Глава 7
Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила.
1Цар.7:1. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа.
На основании 1Пар.15:10–11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию (2Цар.6:1). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву (1Цар.26:1), затем – в Гаваон (1Пар.16:39,21:29; 2Пар.1:3) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой.
1Цар.7:2. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу.
«И обратился весь дом Израилев к Господу»: под внешним влиянием филистимского гнета (1Цар.7:3) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня.
1Цар.7:4. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу.
Ваал и Астарта – языческие божества, чествовавшиеся в Ханаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты – о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897, с. 217–246, 295–335.)
1Цар.7:5. И сказал Самуил: соберите всех израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу.
«Массифа» Самуилова – город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона.
1Цар.7:6. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
Черпание воды и поливание ею пред Господом служило символом глубокого сокрушения о грехах и вместе покаянной жертвы еврейского народа. В Плач.2:19 кн. «Плач Иеремии» встречается выражение: «Изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа!»
«Судил» – в смысле разбирал дела и тяжбы народа, наставляя его в истинном законе.
1Цар.7:7. Когда же услышали филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись филистимлян.
филистимлянам представилось, что евреи сосредоточились в Массифе не иначе как с враждебной к ним целью.
1Цар.7:9. И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его [со всем народом] во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь.
В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев период Судей может быть рассматриваем как период патриархальной реакции в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью даже лучшими из евреев того времени. Помимо скинии, жертвы Истинному Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана. (Подробнее см. в соч. И. Троицкого «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей». Спб., 1885.)
«Ягненка от сосцов» – жертвенный агнец должен быть по закону (Лев. 22:27) не моложе семи дней.
1Цар.7:11. И выступили израильтяне из Массифы, и преследовали филистимлян, и поражали их до места под Вефхором.
По мнению епископа Гервея, между евреями и аморреями был заключен оборонительный союз, направленный главным образом против филистимлян (Английская Комм. Библия).
1Цар.7:17. потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу.
См. примеч. к 1Цар.7:9.