Глава 20
Синайское законодательство.
Исх.20:1. И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
Судя по 19 ст. данной главы (Исх.20:19), равно Втор. 4:36, 5:4, «все слова сии», т.е. десятословия (Втор. 4:13, 10:4), были изречены Господом непосредственно самому народу. В виду этого свидетельство Втор. 5:5, должно быть понимаемо в том смысле, что посредником между Богом и народом в деле передачи Его велений Моисей явился позднее (Исх.20:19). В данное время он, сойдя с горы (Исх. 19:25), находится вместе со всем народом у ее подошвы, не восходит на вершину (Исх.20:21–22). Служение Ангелов, о котором говорит архидиакон Стефан (Деян. 7:53), возвещение слова (т.е. закона) через Ангелов, о котором упоминает Апостол Павел (Евр. 2:2), и преподание закона через Ангелов (Гал. 3:19) указывают не на то, что Бог изрекал заповеди через Ангелов, но или на то, что Господь-законодатель сошел на Синай с сонмом Ангелов (Втор. 33:2), присутствовавших при изречении заповедей, или на то, что закон ветхозаветный, взятый во всей совокупности его предписаний, а не в смысле одного десятословия, был дан народу еврейскому через многих провозвестников («Ангелов») божественного откровения.
Исх.20:2. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
Исх.20:3. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта (Втор. 4:32–35) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь есть Бог, нет другого, кроме Его» (Втор. 4:4, 35, 6:4). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», при Мне, вместе со Мною (Втор. 5:7, 4Цар. 17:35).
Исх.20:4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
Исх.20:5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
Исх.20:6. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор. 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел» (Втор. 4:16)) и под другими формами, образами14. Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим (Втор. 4:15), запрещение же поклоняться и служить им (Исх.20:5) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор. 4:24, 6:15, Нав. 24:19), т.е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис. 42:8, 48:11). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога-"ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему (Исх. 34:7, Чис. 14:18, Ис. 14:21). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24:16, Иер. 31:30, Иез. 18:1–32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.
Исх.20:7. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт. 31:42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30, 4:30, 6:29).
Исх.20:8. Помни день субботний, чтобы святить его;
Исх.20:9. шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,
Исх.20:10. а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
Исх.20:11. ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт. 2:3, Исх. 16:23 и др.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.
Израиль должен помнить об освящении субботы (Исх. 31:13–14, Лев.19:3, 30, 26:2, Втор. 5:12), т.е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (Исх. 31:15, 34:21, Лев.19:3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев.23:3), – собирания манны (Исх. 16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (Исх. 16:23), сеяния и жатвы (Исх. 34:21), возжигания огня (Исх. 35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т.е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.
Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (Исх.20:11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (Исх. 31:16–17). По указанию Втор. 5:15, суббота празднуется также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.
Исх.20:12. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц (Притч. 20:20), целых поколений (Иер. 35:18–19, Притч. 1:8, Сир. 3:6–9) и всего народа.
Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами (Еккл. 4:9–12) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство, распадение семьи – признак близкой гибели целого народа (Мих. 7:6 и др.). В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья – залог прочного общества.
Выражение: «да благо ти будет», отсутствующее в еврейском чтении Исх.20:12, но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии (Втор.5:16), имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX.
Исх.20:13. Не убивай.
Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог (Иов. 10:10–12), а потому и отнять ее может только Он один.
Исх.20:14. Не прелюбодействуй.
Под прелюбодеянием разумеется связь женатого мужчины с чужой женой, замужней женщиной, а также замужней женщины с чужим мужчиной (Лев.20:10, Притч. 6:32, Иер. 29:23), и даже невесты с посторонним мужчиной (Ос. 4:13). Оно рассматривается как нарушение брачного союза, почему и идолопоклонство народа еврейского, измена завету с Богом, который представляется под образом союза мужа с женой (Иер. 3:1, Ос. 2:4, 13), называется прелюбодеянием. И так как брачный союз является божественным установлением, то уже в патриархальный период прелюбодеяние считается великим злом, грехом пред Господом.
Исх.20:15. Не кради.
Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого (Быт. 3:19), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего (см. толкование 22 гл.
Исх.20:16. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т.п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор. 19:18), так и клеветой (Пс. 14:2–3, 49:20, Сир. 7:12–13).
Исх.20:17. Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
От запрещения худых дел и слов закон переходит в десятой заповеди к запрещению худых желаний и помышлений, составляющих источник худых дел. В порядке перечисления предметов, на которые воспрещено обращать худые желания и помышления, есть разница между еврейским текстом кн. Исхода и Второзакония (Втор.5:21). В первой редакции заповедь начинается так: «не желай до́ма ближнего твоего», а во второй: «не желай жены искреннего твоего», а потом: «не желай дома ближнего». Какая редакция вернее, сказать трудно. Перенесение слов из одной заповеди в другую немыслимо, а перестановка в одной и той же возможна. Под «домом», пожелание которого запрещается, всего естественнее разуметь дом не только в смысле жилища, но в смысле семьи и всех стяжаний домохозяина, которые затем и перечисляются отдельно, в разъяснение общего понятия «дом».
Исх.20:18. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали.
Исх.20:19. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
Боязнь быть сожженными огнем (Втор. 5:22, 18:16) заставляет евреев отступить от Синая. При возникшей вследствие этого невозможности лично слышать голос Всевышнего народ просит Моисея быть посредником между ним и Богом. Ущерба от этого, как бы говорят евреи, не произойдет никакого: выслушивая повеления Иеговы из уст Моисея, они исполнят их (Втор. 5:24), как будто слышали непосредственно от самого Бога.
Исх.20:20. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
Вызывающие чувство страха явления имеют своею целью не смерть народа, но запечатление в его памяти совершавшегося законодательства, чтобы воспоминание о нем удерживало впоследствии евреев от нарушения заповедей. Страх, вызываемый видом грозного явления и поддерживаемый воспоминанием о нем, проникнет все существо народа и оградит от покушения нарушать завет.
Исх.20:21. И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
Так как не было побуждений ослаблять чувство страха повелением подойти к горе, то народ и остался вдали от нее.
Исх.20:22. И сказал Господь Моисею: так скажи [дому Иаковлеву и возвести] сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам;
Исх.20:23. не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе:
Исх.20:24. сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя;
Исх.20:25. если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их;
Исх.20:26. и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.
С данного стиха начинается изложение законов, возвещенных на Синае одному Моисею и им переданных впоследствии всему народу. К этим законам и относятся слова Втор. 5:5. Первым из таких постановлений является постановление о месте совершения богослужения – жертвеннике. Так как жертвенник назначается для Бога (Исх.20:24–25), то он должен быть сооружен в духе истинного богопочитания, не должен носить и следов язычества. И прежде всего на нем или при нем не могут находиться статуи, – золотые и серебренные идолы, несогласные с верой в единого истинного Бога. Ввиду этого и повторяется вторая заповедь, с указанием основания для запрещения делать кумира: невидимость Бога – «говорил с неба» (Втор. 4:36, Неем. 9:13).
Так как далее евреи подражая язычникам, могли делать на камнях жертвенника изображения и кланяться им (Лев.26:1), то во избежание этого закон требует, чтобы жертвенник был сделан из земли, а если из камней, то непременно из не тесанных (Втор. 27:5 и др., Нав. 8:31, 1Мак. 4:47), так как на них труднее вырезать то или другое изображение. В виду временного отсутствия одного определенного места для совершения богослужения (Втор. 12:5, 11, 21, 14:23, 16:6, 11) жертвенник может быть сооружаем там, где «Господь положит память имени Своего» (Исх.20:24), т.е. там, где Он проявит Свое присутствие15. Только тогда будет угодна Богу приносимая на жертвеннике жертва. И, наконец, как жертва покрывает грехи человека, так должна быть скрываема и нагота, напоминающая о грехе: при жертвеннике не должно быть ступеней, восхождение по которым способствует открытию наготы.
* * *
"Всякое подобие»: евр. «векол темуна», темуна – образ, облик (Втор 4.15, Иов 4.16), являющимися воспроизведением светил небесных («на небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («на земле внизу») и рыб («в воде ниже земли»), (Втор 4.16–19).
3Цар.9:3, – по поселении евреев в Ханаане получил полную силу закон Второзакония об единстве места богослужения, цит. мм.