Источник

Глава 5

Приготовления Соломона к построению храма.

3Цар.5:1. И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь.

(евр. 15). Хирам (2Пар.2:2), или Хурам (как в евр.), у И. Флавия Ἐιρωμος, финикийск. Ахиром, по известиям Дия и Менандра – у И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 2, 6; прот. Апиона I, 17, 18), был сын царя Абибаала, царствовал 34 года (969–936 гг. до Р. X. ) и умер на 53-м году жизни, передав престол сыну своему Валеазару. (2Пар.2:3), как и (3Цар.5:1), прямо высказывает, что Хирам, по вступлении Соломона на престол пославший поздравительное посольство к нему и затем помогавший ему в его строительных работах, тождествен с Хирамом – современником Давида, тоже помогавшим последнему в постройке царского дворца (2Цар.5:11; 1Пар.14:1). Но по (3Цар.9:10–13), ср. (3Цар.6:1), современный Соломону Хирам был жив еще, по крайней мере, в 24-м году царствования Соломона; следовательно, одновременно с Давидом Хирам мог править никак не более 10 лет (34–24). Однако упомянутые постройки Давида с помощью Хирама описываются в начале, а не в конце истории царствования Давида (2Цар.5:9–11). В объяснение этого полагают, что священный писатель 2-й книги Царств в данном случае держался систематического, а не хронологического порядка в описании событий царствования Давида. Другое объяснение (Клерика и др.) считает дружественного Давиду царя иным лицом, чем друг Соломона, – Авиваалом, отцом Хирама. Но это объяснение явно противоречит (3Цар.5:1–2; 2Пар.2:3). Тир, наряду с Сидоном бывший важнейшим городом Финикии, у пророка Иезекииля (Иез.26:4,14) представляется городом, стоящим на голой скале, чему соответствует и еврейское название Тира цор (родств. цур – скала).

3Цар.5:2. И послал также и Соломон к Хираму сказать:

3Цар.5:3. ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его;

3Цар.5:4. ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон;

3Цар.5:5. и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: «сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему»;

3Цар.5:6. итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.

В ответном послании Хираму Соломон представляет предпринимаемое им дело построения храма выполнением плана и приготовлений Давида (2Цар.7:8–13; 1Пар.22:7–11), указывает нужду для построек в финикийских рабочих, особенно жителях города Сидона (евр. цидом – близ Ливана, Onomastic. 871) и просит дерева кедрового (ст. 6), кипарисового (ст. 8) и всякого рода мастеров по обработке дерева и металла (ср. 3Цар.7:13–14; 2Пар.2:6–7).

3Цар.5:7. Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для управления этим многочисленным народом!

3Цар.5:8. И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых;

Слова благословения, влагаемые священным писателем в уста Хирама, – «благословен Иегова» (по (2Пар.2:12): «благословен Иегова, Бог Израилев») не доказывают того, будто Хирам был прозелитом иудейства, как полагали старые толкователи: этого не знает история, и слова благословения Хирама представляют простой ответ на выражение Соломона веры в Иегову.

3Цар.5:9. рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома.

По (2Пар.2:16), строевое дерево, нарубленное финикийскими рабочими, сплавлялось в плотах к приморскому городу Яффе или Иоппии (в колене Дановом) (Нав.19:46), и отсюда принимали и доставляли в Иерусалим рабочие Соломона.

3Цар.5:11. А Соломон давал Хираму двадцать тысяч ко́ров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать ко́ров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год.

Ежегодно, во все время строительных работ, Соломон обязывался доставлять ко двору Хирама 20 000 коров, (около 30 000 четвертей) пшеницы и столько же лучшего оливкового масла («выбитого», евр. катит, ср. (Исх.27:20,29:40), т. е. добытого не путем пресса, а через накалывание недозрелых оливковых ягод). По (2Пар.2:11) и И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 2, 8, между Соломоном и Хирамом был заключен форменный контракт, копии которого хранились и в Иерусалиме, и в Тире.

3Цар.5:13. И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.

3Цар.5:14. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними.

Для выполнения работ Соломону пришлось обложить постоянной податной работой и природных израильтян (весьма тяготившихся этим: (3Цар.12:4) ): 30 000 израильтян ежегодно в три смены работали на Ливане вместе с финикийцами.

3Цар.5:15. Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах,

3Цар.5:16. кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу.

Еще более тяжкую, уже чисто тяглую, службу возложил Соломон на хананеян – «пришельцев» герим, (2Пар.2:17; ср. Нав.16:10; Суд.1:27), работавших бессменно: 80 000 их высекали и обтесывали камни в горах, а 70 000 доставляли строительный материал на место постройки. Такое громадное число рабочих рук требовалось ввиду отсутствия в древности всякого рода машин (еще большее количество рабочих было, напр., при построении известных египетских пирамид). Число приставников, поставленных над рабочими, неодинаково определяется в 3 книге Царств и в 2 Паралипоменон, но общая цифра их получается одинаковая: по (3Цар.5:16) – 3 300 чел. и по (3Цар.9:23) – 550 чел.; по (2Пар.2:18) – 3 600, по (2Пар.8:10) – 250 чел.; в том и другом случае общая сумма надзирателей одна и та же: 3850.

3Цар.5:17. И по­велел царь при­воз­ить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделан­ные.

3Цар.5:18. Обтесывали же их работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и при­готовляли дерева и камни для строе­ния дома [три года].

Камни не привозились из Ливана, а высекались в самом Ханаане; камни обделанные – евр. абне газит. термин газит – технический, означающий своеобразную древнееврейскую отделку камней, называемую «обделкой выпусками»: на всех краях лицевого фаса камня проходил лентообразный бордюр или выпуск, так что среднее поле камня несколько возвышалось над своими краями и для наблюдателя издали казалось как бы вставленным в рамку, и каждый камень так рельефно выделялся в общем фоне стены, что уже на значительном расстоянии можно было пересчитать (ср. Мк.13:1) все камни (Проф. Олесницкий, Святая Земля, Киев, 1875, т. I, с. 15–16. Его же. Ветхозаветвый храм в Иерусалиме Спб. 1889, 565–566).

«Гивлитяне» – жители финикийского города Гевал, греч. Γυβλος, близ древн. Сидона, теперь между Триполи и Бейрутом; в (Иез.27:9) жители его являются судостроителями, а здесь каменотесцы. Прибавка в тексте LXX и славяно-русском в ст. 18: «три года» выражает правильную мысль, что подготовительные работы Соломон производил 3 первые года своего царствования, и уже в 4-й год (3Цар.6:1; 2Пар.3:2) приступил к закладке здания (ср. блаженный Феодорит, вопр. 22). Эти подготовительные работы состояли, по И. Флавию, между прочим, в спланировании предназначенной для храма горы Мориа (2Пар.3:1) при помощи огромных каменных глыб с землей, а также нарочито построенной стены у подошвы холма (Иудейские Древн. XV, 11, 3).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Третья книга Царств. 237-398 с.

Комментарии для сайта Cackle