Глава 2
1–11. Последние распоряжения и смерть Давида. 12–46. Первые шаги самостоятельного правления Соломона – меры к ограждению неограниченной царской власти.
3Цар.2:1. Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря:
Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный (3Цар.1:1–4,15), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона (1Пар.29:20–22).
3Цар.2:2. вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен
«Путь всей земли» (ср. Нав.23:14) – неизбежный для всех людей жребий смерти.
3Цар.2:3. и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься;
Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину (Нав.1:6–7). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом (Втор.17:18–19), соблюдая уставы (евр. хуккот) Иеговы, заповеди мицвот ), определения мишпатим ) и постановления эдот ) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот – законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот – законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим – законы об отношении к людям; эдот – законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. Втор.8:11; Пс.118:5–7) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям.
3Цар.2:4. чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом».
Положительное обещание Божие (2Цар.7:11–16) выражено здесь, как и в (3Цар.8:25,9:5; Иер.33:17), в отрицательной форме.
3Цар.2:5. Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:
3Цар.2:6. поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (ст. 8–9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис.35:19; Втор.19:6,12; Нав.20:3,5,9), и совершенно обычным явлением жизни (2Цар.14:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех якобы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). – «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (ст. 5) – по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, – убиение Авессалома (2Цар.18:14), но скорее здесь – общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2Цар.3:27) и Амессая (2Цар.20:9–10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаженный Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол , LXX: ἅδης, Vulg.: inferi, слав. «ад» (ассирийск. Siwan – область за горизонтом): подземная темная область (Иов.10:21–22; Притч.9:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс.15:10; Ос.13:14; Притч.5:5,23:14; Ис.38:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис.5:14; Авв.2:5; Пс.140:7; Притч.1:12,27:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс.6:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл.9:10).
3Цар.2:7. А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего.
В благодарность галаадитянину Верзеллию за верность и гостеприимство его Давиду во время бегства его от Авессалома (2Цар.17:27–29), Давид тогда же, по миновании опасности, обещал ему принять к своему двору сына Верзеллия Кимгама (2Цар.19:32–40), и теперь подтверждает то обещание и для других сынов его.
3Цар.2:8. Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом».
3Цар.2:9. Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.
Воспоминая противоположное к себе отношение при том же случае Семея вениамитянина (2Цар.16:13–16) из селения Бахурим (в Вениаминовом колене, близ Иерусалима, по Иосифу Флавию Иудейские Древн. VII, 9, 7; Евсев. – Иероним, Onomastic. 220), Давид, хотя и поклялся в свое время не убивать его (2Цар.19:23), теперь, однако, советует Соломону поступить с ним по государственной мудрости (ср. блаженный Феодорит, вопр. 5). По Иосифу Флавию (Иудейские Древн. VII, 15, 1), Соломон должен был, по совету Давида, найти благовидную причину, ἀιτίαν εὐλογον для умерщвления Семея: это и было сделано Соломоном (ниже, ст. 36–46).
3Цар.2:10. И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом.
«И почил (евр. ишкав, LXX: ἐχοιμήσε, Vulg.: dormivit) Давид с отцами своими» – о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. Быт.25:8,35:29,49:33), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он «был погребен в городе Давидовом», т. е. на Сионе (ср. (2Цар.5:7), см. блаженного Феодорита, вопр. 6; Евсевия – Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу (И. Флав. Иудейская Война V, 4, 1), близ источника Силоама (Неем.3:15–16), (по И. Флав., τὸ δὲ μνῆμα παρὰ τῆς Σιλοάμ εῖναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (3Цар.11:43,14:31,15:8), без сомнения, не все (см. 2Пар.26:23,28:27; 4Цар.21:18,26). Нынешние, так называемые «царские гробницы» (арабск. «Калба шавуа») к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Христа принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Иудейские Древн. XX, 4, 3; Иудейская Война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183–192). По И. Флавию (Иудейские Древн. V, 15, 3, см. блаженного Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Иудейские Древн. XIII, 8, 4; Иудейская Война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Иудейские Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время (Деян.2:29); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века – в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами.
3Цар.2:11. Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме.
Продолжительность царствования Давида – 40 лет; не раз указывается в Библии (2Цар.5:4; 1Пар.29:27); в (2Цар.5:5) показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Иудейские Древн. VII, 15, 2).
3Цар.2:12. И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо.
Ст. 12 (ср. 1Пар.29:23) образует переход ко 2-й части главы – о мерах Соломона к укреплению своей власти.
3Цар.2:13. И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром.
3Цар.2:14. И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори.
3Цар.2:15. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему;
3Цар.2:16. теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори.
3Цар.2:17. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
3Цар.2:18. И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.
3Цар.2:19. И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его
3Цар.2:20. и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе.
3Цар.2:21. И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену.
3Цар.2:22. И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].
3Цар.2:23. И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;
3Цар.2:24. ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть.
3Цар.2:25. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер.
Ст. 13–25 – гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие (3Цар.1:52), делает новую попытку получить право на престол – путем брака с последней женой Давида Ависагою, – чисто восточная черта царского быта: преемник овладевал гаремом своего предместника (2Цар.3:7,12:8,16:21–22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (ст. 22).
Ст. 15. Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить Вирсавию в свою пользу.
Ст. 19–20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии – матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида (3Цар.1:16)); сидение по правую руку царя – знак равенства (Пс.109:1); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы – матери царствующего государя, называвшейся: гебира, владычица (3Цар.15:13), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3Цар.14:21,15:2); подобное значение принадлежит теперь султанше – матери правящего султана – в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет «небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии.
Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава (3Цар.1:7). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: καὶ αὐτῶ Αβιαθαρ καὶ αὐτῶ Ιωαβ ἑταῖρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Евр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова (ἑταῖρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева.
Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь (3Цар.1:52), Соломон клянется (формула клятвы – обычная в Ветхом Завете, (Руф.1:17; 1Цар.3:17,14:44,20:13) и др.), что Адония должен погибнуть.
Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом»: династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него (2Цар.7:12–29).
Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (3Цар.1:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт.37:36) и Вавилонии (4Цар.25:8; Дан.2:14). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7).
3Цар.2:26. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел все, что терпел отец мой.
3Цар.2:27. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
Удаление Авиафара от первосвященства (26–27 ст.), равно как и казнь Иоава (28–34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (3Цар.1:7). Анафов – левитский город в Вениаминовом колене (Нав.21:18; Ис.10:30; Иер.1 и др.), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер. 1:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями – мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (ст. 26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) «носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» – в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2Цар.15:24–29), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1Цар.22:20–23); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, – без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.: лемалле , ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным «да сбудется», ἵνα πληρωθῆ, (Мф.1:22) и под.), – грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (1Цар.3:11–14): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1Цар.22:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона – в линию Елеазара (Чис.25:13; 1Пар.24:5–6).
3Цар.2:28. Слух об этом дошел до Иоава, – так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, – и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника.
Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии (3Цар.1:50), в скинии у жертвенника. «Не склонялся на сторону Соломона», имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав. ; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках LXX, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор.
3Цар.2:29. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его [и похорони его].
Краткое сообщение евр.-русск. текста распространено вставкой в LXX и слав. т.; по слав. т.: «и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу» – прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т. «и похорони его», LXX: καὶ θάψον ἀετόν, – добавление, может быть, из ст. 31.
3Цар.2:31. Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего;
3Цар.2:32. да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского;
3Цар.2:33. да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа!
По закону кровомщения (Исх.21:12–14; Чис.35:16–21; Втор.19:11–12), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2Цар.3:27,20:10). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (ст. 31).
3Цар.2:34. И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне.
Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (ср. 3Цар.14:11; 4Цар.9:35); во внимание к прежним государственным заслугам Иоава, он был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1Цар.25:1).
3Цар.2:35. И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; [управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил царь [первосвященником] вместо Авиафара.
Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону (3Цар.1:8) Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне, напр., см. (3Цар.4:29–30; 3Цар.5:15–16,6:38 и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX и после 46 ст. данной главы.
3Цар.2:36. И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда;
3Цар.2:37. и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей.
3Цар.2:38. И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время.
3Цар.2:39. Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе.
3Цар.2:40. И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа.
3Цар.2:41. И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.
3Цар.2:42. И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь»? и ты сказал мне: «хорошо»;
3Цар.2:43. зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою?
3Цар.2:44. И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою!
3Цар.2:45. а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки!
3Цар.2:46. и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот умер.
По подозрению к Семею (ст. 8–9), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. 2Цар.19:16), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. – и клятвою: καὶ ὥρκισεv αὐτὸν, «и заклят его», ст. 37, ср. Иосифа Флав. Иудейские Древн. VII, 1, 5) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона – восточной границы Иерусалима (2Цар.15:23; 4Цар.23:4,6,12; Иер.31:40), (ср. Onomastic. 610: теперь – Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Хотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. 1Цар.21:11,27:2) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаженный Феодорит, вопр. 8). Заключение главы «и утвердилось царство в руках Соломона», т. е. благодаря мерам его, описанным в 23–46 ст., – в переводах LXX, Vulg., слав.-русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы.