Бажанов В. Б.
Бажанов Вас. Борис., протопресвитер. Сын диакона тульской епархии, родился в 1800 г., образование получил в тульской семинарии и петербургской духовной академии. По окончании академического курса в 1823 г., со степенью магистра, оставлен в академии баккалавром немецкого языка. В 1826 году рукоположен во священники к церкви 2-го кадетского корпуса, где стал и законоучителем. В 1827 г. приглашен законоучителем в петербургский университет и вместе с тем преподавал закон Божий в благородном пансионе, существовавшем при университете, а по открытии педагогического института стал преподавать закон Божий и в институте. В 1835 г. был приглашен преподавать закон Божий наследнику, и вскоре сделался преподавателем этого предмета у всего царского семейства, а затем, с 1849 г., несмотря на противодействие тогдашнего обер-прокурора Св. Синода, графа Пратасова, и духовником царствующего дома. Двери царского дома открыла о. Бажанову, кроме популярности его лекций в университете, случайная встреча с императором Николаем I, когда государь в феврале 1834 г. посетил урок Бажанова по закону Божию в первой гимназии, переименованной из благородного университетского пансиона. Государю понравилась смелость и прямота обхождения законоучителя. В 1835 г. государь посетил урок о. Бажанова в гимназии вторично, и вскоре вслед за тем и последовало назначение о. Бажанова в законоучители к наследнику. Преподавание в царском семействе о. Бажанов вел по указанию искреннего религиозного убеждения, не придерживаясь вовсе сухих программ и стараясь развить в своих августейших слушателях и слушательницах религиозное чувство и чувство нравственного христианского долга. Ввиду этого о. Бажанова, наряду с Жуковским и Арсеньевым, причисляют к тем лицам, которые дали в Бозе почивающему Царю-Освободителю «первые импульсы освободительных стремлений его». Будучи духовником и обладая знанием немецкого языка, о. Бажанов приготовлял к принятию православия немецких принцесс, вступавших в замужество за лиц российского дома. С 1836 г. о. Бажанов оставил университет. Первое печатное произведение о. Бажанова появилось в 1825 г. в Спб., его слово в день Знамения Божией Матери, сказанное в Александро-Невской лавре. Затем слова, речи и поучения печатались в «Христианском Чтении» с 1828 г. Отдельными изданиями, кроме упомянутого слова, вышли следующие сочинения о. Бажанова: «Речи к воспитанникам университетского пансиона и первой петербургской гимназии», Спб., 1834 г.; «Слова и речи», Спб., 5е изд., в 2-х книгах, 1863 и 1867 гг.;» «Нравоучительные повести для детей», Спб., 13-е изд. – 1889 г.; «Пища для ума и сердца, или собрание христианских размышлений», переводная работа, в 2-х частях, Спб., 3-е издание – 1889 г.; «Об обязанностях христианина», Спб., 7-е изд – 1899 г.; «Воин-христианин», Спб., 1861 г., 5-е изд. – 1889 г.; «Примеры благочестия из житий святых», Спб., 8-ф изд. – 1896 г.; «О религии: о религии естественной, о недостаточности ее, об откровении и о христианской религии», Спб. изд. 2-е – 1892 г.; «Притчи, выбранные из Круммахера», Спб., 10-е изд. 1889 г.; «Сокровище духовное, от мира собираемое. Из творений св. Тихона, епископа Воронежского», Спб. 1889 г.; «О вере и жизни христианской», Спб., 7-е изд. 1891 г.; «Воскресный день», Спб., 5-е изд. – 1889 г. Кроме того, отдельными брошюрами были издаваемы поучения и речи, печатавшиеся в «Христианском Чтении». За книгу «О вере и жизни христианской» Св. Синод удостоил о. Бажанова степени доктора богословия. Однако в качестве богослова и писателя о. Бажанов имеет значение лишь как популяризатор богословского учения и как составитель общедоступных статеек назидательного характера, которые и имели наибольший успех из всех его творений. Богословско-литературная его деятельность обращает на себя внимание в одном отношении, именно, что он для распространения христианских нравственных истин обращался к беллетристическом форме: таковы его «Нравственные повести для детей». Вместе с назначением духовником о. Бажанов получил титул протопресвитера и должность члена св. синода, управляющего придворным духовенством и обер-священником главного штаба и гвардейского, и гренадерского духовенства. Скончался он 31 июля 1883 г. и погребен в Александро-невской лавре. Некрологи его появились в свое время во многих петербургских изданиях, в том числе и в «Страннике» 1883 г. № 8. Автобиография его и портрет помещены в «Историческом Вестнике» 1883 г. № 12. Литература о нем довольно подробно указана в «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых», Венгерова.
С. Рункевич