеваются над ближними. Почему Пророк и испрашивал, чтобы в стыде были величавые и велеречивые.
Пс.34:27. Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»
«Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея: и да рекут выну, да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его». Да не престают же веселиться и радоваться желающие мне благ, радеющие о том, чтобы мне быть в мире; и увидев, что достиг я онаго, да песнословят Тебя Владыку.
Пс.34:28. И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.
«И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей». А я, пользуясь Твоим промышлением, день и ночь буду поучаться в заповедях Твоих, и непрестанно песнословить благодеяния Твои. Слова: «весь день» Симмах: перевел: «всякий день», означая тем непрестанное песнословие.
Сим и оканчивается псалом. А я умоляю читающих не обращать для себя в какой-либо вред молитвы праведника и не извлекать отсюда повода к проклятию врагов, но знать, что Пророк проводил жизнь по духу закона, а не Евангелия. Закон же повелевал любить ближняго и ненавидеть врага. Но Владыка Христос, указуя совершеннейшую добродетель, изрек: «речено есть древним: возлюбиши искренняго Твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, и благословите гонящих вас» (Мф.5:43–44). Согласно же с сим и божественный Апостол сказал: «благословите, а не клените» (Рим.12:14). Посему, взирая на сие различие, знайте, чтó сообразно закону и чтó сообразно благодати. Притом же и блаженный Давид, не проклиная говорил это, но пророчески предрек, чтó несомненно будет. А что и он не мстил обижающим, по евангельскому законоположению, о сем послушайте, чтó говорит сам он: «аще воздах воздающим ми злая, да отпаду убо от враг моих тощ: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит» (Пс. 7:5–6). Не подумай, чтобы говорил он только это, а на деле не исполнял; напротив того, за словами следовало и исполнение. И дела яснее слов. Ибо, два раза имея врага в руках, не только сам не умертвил, но воспрепятствовал сие и намеревавшимся умертвить. А когда пал враг на брани, горько его оплакивал; и известившаго о смерти его, поскольку извещал с услаждением и хвалился, будто бы сам убил, предал смерти. Распространиться же о сем почел я нужным ради тех, которые сами кленут и представляют в пример божественнаго Давида, чтобы они с пользою для себя брали в образец высокое Давидово любомудрие.