Глава 21
Окончание распри между гаваонитянами и домом Саула. Войны евреев с филистимлянами.
2Цар.21:1. Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил гаваонитян.
«За то, что он умертвил (аморреев) гаваонитян», которым евреи клятвенно обещались предоставить безопасное существование (Нав.9:3–20).
2Цар.21:2. Тогда царь призвал гаваонитян и говорил с ними. гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков аморреев; израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды.
«По ревности своей о потомках Израиля и Иуды», т. е. ревнуя о славе и безопасности евреев.
2Цар.21:3. И сказал Давид гаваонитянам: что мне сделать для вас и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?
«Чтобы вы благословили наследие Господне» и чтобы через то потомки давших клятву перестали испытывать наказание клятвопреступников.
2Цар.21:4. И сказали ему гаваонитяне: не нужно нам ни серебра, ни золота от Саула, или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? я сделаю для вас.
«Не нужно нам, чтобы умертвили кого в Израиле» – постороннего дому Саула.
2Цар.21:7. Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым.
См. (1Цар.20:14–17,42).
2Цар.21:8. И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которая родила Саулу Армона и Мемфивосфея, и пять сыновей Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия из Мехолы,
О Рицпе см. (2Цар.3:7).
«Пять сыновей» Меровы, сестры Мелхолы (1Цар.18:19).
2Цар.21:9. и отдал их в руки гаваонитян, и они повесили их [на солнце] на горе пред Господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя.
«В первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя», т. е. в половине апреля.
2Цар.21:10. Тогда Рицпа, дочь Айя, взяла вретище и разостлала его себе на той горе и сидела от начала жатвы до того времени, пока не полились на них воды Божии с неба, и не допускала касаться их птицам небесным днем и зверям полевым ночью.
«До того времени, пока не полились на них воды Божии с неба». В Палестине различается период ранних дождей и период поздних дождей. Период ранних (применительно к еврейскому счету гражданского года с сентября) дождей падает на осенние месяцы – октябрь и ноябрь; период поздних дождей падает на весенние месяцы – с конца февраля по начало апреля.
2Цар.21:12. И пошел Давид и взял кости Саула и кости Ионафана, сына его, у жителей Иависа Галаадского, которые тайно взяли их с площади Беф-Сана, где они были повешены филистимлянами, когда убили филистимляне Саула на Гелвуе.
См. (1Цар.31).
2Цар.21:15. И открылась снова война между филистимлянами и израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с филистимлянами; и Давид утомился.
Несомненно, что находившиеся в подчинении у евреев филистимляне пожелали воспользоваться смутами в царстве евреев, чтобы возвратить себе утраченное преобладание над ними.
2Цар.21:16. Тогда Иесвий, один из потомков рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида.
Под рефаимами разумеются древние первообитатели Ханаана, отличавшиеся большим ростом и необыкновенной силой (Втор.2:10–11; Чис.13:34).
Местом их обитания были Васан (Втор.3:11), земля аммонитян (Втор.2:20–21), земля моавитян (Втор.2:10–11), южные пределы западного Заиорданья – окрестности Хеврона и Иерусалима (Нав.15:8,13–14,18:16) и др. С рефаимами Священное Писание нередко соединяет, а иногда и обобщает: Енакимов (Нав.11:21–22), Зузимов, Емимов (Быт.14:5), Замзузимов (Втор.2:20–21).
О сикле см. прим. к (2Цар.14:26).
2Цар.21:18. Потом была снова война с филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков рефаимов.
«В Гобе». В (1Пар.20:4) и у Иосифа Флавия поставлено «в Газере». Газер – город на северо-западе от Иерусалима.
2Цар.21:20. Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков рефаимов,
Очевидно, Голиаф, сраженный Давидом (1Цар.17:4–51), не был единственным филистимским великаном в Гефе. См. прим. к 16 ст.