Псалом 119
Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в послепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа.
Пс.119 можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст.
Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7).
Пс.119:1. К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана.
Пс.119:2. Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
«Устами лживыми» и «языком лукавым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.
Пс.119:3. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
Пс.119:4. Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
Писатель спрашивает, какая польза от лжи для его врагов? Что она может дать им? Не иное что, как вызвать гнев Сильного, т. е. Господа, который пошлет на них кару («стрелы») с углями дрока. Дрок – кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь – образ продолжительных бедствий, которые за «ложь» будут посланы Богом.
Пс.119:5. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
Мосок или Моски, местность в Армении, около Черного моря. «Шатры Кидарян» – кочевое племя, по одним – бродившее между Месопотамией и Каменистой Аравией, по другим – жившее в Египте. В этом стихе указание, что писатель изображает в псалме состояние евреев, еще находившихся в рассеянии среди разных языческих народов.
Пс.119:6. Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
Пс.119:7. Я мирен: но только заговорю, они – к войне.
Евреи жалуются, что они долго уже жили среди «ненавидящих мир», т. е. среди язычников; отсюда время происхождения псалма можно относить к концу плена. – «Я мирен: но только заговорю, они – к войне» – общее указание на положение еврейского народа в плену: все поступки и слова плененного еврея встречались враждебно и истолковывались его врагами в дурную сторону, почему служили причиной неприязненных действий с их стороны.