Источник

Глава 33

Окончание введения и первая речь Елиуя. 1–7. Обращенное к Иову увещание внимательно отнестись к его речам. 8–33. Разбор одного из неправильных взглядов Иова.

Иов.33:1. Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.

Иов.33:2. Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей.

Иов.33:3. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое.

Беспристрастные по содержанию (Иов 32.21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца («внимай всем словам»). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13.4).

Иов.33:4. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.

Иов.33:5. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною.

Иов.33:6. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения;

Иов.33:7. поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя.

И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: «вот, у Бога, пред Богом (евр. «ла-эл», ср. Иов 12.16) я, как и ты» (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним – вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. Иов 9.34, 13.21, 16.22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: «вот я, по желанию твоему, вместо Бога», не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13.3–5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.

Иов.33:8. Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов:

Иов.33:9. чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды;

Иов.33:10. а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником;

Иов.33:11. поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими.

Иов.33:12. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека.

Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10.7, 12.4, 13.23, 16.17, 23.10, 27.5 и д.); как ограничение подобного взгляда см. Иов 8.20–21, 13.23, 26, 14.4, 16–17, а Бога – «выискивающим причины неприязни» (евр. «тенуот»; ср. Числ.14:34; Иов 32.7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10.13–14, 13.24, 27, 19.11, 30.21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог – «выше человека» (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящего его премудростью Бога («выше человека»). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.

Иов.33:13. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих.

Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13.24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. Иов 9.12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.

Иов.33:14. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:

Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.

Иов.33:15. во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.

Иов.33:16. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,

Иов.33:17. чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,

Иов.33:18. чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.

Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения («открывает ухо»: ср. 2Цар 7.27; Пс 39.7) и охранения своих наставлений от забвения («запечатлевает», буквально – «полагает печать»: запечатание в смысле охранения Песн 4.12; Дан 6.17; Мф 27.66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. «предприятие», евр. «маасе», – 1Цар 20.19; Быт 20.3, 6), удалить от гордости (Дан 3) и тем спасти от смерти («от пропасти»; ср. Пс 15.10, 30.4). – естественного наказания за грех (Быт 3.3).

Иов.33:19. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, –

Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой «постоянная борьба волнует его кости» (ср. Пс 37.4), – нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.

Иов.33:20. и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.

Иов.33:21. Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.

Иов.33:22. И душа его приближается к могиле и жизнь его – к смерти.

Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни «ламмитим», – ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24.16; Пс 77.49).

Иов.33:23. Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, –

В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. «мелиц», ср. Быт 42.33; 2Пар 32.31; Ис 43.27), указывающего больному истинный путь («йашеро», ср. Притч 14.2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. Быт 48.15; Пс 33.8).

Иов.33:24. Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.

Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63.9).

Иов.33:25. Тогда тело его сделается свеже́е, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.

Иов.33:26. Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.

Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, – мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. Иов 5.19 и д.; Иов 8.21, 11.15 и д.).

Иов.33:29. Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,

Иов.33:30. чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.

Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов

Иов.33:32. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания;

Иов.33:33. если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости.

Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга Иова. 40-188 с.

Комментарии для сайта Cackle