Источник

Заключение

I. Прошедшая история и надежды на будущее. Взгляды римско-католических историков и публицистов. Обозрение главных факторов успешного развития Римского католицизма в Америке. Принцип отделения церкви и государства. Независимость церковной жизни. Эмиграция. Монашеские ордена. Система католических школ. Статистическая таблица. – II. Слабые стороны Римского католицизма. Отсутствие органической связи с туземным ядром американского народа. Несоответствие Римского католицизма как системы с общественным и государственным смыслом американского народа. Парализующие влияние протестантизма. Государственная школа как антикатолическое агентство и её значение для деморализации католического населения. Попытка основания независимой католической церкви. – Практический вывод из исследования.

I

Представленный процесс столетнего развития Римского католицизма в Соединенных Штатах показывает, что в факторах этого развития заключается достаточно прочный залог его будущих успехов в стране. Сам процесс развития и укрепления представляет такую энергию и быстроту действующих в нем внутренних и внешних причин, что не должен казаться удивительным оптимистический взгляд тех, кто жизненно заинтересован в успехах Римского католицизма в Америке. Католические публицисты и историки лелеют самые светлые, радужные надежды на будущее и торжественно провозглашают и предсказывают, что будущее Америки принадлежит именно Римскому католицизму. «Наблюдатель сто лет тому назад, говорит епископ Спалдинг, при рассматривании религиозного состояния этой страны никак не мог предположить, чтобы вера ничтожной горсти католиков могла иметь будущность в американской республике; между тем теперь много оснований думать, что никакая другая религия не может быть столько уверена в будущности здесь, как католическая. Это наша единственная историческая религия. Вне её существуют взгляды и мнения, но здесь организм, который имеет свои корни глубоко в сокрытых наслоениях минувших веков. Я далек от мысли, что Соединённые Штаты сделаются католическими. Мы живем не в такой век, когда бы нация, как такая, желала сделаться или оставаться католическою; но что я утверждаю, это то, что действительное состояние католицизма в Соединенных Штатах таково, что неизбежно заключение, что этой церкви предопределено быть великим и прочным фактом в этой стране. Трудности, которые ей пришлось преодолеть для того, чтобы обеспечить свое настоящее положение, суть достаточное доказательство её внутренней силы и жизненности, между тем как возрастающая слабость протестантского сектарианизма показывает, что серьезного соперничества она не может ожидать ни от какой другой религиозной веры».838 «Будущее Соединенных Штатов, говорит Геккеръю, принадлежит той религии, которая своим сознательным обладанием истины и обитающим в ней духом божественной любви успеет привести американский народ к единству в своей религиозной вере и деятельности, как он в действительности един в политическом смысле. Было бы крайним отчаянием разума предполагать, что истина не может быть познаваема с уверенностью. Мысль, что существующая рознь в религии будет продолжаться и возрастать навеки, может найти доступ только в низкие умы и удовлетворить только вульгарную душу».839 «Будущее Америки принадлежит нам, говорит католический публицист. Между тем как проповедники сектарных вероучений, в своих усилиях навязать обществу и друг другу свои особенные взгляды, достигли своей вершины и теперь нисходят в глубины нигилизма и утонченного язычества, церковь (католическая) в этой республике наслаждается первобытною жизненностью юности и проявляет беспримерное единодушие в духе и деятельности. В её организации находится громадный запас скрытой силы еще не обнаруженной, рудник умственного богатства, который ждет только искусной руки изыскателя для приведения его на поверхность»,840 «Слава и надежда украшают прекрасную, незатемненную карьеру католичества в Америке, говорит католический историк Муррей. Его прошлая история величава. Его будущее исполнено надежд. Не будет нескромным предсказание, что чрез полустолетие отсюда католическая церковь будет единственно великой религиозной силой, которая крепко будет владеть американской душой. Ученый и честный искатель истины будет с радостью стремиться в её лоно. И таким образом древняя вера, которая покорила, цивилизовала и облагородила грубые народы ранних веков, которая возвысила женщину, спасла Европу от возвращения к варварству, развивала искусство, науку, философию и литературу, воспитывала индивидов, освящала семейство и благословляла общество, – эта вера и только она одна спасет землю Вашингтона и Карроля и озарит путь, который поведет её к славному назначению».841

Представленные выдержки из главных органов католического мнения страны свидетельствуют, что Римский католицизм питает надежды, граничащие с крайним оптимизмом. Если нельзя признать их основательности в полной их мере, то все-таки нельзя отрицать их логический вывод из прошлых исторических данных Римского католицизма в Соединенных Штатах. Эти данные несомненно уполномочивают на признание за ним важных успехов в будущем. Те причины, которые дали ему возможность в одно столетие развиться из ничтожества в величественную церковную организацию, существуют в самом складе жизни страны и как таковые будут долго существовать и в будущем, пока поступательный процесс исторического развития существенно не изменит этого склада или не выдвинет новой силы, которая бы стала в противовес благоприятным Римскому католицизму условиям. До такой радикальной перемены, если только она когда-либо будет иметь место, факторы римско-католического успеха будут продолжать свое действие в благоприятном для него направлении. В продолжении действия этих факторов заключается вся надежда и вся сила Римского католицизма. В предыдущем исследовании подробно показано относительное значение каждого из них, но чтобы представить цельную картину мы сделаем общий обзор этих факторов и их значения в смысле благоприятных для Римского католицизма условий.

Самой общей действовавшей причиной, давшей возможность беспрепятственного развития Римскому католицизму, служит юридический принцип отделения церкви от государства и свободы религиозной совести. Этот принцип имел двоякое значение для него – отрицательное и положительное. В первом отношении он содействовал освобождению Римского католицизма от неблагоприятных условий угнетённого положения, снял с него цепи рабства и дал свободу развития его внутренних сил. Во втором отношении он дал ему положительные преимущества пред другими исповеданиями, так как в силу этого принципа Римский католицизм, не находя никакого препятствия и ограничения со стороны государства, мог свободно выдвинуть на поле действия такие силы, которые дают ему несомненное преимущество пред раздробленным протестантизмом; именно силы своих орденов и централизующей организации. В то время как в Европе протестантизм и протестатизированное государство, сознавая свою несостоятельность пред Римским католицизмом на чисто нравственной почве, прибегают то к Kulturkampf, то к гонению на иезуитов, в Соединенных Штатах такое явление невозможно, и поэтому Римский католицизм беспрепятственно и совершенно свободно ведет свою организующую и пропагандирующую деятельность – на счет противоположной силы – протестантизма, которому осталось только одно сознание своей внутренней слабости и бессильная полемика против наступающей и быстро развивающейся системы.842

Но благоприятные юридические условия были бы сами по себе не действующим фактором, если бы они не встретились с сильной и искусно созданной и поддерживаемой организацией Римского католицизма, которая могла воспользоваться ими для своей цели. Отсюда активной причиной успеха римско-католической церкви в Соединенных Штатах явилась эта именно организация, которая, имея свой центр в папе, как главе церкви, действует в полной зависимости от этого центра и направляет свои организующие силы на тот пункт, где в данный момент чувствуется наибольшая нужда в них. Высшая иерархия находится в полной зависимости от центральной главы церкви, а в её собственном распоряжении находится несвязанное ничем воинство священников и членов монашеских орденов, так что по одному мановению свыше целая армия преданных поборников и служителей Римского католицизма может быть двинута во всякую часть земного шара, где только требуется поддержать интересы системы.843 Такая система дала возможность быстро удовлетворять церковная нужды в Соединенных Штатах, когда громадный наплыв переселенцев требовал необычайного напряжения сил церкви. В этом отношении незаменимую услугу церкви оказали монашеские ордена, которые, как показано было выше, эмигрировали в Америку параллельно с народной эмиграцией.

Главным источником численного возрастания Римского католицизма была европейская эмиграция и без неё он совершенно не мог бы подняться с той ступени незначительности, на которой застало его провозглашение политической независимости страны. Эта причина несомненно не вечно будет действовать с тою же напряженностью, как прежде, но несомненно также, что она еще долго будет служить богатым источником количественной силы Римского католицизма в Америке. «Умножение католиков в Соединенных Штатах, говорит Геккер, было обязано почти всецело европейской эмиграции, и когда уменьшится эмиграция, не прекратится ли прогресс церкви? Число эмигрантов может сократиться сравнительно с прежним, но все-таки по основательным причинам оно будет оставаться большим. Эмиграция будет продолжаться, потому что свобода, которою народ пользуется при республиканских учреждениях, и материальные выгоды, которые страна предлагает поселенцам, особенно в её дешевых и плодородных землях, суть приманка, которые сами по себе достаточны для того, чтобы привлекать большое количество народа к этим берегам. Миллионы эмигрантов, поселившихся в республике как в отечестве, действуют в качестве притягательной силы для их родственников, друзей и прежних соотечественников. Желание избежать почти невыносимого бремени военной службы при насильственной вербовке, причиняемой частыми войнами и опасностями от соперничающих национальностей, грозно висящими над политическим горизонтом Европы, будет пригонять большое количество молодых и здоровых людей в страну, которая не имеет армии и географическое положение которой делает её свободною от всякой опасности, угрожающей её миру. Последнею и не меньшею причиною в этом отношении являются религиозные преследования; они посылают громадное количество народа, особенно благодаря князю Бисмарку, в страну религиозной терпимости. В силу этих и других причин, из Ирландии, Германии и других стран Европы будет стремиться в Соединенные Штаты постоянный поток переселенцев. А так как три пятых европейского населения содержат католическую веру, то католическая церковь в Соединенных Штатах может рассчитывать, по крайней мере относительно, на свою долю в будущих переселенцах».844

Другой источник численной силы, именно обращение из протестантизма, не получил еще надлежащего развития и не имеет важного количественного значения. Но ему при данных обстоятельствах несомненно предстоит важная роль в будущем, если только он не будет парализован другой силой, которой еще не имеется на лицо в данное время. Брожение американского религиозного моря не прекратится, пока существует основной протестантский принцип, лежащий в его основе, и постоянно будет высылать неутомимых искателей религиозной истины, которые и будут находить успокоение в римско-католической церкви, как представляющей наиболее устойчивый принцип в сравнении с бродячим протестантизмом.

Кроме источников численного возрастания, важным элементом крепости римско-католической церкви, служит её громадная собственность и большие материальные средства. Благодаря им она содержит свои церкви и монастыри, воспитательные и благотворительные заведения таким способом, который делает её независимою от всякой другой внешней силы, кроме её собственных внутренних интересов и потребностей, что поставляет её в более выгодное положение, чем протестантские исповедания и общины, которые в этом отношении, не имея прочного принципа, вполне зависят от случайных внешних условий и часто капризов системы трюстеизма. Искусным употреблением политического и общественного влияния, связанного с её богатством, численностью и централизованной организацией, она имеет возможность занимать высшие общественные и политические посты своими приверженцами и устранять от них тех, которые противодействуют ей. Как везде, Римский католицизм в Соединенных Штатах далеко не чужд употребления политических средств для достижения своих целей.845

Наконец, важнейшим источником силы Римского католицизма служит его система строго-католического воспитания и образования. Сеть её раскинута по всей стране и она служит не только средством предохранения католического населения от протестантского влияния, но и активным агентством прозелитизма. Это значение школьной системы вполне сознается самою церковью, которая поэтому не жалеет ни каких усилий для её поддержания и развития. Протестантизированное государство со своей стороны сознает, каким орудием Римский католицизм владеет в собственной школьной системе, и потому в этой области оно становится в оппозицию с римско-католическою церковью более чем во всех других отношениях. Борьба между Римским католицизмом и государством из-за школьного вопроса продолжается до настоящего времени, и неизвестно, чем она кончится. Но достоверно то, что если государство со временем уступит и удовлетворит требования римско-католической церкви, то последняя получить новый фактор для своего поступательного развития и укрепления в Соединенных Штатах.

Совокупность этих причин и факторов произвела тот быстрый процесс развития и усиления Римского католицизма в Соединенных Штатах, который представлен нами в этом исследовании. Чтобы яснее изобразить этот процесс, предлагаем статистическую таблицу, изображающую постепенность возрастания римско-католической церкви со времени провозглашения американской независимости в 1776 г. по настоящее время.846


Годы 1776 1790 1800 1810 1820 1830 1840 1850 1860 1876 1880
Архиепископы 1 1 1 1 6 7 10 14
Епископы 1 2 5 6 9 16 27 42 55
Диоцезы и викариатства 1 1 5 6 11 16 27 43†3 68 69
Священники 23 34 50 70 150 232 482 1,800 2,235 5,074 6,402
Церкви 80 110 230 454 1,100 2,385 5,046 5,856
Миссионерские станции и часовни 358 505 1,128 1,482 2,684
Церковно-учебные заведения 1 2 3 9 13 29 30 28
Коллегии 2 3 5 6 9 17 34 63 79
Женские академии. 1 3 20 47 91 212 400 511
Приходские шк. 2,389
Собственность в долларах 9.256,753 26.744,119 60.985,556 за 1870 г. 100.000,000
Монашеские орд. 4 6 7 11 15 17 19 32 38 71
Католическое население 25,000 30,000 100,000 150,000 300,000 500,000 1.500,000 3.500,000 4.500,000 6.500,000 7.000,000
Все население страны 3.000,000 3.200,000 5.300,000 7.200,000 9.600,000 13.000,000 17,000,000 23.200,000 31.500,000 45.000,000 50.152,866
Часть, составляемая католиками в общем населен. 1/120 1/107 1/53 1/48 1/32 1/26 1/11 1/7 1/7 1/7 1/7

II

Если бы Римский католицизм в Соединенных Штатах имел только те сильные стороны, которые представлены нами, то оптимистические надежды католических публицистов, что ему именно принадлежит будущее североамериканской республики, имели бы для себя прочные основания в действительности. Но он вместе с сильными сторонами имеет и слабые, которые парализуют его усилия прочнее основаться на американской почве.

Самою слабою его стороною служит та, которая вместе с тем является главным источником его силы, именно эмиграция. Численная сила его и величие создано было почти исключительно европейской эмиграцией, и на неё римско-католическая церковь смотрит, как на главный источник своего возрастания и в будущем. Но в этом-то именно источнике заключается самый слабый элемент её. Составившись по преимуществу из переселенцев, сама римско-католическая церковь в Америке является пришлою, не выросшею на американской почве, а занесенною из Европы. Это отнимает у неё один из существенных элементов, необходимых для крепкого органического развития, именно туземное чувство привязанности к стране и её учреждениям. Масса католического населения представляет собою разнообразные группы национальностей, которые в большинстве не успели ориентироваться на американской почве и живут преданиями своих прежних отечеств. Так как эти предания больше соответствуют Римскому католицизму, чем государственным целям страны, то отсюда естественно возникает противоречие между туземным американским народом, воплотившим свой государственный смысл в существующих учреждениях, и римско-католическим населением, в большинстве не признающим или не понимающим этих учреждений. Это противоречие постоянно дает о себе знать в продолжении всей истории Римского католицизма в Соединенных Штатах, и если в силу принципа отделения церкви и государства не выразилось в открытых репрессивных мерах со стороны государства, то все-таки со стороны как государства, так и общества идет почти непрерывная агитация против Римского католицизма, то в виде различных постановлений, имеющих в виду насильственное введение в нем несочувственных ему учреждений (трюстеизм, обязательное обучение), то в открытых восстаниях туземной народной массы против пришельцев-католиков («туземщина» и «ничего-незнайки»). Сознание этого противоречия привело к опасению, что Римский католицизм имеет в виду уничтожение республиканских учреждений страны и во всяком случае несовместим с ними. Опасение это крепко засело в сознании американского народа и оно выражается при всяком более или менее выдающемся общественном или политическом событии. При прошлогодних выборах мэра для Нью-Йорка это чувство сказалось с особенною силою, когда громадные митинги собирались для открытого протеста против назначенного кандидата, по общему сознанию достойного гражданина, но вместе с тем известного своею католическою ревностью. Общественная оппозиция католицизму выражается и в литературе, и тут ожесточенность против него доходит до таких пределов, что в пылу полемического задора забывается и история, и явная несообразность средства с целью. Антикатолическая литература в Соединенных Штатах весьма обширна. Против Римского католицизма выступают с памфлетами и полемикой не только протестантские богословы, но обыкновенные общественные деятели, государственные люди, романисты и неверующие профессоры.847 Все это явно свидетельствуете, что римско-католическая церковь есть чуждое для американского народа учреждение и не успела еще достаточно примирить с собою американского республиканского сознания. Она как иноземная армия живет в Америке своею особою жизнью, как государство среди государства, управляется иноземною властью и состоит из иноземных членов. В этом её органическая слабость и она вследствие этого не имеет и долго еще в будущем не будет иметь той прочности положения в стране, которая возможна только при полной акклиматизации её на американской почве и при соответствии её начал с началами и духом американских республиканских учреждений. Так как в последнем отношении начала её строгой централизации находятся в явном противоречии с духом американского общественно-политического склада, то полное отождествление или примирение её с национальным идеалом американского народа представляется совершенно немыслимым и оно может быть осуществлено только под условием уступки с той или другой стороны. Но предположить эту уступку со стороны американского общества и государства значило бы предположить возможность отречения их от своей внутренней сущности, выработанной историей и органическим развитием внутреннего народного характера, что очевидная невозможность. С другой стороны предположить уступку со стороны Римского католицизма в пользу духа американского народа значило бы предположить другую невозможность, так как с уступкой национальному характеру Римский католицизм теряет свой существенный характер как стереотипной, централизованной системы и становится национальною церковью, для которой строгий папизм не имеет другого названия кроме схизмы.848 Таким образом противоречие лежит в самом существе систем Римского католицизма и американского общественно-политического склада и оно навсегда будет служить непреодолимым препятствием к осуществлению радужных надежд католических публицистов. Таким противоречием несомненно объясняется и тот факт, что при усилившемся после междоусобной войны процессе национальной централизации и его несомненном значении для религиозной централизации, римско-католическая церковь не может извлечь из этого процесса всей пользы, какая представляется самим его существом. Народ ищет крепкой единой церкви, которая бы вполне соответствовала его единому сильному народному организму, и на первый взгляд как будто находит её в Римском католицизме; но в тоже время он тотчас же сознает разницу между системами самой централизации. Народ ищет независимой, органической, внутренней централизации, а Римский католицизм представляет собой чуждую для него организацию, имеющую свой движущий центр вне его страны. Это противоречие парализует движение в пользу Римского католицизма и им объясняется тот факт, что обращения в римско-католическую церковь далеко не так велики, как бы они могли быть при условии совпадения церкви с духом национального идеала.849

В силу изложенного несоответствия Римского католицизма с началами национального идеала американского народа, римско-католическая церковь не имеет более или менее прочной опоры в борьбе с протестантизмом. Последний по своему принципу и фактической раздробленности не выдерживает сравнения с Римским католицизмом как догматическою системой и единым сильным организмом; но он в тоже время находит сильную опору в своем большем соответствии с национальным складом жизни. Благодаря этому он ближе стоит к государству и придает последнему протестантский характер. Вследствие этого протестантизм мог заключить с государством некоторого рода союз для противодействия Римскому католицизму. Первый враждебно относится к нему как к противоположной церковной системе, а второе относится к нему не менее враждебно как к противоположной политической системе, одушевленной враждебным ему духом. Отсюда они соединенными усилиями противодействуют враждебной системе, и Римскому католицизму во многих отношениях приходится вступить в борьбу не только с протестантизмом как религиозным учением, как бы это должно было быть при господстве принципа отделения церкви от государства, но и с самим государством, которое признает государственными такие учреждения, которые по своей сущности суть учреждения протестантские. Главным учреждением этого рода, служить система общественных школ (Public school system). Главною целью этой системы по-видимому служит осуществление основного принципа государства, именно принципа религиозной равноправности всех исповеданий и сект, без предпочтения одного какого-либо на счет других, для достижения которой школа подверглась секуляризации, с удержанием самых общих форм религиозного элемента. Но такой секуляризацией государство только открыто стало на сторону протестантизма, который удовлетворяется общими формами религиозности, и тем самым направило самое могущественное орудие в деле образования нравственно-религиозного и умственного склада народа против Римского католицизма, который считает такую школу не только недостаточною для себя, но и прямо вредною. Отсюда открытая борьба римско-католической церкви с государством из-за системы народного образования, и она естественно не способствует упрочению её на американской почве. В своей оппозиции принятой государством системе народного образования римско-католическая церковь несомненно имеет серьезные основания, так как эта система, не смотря на свой «несектарный» характер, в сущности протестантская и вся постановка школьного обучения, как независимого от непосредственного руководства церкви, проникнута протестантским характером. Вследствие этого она служит могущественным орудием протестантизма в борьбе с римским католицизмом. Дети католических родителей, пройдя эту школу, теряют специфический характер католической религиозности и становятся или индифферентными к католической системе, или вполне протестантами.

Опираясь на свои преимущества как туземной американской системы и как ближе стоящей к основным началам общественно-государственной жизни страны, протестантизм мог не только пассивно противодействовать Римскому католицизму, но и делать приобретения на его счет. Приобретения эти особенно значительны были, когда Римский католицизм не представлял еще собою сильной организации, которая могла бы сдерживать в церкви массу наплывавшего из Европы католического населения. Когда в тридцатых и сороковых годах хлынула в Америку ирландская эмиграция, то наличные средства римско-католической церкви оказались недостаточными для неожиданно-возникшей потребности и массы переселенцев оставались вне фактической организации церкви. Многие из них естественно поэтому затеривались среди протестантского населения и поддавались влиянию протестантизма, тем более что религиозное влияние находило сильную поддержку в то время в общественном мнении.850 Потери эти были весьма значительны. Римско-католический епископ Ингленд, представляя в 1836 году в Congregatio de propaganda fide отчет о римско-католической эмиграции, прибывающей в Соединенные Штаты, высказывал свое сожаление о великих потерях для церкви из этой эмиграции. «Если я говорю, пишет он, на основании приведенных данных, что мы должны бы, при отсутствии потери, иметь пять миллионов католиков в Соединенных Штатах, а на самом деле мы имеем менее полутора миллиона, то наша потеря должна быть по меньшей мере в три миллиона и три четверти; и лица таким образом потерянные находятся среди различных сект в количестве три раза большем всего католического населения страны».851 Расчет этот несомненно преувеличен, но само преувеличение свидетельствует о действительно серьезных потерях. О таких же потерях свидетельствуют и другие католические прелаты. Когда в 1851 году в Соединенные Штаты прибыл ирландский ученый-католик Муллен для исследования религиозного состояния ирландских эмигрантов, то епископ Рейнольдс говорил ему: «Вы сослужите религии (католической) великую службу, если по возвращении в Ирландию будете ходить от прихода к приходу и говорить народу, чтобы он не губил своих бессмертных душ переселением сюда».852 Архиепископ Юис также говорил ему: «Народ в Ирландии не вполне понимает положение эмигрантов здесь тысячи из них затериваются в больших городах, и даже в деревнях (in the country) вера вымерла во множестве».853 По сведениям добытым самим Мулленом, католическая церковь чрез эмиграцию потеряла до двух миллионов душ.854 В 1853 году римско-католический пастор в Пенсильвании Рирдон (Reardon) писал своему другу в Англии касательно ирландских эмигрантов: «Они стремятся почти к верной погибели для своих душ, между тем как их материальное положение лишь немного улучшается. Ради любви Иисусовой старайтесь удерживать свой народ дома, ибо со всяким лицом, которое вы удержите, вы вырываете душу из ада».855 Если уже самый преданный Римскому католицизму народ-ирландцы во множестве погибают для церкви по переселении в Америку, то это еще с большею силою надо сказать о немецких католиках. Они скоро поддаются протестантскому влиянию и оставляют Римский католицизм. Архиепископ Пурцель, в Цинциннати, открыто жаловался, что «католическая церковь теряет сотни немецких членов, которые предпочитают протестантское проповедничество на немецком языке католическому проповедничеству на английском и которые притом желают принадлежать к большему количеству обществ, чем позволяет церковь».856 В 1850 году вследствие этого уже были целые приходы, составившиеся исключительно из обращенцев из Римского католицизма, которые имели своими проповедниками лютеранских, пресвитерианских, баптистских, методистских и других пасторов.857

Протестантизм своим влиянием вторгается во внутреннюю организацию римско-католической церкви и подтачивает её основы. Мы видели, как это протестантское влияние выразилось в трюстеизме и сколько усилий римско-католическая церковь должна была употребить для его подавления. Но он и в настоящее время еще не вполне подавлен и как известно даже юридически поддерживается в некоторых штатах, напр. в Массачусетсе. И вообще протестантизированное государство неохотно склоняется к признанию за Римским католицизмом полноправия на управление его церковною собственностью согласно его собственным канонам и напротив поддерживает протестантскую систему приходского самоуправления, дающего пищу трюстеизму. До полного признания со стороны государства прав Римского католицизма на самоуправление в деле имущества, трюстеизм будет постоянно угрожать организации церкви и отнимать у неё много напрасных усилий.

Протестантизированная система школьного образования, не смотря на все усилий Римского католицизма противодействовать ей заведением специально-католических школ, продолжает свое протестантизирующее влияние на католическое население. Многие из последнего, благодаря своей бедности, не могут нести двойного налога (на содержание государственных школ и на содержание католических школ) и потому по необходимости отдают своих детей в секуляризованные школы государства. Результатом этого бывают не только частные отпадения в протестантизм,858 но развивается индифферентизм, который подготовляет почву к восприятию и распространению протестантских идей. Несомненно в зависимости от такого влияния протестантской школы находится тот факт, что в последнее время чаще стали появляться попытки реформаторских движений в среде католического населения и чаще выступают проповедники «независимой католической церкви». Правда, попытки этого рода пока еще оказываются неудачными и не представляют ручательства на успешное развитие, но сам факт их появления указывает на существование более или менее пригодной для них почвы.859

Наконец элементом слабости Римского католицизма служит тот факт, что римско-католическое население, состоя по преимуществу из низших классов и массы переселенцев, далеко не выдерживает сравнения с протестантским населением в отношении общего развития и образования. Секуляризованная государственная школа, которая по своей системе не признается католиками, но которою свободно пользуются протестанты всех исповеданий, в образовательном отношении стоит высоко. Направляя все свои усилия к высшему умственному развитию, она, если и грешит односторонностью, то в достижении своей прямой цели действует с большим успехом, и благодаря ей вырабатывается тот сравнительно не высокий, но общий уровень умственного развития, который в отношении практического образования и смысла ставит американцев выше всех других народов мира. Католики между тем не могут пользоваться такою школою, и если усилия их в заведении собственных школ остаются не бесплодными, то эти школы все-таки не могут равняться с государственными. Поэтому католическое население в общей массе стоит гораздо ниже протестантского,860 и этим самым отнимается у Римского католицизма значительная часть его влияния, так как от низшей степени умственного развития его последователей заключение переносится на саму систему, как враждебную умственному прогрессу.

Таким образом из изложенного видно, что если Римский католицизм имеет много преимуществ пред протестантизмом как крепкая, исторически выработавшаяся, догматически-принципиальная система, которая дала ему возможность проложить для себя блистательный путь столетнего исторического развития в Соединенных Штатах, то в тоже время он имеет и свои слабые стороны, которые парализуют вполне успешное действие системы и дают протестантизму выгоды, которых он не мог бы иметь по своему существу, при столкновении с другой системой, исторически крепкой и великой, но не имеющей недостатков Римского католицизма.

* * *

Изложенным исчерпывается сущность нашего предмета. Если исследование должно всегда завершатся практическим выводом, то он может состоять в следующем: историческая жизнь Римского католицизма в Соединенных Штатах представляет много данных, которые подсказывают надежду на возможность успеха на американской почве такой церкви, которая, имея все историческое величие, силу церковной организации и целостность догматической системы, ставящей Римский католицизм выше протестантизма, в тоже время чужда слабых сторон, парализующих вполне успешное действие римско-католической церкви на американской почве. Мы разумеем святую Православную Кафолическую Церковь. По нашему глубокому убеждению, общественно-религиозная жизнь американского народа представляет много данных, на которые Православная Церковь может опереться с гораздо большею уверенностью и надеждой, чем Римский католицизм, как это мы и старались показать во введении.

Конец

* * *

838

Spalding, The religions Mission of the Irish people, pp. 58, 59, 60, 61, – извлечения. New-York, 1880.

839

Hecker, The Catholic Church in the U. States, p. 22, New-York 1880.

840

Catholic World, Vol. XXIII, p. 592, ст. The next Phase of Catholicity in the United States. Август, 1876.

841

Murray, History of the Catholic Church in the U. S. pp. 537, 588. «He будет дерзостью провидения предсказать, говорит католический публицист, что прогресс церкви в этой стране в будущем должен быть быстрее чем прежде, и что быть может не далек век, когда этот обширный «континент Марии» будет одним сердцем и под одним именем повиноваться священной невесте сына Марии». Catholic World. Vol. IV, p. 460, ст. The Philosophy of Conversion.

842

Когда с 40-х и 50-х годов Римский католицизм особенно быстро стал расти и развиваться, то протестантизм пришел в ужас и начал ожесточенную полемику против него в литературе и особенно с проповеднической кафедры. Вся проповедническая литература того периода и даже до последнего времени носит крайний антикатолический характер и проповедники изощряются в подыскании наивозможно унизительных для римско-католической церкви названий, в роде «человека греха», «синагоги сатаны» и т. п. См. Mattison, Romanism, p. 4, 5. Barnum, Romanism, p. 700.

843

Barnum, Romanism as it is, p. 695.

844

Hecker, Catholic Church in the U. S. p. 19.

845

Ср. Barnum, Romanism, p. 696.

846

Таблица составлена на основании следующих источников: Murray, History, статист. таблицы на стр. 316, 384 и 416. Hecker, Catholic Church, стат. таблица на стр. 18. Sadlier, Catholic Directory за 1881 г. ст. таблица на стр. 25. Catholic World, Vol. XXII, стр. 709, 710 и др.

847

Известное сочинение Дрэпера «The Conflicts of Science and Religion» есть не что иное, как памфлет, направленный против Римского католицизма.

848

До какой степени Римский католицизм нетерпим к национальной тенденции в церкви, видно из того факта, что курия усмотрела схизматическую тенденцию даже в одном названии «национальный», которое предполагалось дать второму Балтиморскому собору. Catholic World, Vol. VII, р, 619.

849

Католические публицисты сознают противоречие римско-католической системы с основными началами общественно-политической жизни американского народа и все вытекающие отсюда невыгоды для церкви, и потому с особенною настойчивостью стараются сгладить это противоречие, доказывая даже, что римско-католическая система, как во всей церковной организации, так и в строе монашеских орденов, есть образец республиканизма и демократического самоуправления. Но такие усилия еще яснее обнаруживают действительный характер системы. См. Hecker, The Catholic Church, pp. 8–18. Catholic World Vol. XXIII ст. Church and Liberty. Murray History, Ch. III; Catholic World, Vol. IV, ст. The Church and Monarchy и пр.

850

Еще в 40-х годах общественно-протестантское мнение было так сильно и исключительно, что менее смелые католики не имели мужества признаваться в своей принадлежности к римско-католической церкви из опасения потерять общественное уважение. Устное сообщение старожила-католика, артиста живописи Mr. Carter, в Нью-Йорке.

851

National Magazine, Vol. VI, p. 565. Mattison, Romanism, p. 77.

852

Barnum, Romanism as it is, p . 673.

853

Barnum, Romanism, р. 673, Mattison, Romanism, p, 79.

854

В «The American and Foreign Christian Union» за август 1852 года напечатано было следующее извлечение из отчета Муллена: Католические эмигранты из Ирландии 1835–1844 = 800,000, 1844–1852 = 1.200,000, из друг стран = 250,000. Американск. католическое население свыше 12 лет. возр. в 1840 = 1.200,000. Прирост посредством рождения = 500,000. Число обращенцев = 20,000. Число католиков должно бы быть 3.970,000. на самом деле 1.960,000. Количество потерянных Римским католицизмом в Соединенных Штатах лиц 1.990,000.

855

Mattison, Romanism. p. 79.

856

Barnum; Romanism, p. 673, 674.

857

Barnum, Romanism, p. 674.

858

Маттисон с удовольствием замечает, что «ежегодно до двух тысяч романистов обращаются к лучшей вере», Romanism, p. 74.

859

В 1879 году в Нью-Йорке сразу образовались две «независимых католических церкви», из которых одна просуществовала только три месяца и оказалась спекуляторской проделкой (См. Церк. Вестник 1880 г. № 22 и 23 в наших Американских заметках»), а другая существует до настоящего времени и в лице своего пастора католического ex-священника Джемса О́Коннора ведет довольно заметную агитацию. Нам много раз приходилось бывать в его церкви и слушать его проповеди, направленные против Римского католицизма. Слушателей обыкновенно набирается до 1000 человек, которые восторженно аплодируют ему в патетических местах и многие из них относятся к нему с горячим сочувствием, щедро помогая деньгами. Нам случалось видеть, как О́Коннор в один вечер после своей проповеди собирал со своих слушателей до 100 долларов на нужды церкви. В нынешнем году он издал «Первый годичный отчет независимой католической церкви», из которого видно, что в течении года он «принял в свою церковь более 300 лиц, которые заявили обращение из римско-католической церкви», См. First Annual Report of the Independent Catholic Church, New-York, 1881, p. 3. Менее удачно идет дело у его другого сотрудника «епископа» Мак-Намары, Недавно после антикатолической проповеди в Гартфорде, в штате Коннектикут, при выходе из зала его встретила многочисленная толпа католиков, которые после свистков и словесных оскорблений взялись за камни, так что «епископ» только под прикрытием полиции мог благополучно добраться до своего отеля, потерпев только несерьезные ушибы и порчу шляпы, сбитой камнем. Телеграмма в N. Y. Herald от 2 апреля 1881 года.

860

В этом сознаются сами католики. «Должно признаться, говорит католический публицист, что в отношении человеческого знания католики в Соединенных Штатах в общей массе стоят позади своих некатолических сограждан. Мы признаем эту отсталость и можем удовлетворительно объяснить её причины». Catholic World, Vol. XXIII, р. 584.


Источник: Римский католицизм в Америке : Исслед. о соврем. состоянии и причинах быстрого роста римско-катол. церкви в Соедин. Штатах Сев. Америки / Соч. А. Лопухина. - Санкт-Петербург : тип. С. Добродеева, 1881. - [9], VI, 440 с.

Комментарии для сайта Cackle