Глава 1
1–4. Старческая болезнь Давида. 5–10. Заговор Адонии. 11–31. Объявление воли Давида о престолонаследии Соломона. 32–40. Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие. 41–53. Рассеяние партии Адонии.
3Цар.1:1. Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться.
3Цар.1:2. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю.
3Цар.1:3. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю.
3Цар.1:4. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее.
1–4 ст., как затем и ст. 5–10, образуют введение к главному рассказу 1 главы – о вступлении Соломона на царство: как дряхлость Давида (ст. 1–4), так и заговор Адонии (ст. 5–10) могут объяснить, почему Соломон еще при жизни Давида занял престол его. Ст. 1 начинается соединительным союзом «и» также, как и некоторые другие ветхозаветные книги (Левит, Числа, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-я Царств, 2 Паралипоменон, 2-я Ездр, Иезекииля, Ионы), что не необходимо указывает на связь содержания последующей библейской книги с предыдущей, но в данном случае (3Цар. 1–2) представляют как бы органическую часть 2-й книги Царств, заканчивая изложенную там историю царствования Давида. Возраст Давида в описываемый в (3Цар.1–2) момент равнялся, судя по (3Цар.2:11) ср. (2Цар.5:4), семидесяти лет. Болезнь и дряхлость (marasmus senilis) Давида в эти не столь еще преклонные годы являются последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им в пору юности и в зрелом возрасте (указание на преждевременную старость Давида видят уже в (2Цар.21:16–17) ). Слабосилием Давида объясняется и недостаток теплоты в его организме, упадок температуры тела (Мидраш объясняет болезнь Давида как последствие явления Ангела (2Цар.24:16–17). По мнению Клерика, отсутствие теплоты в теле Давида произошло «ex nimio mulierum usu». То и другое – произвольные догадки). Средство, рекомендованное Давиду слугами или врачами (И. Флав. Иудейские Древн. 7, 14, 3) – согревание дыханием молодой девушки, странное для европейских понятий, известно было в древности, напр., рекомендовалось Галеном (Method medicin 8, 7. См. Trusen Sitten, Gebrauche u. Krankneit d. Hebraer, s. 257): по-видимому, имелось в виду «присутствием особи другого пола увеличить сопротивление организма внешним вредным влияниям и таким образом несколько продлить жизнь» (В. Недзвецкий. Библейская гигиена и макробиотика. Вера и Церковь, 1902, т. I, с. 574. Г. Попов. Библейские данные о различных болезнях. Киев, 1904, стр. 73). Упоминание здесь об Ависаге тем уместнее, что позже (3Цар. 2:22) Адония пытался было через брак с нею достигнуть престола. Ависага названа «Сунамитянка» (LXX: Σωναμῖτις, Vulg.: Sunamitis, слав.: «Сумантяныня»), как называется и благочестивая женщина, давшая приют пророку Елисею (4Цар.4:12,25), – по имени города Сунем или Сонам (евp. Schunem, LXX Σουνόμ или Σωνάμ) в колене Иссахаровом (Нав.19:18), против гор Гелвуя (1Цар.28:4), близ Кармила (4Цар.4:25); еще во времена блаж. Иеронима «в пределах Севасты, в Акраваттине, было селение Саним» (Onomastic. 897); теперь Sulam (Robinson, Palastina, III, 402. Guenin, Palastinal, 112). Имя невесты в кн. Песнь Песней «Суламита», евр. Schulamith, LXX Σουναμῖτις (Песн.7:1), вероятно, тождественно с названием «Сунамитянка». Ависага «ходила» (schocheneth, LXX θάλπουσα, слав.: «греющи») за Давидом, «прислуживала ему» (ст. 4), «возлежала на груди» его (ст. 2) – была действительной женой его (по Харгуму, лишь amica); однако осталась девственницей, что и могло особенно привлекать к ней Адонию (3Цар.2:13–18).
3Цар.1:5. Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов.
3Цар.1:6. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома.
3Цар.1:7. И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии.
3Цар.1:8. Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии.
3Цар.1:9. И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя.
3Цар.1:10. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил.
Имя Адонии у LXX по некоторым спискам читается ´Ορνια (напр., код. 82 у Гольмеса), так читал и блаженный Феодорит: имя Адонии отождествлялось с именем Орны Иевусея (2Цар.24:18). Адония был четвертым сыном Давида (2Цар.3:2–4; 1Пар.3:1–2): Амнон, Далуия (или по еврейскому тексту Хилаб, Авессалом, Адония). После смерти Амнона (2Цар.13:28–29) и Авессалома (2Цар.18:9–15) Адония был старшим из сыновей Давида и мог считать себя законным наследником престола, а красивая наружность его, почитавшаяся у древних евреев весьма желательной и ценной принадлежностью носителя царской власти (1Цар.9:2; 2Цар.14:25), могла располагать в его пользу и народ. Подобно Авессалому (2Цар.15:1), Адония заводит у себя конницу, колесницы и курьеров скороходов – в качестве атрибута царской власти (1Цар.8:11; Иер.17:25). И Давид не имел твердости обуздать честолюбивые замыслы и этого сына. Между тем, хотя царская власть в Израиле уже при первом царе Сауле обнаружила тенденцию к наследственности (1Цар.23:17,24:21), не было закона, чтобы отцу на престоле наследовал именно старший из сыновей его: выбор себе преемника считался правом царствующего государя (3Цар.1:17,20 и др.); ср. (2Пар.11:22). И выбор Давида пал на Соломона, хотя он был лишь одиннадцатым сыном его. Если военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар стали на сторону Адонии, то это не говорит о законности притязаний последнего: оба эти сановника, некогда преданные сподвижники Давида (Иоав: (2Цар.2:13,11:1; 1Пар.11:6,8 и др.); Авиафар: (1Цар.22:20; 2Цар.8:17,15:24) ) пред смертью его изменяют ему, по-видимому, лишь из соперничества – Иоава с Ванеею (2Цар.8:18,23:20,30; 1Пар.11:22–23), а Авиафара – с Садоком (2Цар.8:17; 1Пар.24:3). Пророк Нафан, не раз выступавший в царствование Давида в качестве посредника между царем и Богом (2Цар.7:2–17,12:1–25), стал на сторону Соломона, конечно, не по пристрастию к последнему (он был близок к Соломону и по преданию был воспитателем его (2Цар.12:25) ) и не по обиде на Адонию (3Цар.1:10–26), а потому, что знал волю Божию о Соломоне (2Цар.7:12–13; 1Пар.22:9–10). Семей – не враг Давида (2Цар.16:5–13), казненный впоследствии Соломоном (3Цар.2:46), а, может быть, лицо тождественное с Шимеем (3Цар.4:18). Рисий (евр. Реи, LXX: Ρησεὶ), по некотор. код., как 82 и 108 у Гольмеса – в нарицательном смысле: Σαμαίας καὶ oί ἑταῖροι κὐτοῦ οί ὄντες δυνατοί – как и Семей, вероятно, один из близких придворных Давида (у Иосифа Флавия, Иудейские Древн. VII, 14– Δαβ´δου φίλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия (2Цар.15:37, 16:17) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2) отождествляют Рисия со священником Ира (2Цар.20:26).
«Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: οἱ δυνατοὶ τοῦ Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 (2Цар.23:8–39; 1Пар.11:10–47), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже (3Цар.1:38,44), ср. (2Цар.15:18,20:7; 1Пар.18:17), начальником их был Ванея (2Цар.8:18; 2Цар.20:23). По примеру Авессалома (2Цар.15:8–12), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετὰ λίθου τῦ Ζωελεθ ὃς ἤν ἐχόμενα τῆς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελέθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» (Неем.2:13), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» (4Цар.18:4), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель (Нав.15:7,18:16), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима (2Цар.17:17), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царcком парке» (ἐν τῶ βασιλικῶ παραδείσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ).
3Цар.1:11. Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том?
3Цар.1:12. Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона.
По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5; 3Цар.15:29; 4Цар.10:6–13,11:1): это подтверждает и последующая судьба Адонии (3Цар.2:24–25). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида (1Пар.22:5) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол (3Цар.3:7) он был «отрок малый»; однако из снесения (3Цар.11:42) с (3Цар.14:21) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).
3Цар.1:13. Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царем после меня и он сядет на престоле моем»? Почему же воцарился Адония?
3Цар.1:14. И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои.
Клятвенное обещание Давида Вирсавии передать престол Соломону не занесено в священную библейскую летопись, его можно лишь с вероятностью подразумевать в повествованиях: (2Цар.7:12–14,12:24–25); ср. (1Пар.28:5–9). Все же нет необходимости в предположении (Велльгаузена, Штаде, Бенцивгера и др.) не внушена ли была эта мысль престарелому Давиду только теперь.
3Цар.1:15. Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю;
По старческой слабости и болезни Давид не покидал своей спальни (евр.: хедер, LXX: ταμεῖον, Vulg.: cubiculum), где и принимает и Вирсавию, и Нафана в присутствии Ависаги (ср. ст. 1–4).
3Цар.1:16. и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе?
3Цар.1:17. Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем».
3Цар.1:18. А теперь, вот, Адония воцарился, и ты, господин мой царь, не знаешь о том.
3Цар.1:19. И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил.
3Цар.1:20. Но ты, господин мой, – царь, и глаза всех Израильтян устремлены на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него;
3Цар.1:21. иначе, когда господин мой царь почиет с отцами своими, падет обвинение на меня и на сына моего Соломона.
3Цар.1:22. Когда она еще говорила с царем, пришел и пророк Нафан.
3Цар.1:23. И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли.
3Цар.1:24. И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем»?
3Цар.1:25. Потому что он ныне сошел и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него и говорят: да живет царь Адония!
3Цар.1:26. А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил.
3Цар.1:27. Не сталось ли это по воле господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него?
Сущность речей Вирсавии (ст. 17–21) и Нафана (ст. 24–26) одинакова – ходатайство о воцарении Соломона, во исполнение клятвенного обещания Давида Вирсавии, вопреки проискам Адонии. Только Вирсавия усиленно указывает на самый факт клятвы (ст. 17) и на опасность, ожидающую ее саму и Соломона в случае ее невыполнения (ст. 21), а пророк Нафан упрекает царя за сокрытие от него царских планов о престолонаследии (ст. 24, 27). При этом в обеих речах отмечается, что назначение наследника престола всецело зависит от воли царя (ст. 20, 27). Характерно для бытовых отношений Востока рабское преклонение пред царем даже царицы жены (ст. 16, 31), наравне со всеми подданными (даже пророками, ст. 23); только царица-мать, по-видимому, не только не оказывала этой почести царю-сыну своему, но, наоборот, принимала ее от него (3Цар.2:19).
3Цар.1:28. И отвечал царь Давид и сказал: позовите ко мне Вирсавию. И вошла она и стала пред царем.
3Цар.1:29. И клялся царь и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды!
3Цар.1:30. Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня.
Быстрота и твердость решения Давида о немедленном воцарении Соломона обнаруживает в нем, при телесной слабости, крепость духа, ясность сознания и твердость воли. Клятва Давида основана на вере в Иегову и промысл Его и представляет хвалу и исповедание Ему.
3Цар.1:31. И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живет господин мой царь Давид во веки!
«Да живет... царь... во веки!»: в обращении к царю приветствие в этой форме было обычно на Востоке, напр. у вавилонян и персов (ср. Дан.2:4,3:9,5:10).
3Цар.1:32. И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю.
3Цар.1:33. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону,
3Цар.1:34. и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!
3Цар.1:35. Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды.
Царский мул был исключительной принадлежностью царя (у персов царь имел своего особого коня) (Есф.6:8), и приказание посадить Соломона на мула Давида было знаком фактической передачи последним царской власти первому. На это же указывало и торжественное шествие Соломона к Гиону. Гион, евр.: Гихон (см. ст. 38, 45. Ср. Onomastic. 351), прежними исследователями полагался на западной стороне Иерусалима: так, Робинзон (Palastina II, 164) следы Гиона усматривал в остатках двух водопроводов на юго-запад от Иерусалима (ср. А. С. Норова. Путешествие по святой земле. 1854, т. III, ч. I, с. 320, 322; проф. М. С. Гуляева, Исторические книги Ватик. сл. 3, с. 189). Но еще Таргум (ср. Ис.8:6) и блаженный Феодорит (вопр. 2 на 3 Цар) отождествляли Гион с Силоамским источником, лежавшим, несомненно, на юго-восток от Иерусалима; в (2Пар.32:30,33:14) предполагается восточное положение Гиона относительно города; и по новейшим изысканиям, это – Источник Пресвятой Девы Марии на восточном склоне храмовой горы (D. Schenkel, Bibel Lexicon. Bd. II, 463. Е. Riehm, Handworterbuch d. biblisch. Alterthums, I (2A), s. 529). Хотя последнее местоположение Гиона, по-видимому, не вполне согласуется с предполагаемой в рассказе удаленностью Гиона от камня Зохелет и Эйн-Рогель, однако оно очень вероятно. Во всяком случае акт помазания Соломона на царство (ст. 34, 39, 44), бывший для него, как и для Саула (1Цар.10:1) и Давида (1Цар.16:13) символом преподания Св. Духа на дело теократического управления народом Божиим, должен был совершиться в месте большого стечения народа: этого требовали особенно обстоятельства времени – необходимость скорее разрушить замысел Адонии; весь народ должен был скорее узнать о воцарении именно Соломона по воле престарелого Давида. При этом Давид нарочито провозглашает Соломона «вождем Израиля и Иуды» (ст. 35), имея в виду давнюю рознь Иуды и Израиля, т.е. Иудина колена с Вениаминовым и десяти прочих, рознь, еще недавно давшую себя знать Давиду (2Цар.19:41–43,20:1–22), а по смерти Соломона разрешившуюся распадением Еврейского царства на два (3Цар.12:16–19).
3Цар.1:36. И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, – да скажет так Господь Бог господина моего царя!
Ответ Ванеи, выражающий согласие его и народа с волей царя, передается в греч. и слав. более по смыслу, чем буквально: Γένοιτο οὕτως πιστώσαι Kύρυος, «буди тако: да утвердит Господь Бог глагол сей».
3Цар.1:37. Как был Господь Бог с господином моим царем, так да будет Он с Соломоном и да возвеличит престол его более престола господина моего царя Давида!
Благожелание Соломону большего прославления сравнительно с Давидом (ср. ст. 47) основано, по мысли блаженного Феодорита, на том, что «никто из имеющих нежную отеческую любовь не завидовал детям, и что отцам свойственно желание увидеть детей в большей славе, чем какую имеют сами» (вопр. 3).
3Цар.1:38. И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
«Хелефеи и Фелефеи», евр.: Крети и Плети, LXX: Χερεφί καὶ Φελεφί, Vulg.: Cerethi et Pelethi, у И. Флавия прямо названы σωματοφύλακες, телохранителями царя: следовательно, составляли гвардию Давида и после Соломона. Их считают иноземцами в Израиле, именно филистимлянами, и самые имена еврейские сближают в новое время с евр. именами филистимлян (евр. Пелешет) и острова Крита (евр. Кафтор), откуда выселились филистимляне по свидетельству Библии (Ам.9:7; Иер.47:4; ср. Втор.2:23). См. Bertholet, Stellung d. Israeliten zu den Fremden, 38 ff. B. Stade, Geschichte des Volkes Israel, Bd. I (1887), 142 ff.
3Цар.1:39. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
Скиния, откуда Садок взял рог с елеем, – не Гаваонская (2Пар.1:3,6, ср. 3Цар.3:4) – Гаваон лежал на расстоянии 4 римских миль от Иерусалима (Onomastik. 296), – а Сионская (см. 2Цар.6:17; 1Пар.15:1). Священный елей скинии приготовляем был нарочито указанным в (Исх.30:22–32) способом и был употребляем только для освящения скинии, ее утвари и священнослужителей; тела простых мирян было воспрещено помазывать им. Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. ст. 34) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя – в силу указанного (к ст. 34) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться «помазанником» (евр.: машиах Иеговы (2Цар.2:4,12:7) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. 13, 17). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (ст. 39), но и пророком Нафаном (ст. 34), подобно как помазание Саула (1Цар.10:1) и Давида (1Цар.16:13) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом (2Цар.2:4,5:3). По (1Пар.29:22), повторено было после помазание и над Соломоном.
3Цар.1:39. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
3Цар.1:40. И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его.
Участие народа в поставлении Соломона царем выразилось в его радостных кликах «да живет царь!» (ср. 1Цар.10:24; 4Цар.11:12; Мф.21:9) – народ, видимо, не признавал претензий Адонии на царство; затем, в триумфальном шествии за Соломоном при звуках трубы и игре на флейтах бахалилим, Vulg.: саnentium tibiis; LXX и слав. – о радости вообще: ἐχόρευον ἐν χοροῖς, «ликоваша в лицех»); «земля расседалась от криков» народа – гиперболическое выражение мысли о всенародном восторге.
3Цар.1:41. И услышал Адония и все приглашенные им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города?
3Цар.1:42. Еще он говорил, как пришел Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты – честный человек и несешь добрую весть.
3Цар.1:43. И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царем;
3Цар.1:44. и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского;
3Цар.1:45. и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришел в движение город. Вот отчего шум, который вы слышите.
3Цар.1:46. И Соломон уже сел на царском престоле.
3Цар.1:47. И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем,
3Цар.1:48. и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал [от семени моего] сидящего на престоле моем, и очи мои видят это!»
Привычное ухо опытного военачальника Иоава прежде всего обращает внимание на воинский звук трубы (ст. 41). Ионафан, ранее выступавший в качестве вестника на службе Давиду (2Цар.15:36,17:17), мог (ст. 42) намеренно оставаться в городе и наблюдать за происходящим там; отсюда – точность его сообщения (ст. 43–46). Преклонение престарелого Давида на ложе (ст. 47) вполне напоминает подобное же преклонение «на возглавие постели» или «на верх жезла» (Быт.47:31) умирающего патриарха Иакова; это было выражением благоговения Давида, как и Иакова, к Богу; равным образом и благословляет Давид Иегову Бога Израилева, а не избирателей сына его (ст. 48); поставленного в скобках «от семени моего» нет в евр. масор. т. и есть лишь у LXX: ἐκ τοῦ σπέρματός μου (Vulg. этих слов не читает), но является вполне уместным и могло стоять в оригинале еврейском. Приверженцы Адонии в паническом страхе разбегаются (ст. 49). Подобный же страх, явившийся следствием отсутствия сознания законной собственности притязаний, овладевает и самим Адонией; сознавая себя уже политическим преступником, он спасается в скинии (Сионской), (3Цар.3:15; 2Цар.6:17) и хватается за роги жертвенника (ст. 50–51), как после – Иоав (3Цар.2:28), где мог найти убежище лишь невольный убийца (Исх.21:12–14). Роги у жертвенника были существенной частью (Ам.3:14; Лев.4:7,18), в них как бы выражалась идея жертвенного очищения. Менее всего они могли быть пережитком представления Иеговы в образе тельца (мнение Штаде и Новакка).
3Цар.1:52. И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.
3Цар.1:53. И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой.
Соломон в отчаянной мере Адонии усматривает фактическое признание им своей вины и совершает акт: условного прощения его, произведший, без сомнения, доброе впечатление на его подданных.
* * *
«Исторические книги Ветхого Завета. Перевод с еврейского языка с подстрочными примечаниями профессора Киевской Духовной Академии Михаила Гуляева, Киев, 1866, с. 186