Источник

Аскоченский В. И.

Аскоченский Виктор Ипат. – известный в свое время духовный публицист. Личность его представляет значительный интерес в психологическом и общественном отношении. Это был человек, который, обладая сильной волей и не менее сильным талантом, умел крепко держать знамя своего убеждения вопреки всяким изменчивым веяниям погоды, умел «служить и не картавить», по его любимому выражению. Родом из Воронежской губернии (род. 1 окт. 1812 г.), он прошел всю суровую школу старого духовного воспитания, умевшего закалять природное мужество духа и тела, и закончил свое образование в Киевской духовной академии в 1837 году, из которой вышел со степенью магистра. Академия оценила в своем питомце дарования, и он оставлен был при ней, где и преподавал патрологию. Преподавательство это, сроднив его еще более с академией, дало ему такое знание Св. Писания и отеческих творений, каким немногие могут похвалиться у нас на Руси. После он по некоторым обстоятельствам и соображениям оставил академическую службу; но всю жизнь с особенным вниманием следил за научными проявлениями в ней и, как дань своего благодарного уважения к ней, посвятил ей два своих серьезных исторических произведения: «Киев с древнейшим его училищем-академиею» изд. в 2-х томах в 1856 году и «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г.», изд. в С.-Петербурге в 1863 году в 1 томе. Оба эти произведения, несомненно, имеют важное значение в качестве материала для истории духовного просвещения в западной России. К области же исторических его трудов относится сочинение под заглавием: «Краткое начертание истории русской литературы», изданное им в 1846 году и посвященное Киевскому гражданскому губернатору Фундуклею. Сочинение это, несмотря на свою краткость (146 страниц), представляет довольно компактный обзор главных фазисов исторического развития русской литературы и изобилует меткими характеристиками как духовных, так и светских писателей, и их произведений почти вплоть до самого года издания книги. Но не эти произведения доставили В. И. А-му известность, которою он пользовался до последнего времени, и не в них он выразил всю характерную суть своего своеобразного писательского таланта. Известность своему имени он приобрел своею публицистической и издательской деятельностью.

Начало публицистической деятельности его относится ко второй половине 50-х годов. Это было смутное время на Руси. Только что потерпев поражение в крымской кампании, русское общество вместо того, чтобы обратится внутрь себя (как оно сделало это после) и там поискать нравственно и физически укрепляющих начал, всецело бросилось в объятия так называемой западной цивилизации, и тем довершило свое физическое поражение нравственным. Наши западные «доброжелатели» как нельзя более обрадовались этому и поспешили наводнить «новооглашенное» общество всей премудростью своих начал общественных, научных, литературных и т. п., и притом большей частью не в серьезном их виде, а в том, который вырабатывается на заднем дворе храма науки различными непризнанными, и не задумывающимися глашатаями разных «последних слов» quasi-научного знания. Русское общество захлебывалось от удовольствия предложенных ему брашен со стола западной цивилизации, и не замечало, какое зло вносило оно вместе с ними в свой организм. Зло скоро дало себя знать. Началось брожение, стали являться глашатаи «нового времени», которые дерзко стали насмехаться над освященною веками стариною и складом истой русской жизни, явились отрицатели установившихся нравственных ни семейных начал, отрицатели церкви и религии... Благомыслящие русские люди содрогались при виде всего этого, и старались по мере сил противодействовать быстро развивавшемуся злу. В это же время выступил на поприще литературно-публицистической деятельности Виктор Ипатьевич. Его истый Киево-русский дух возмущался окружавшими его явлениями беспринципного отрицания, он порешил всю жизнь свою положить на борьбу с ним. И не изменил этой решимости. Первым его литературно публицистическим трудом, направленным против разливавшегося зла, был его дидактический роман под заглавием: «Асмодей нашего времени», вышедший под загадочным псевдонимом В. Кочки-Сохрана (1857 г.). Что касается художественной стороны романа, то в пользу его не говорит уже самый дидактический или, вернее, тенденциозный его характер, так как тенденциозность всегда обратно пропорциональна художественности, и сам автор, очевидно, не во внешней стороне романа полагал всю суть и значение его. Но зато тем ярче выступает в нем его дидактическая, нравоучительная сторона: автор пересыпает его множеством нравоучительных сентенций и часто одушевленных размышлений о том или другом действии или положении своих героев. Главный герой этого романа некто Пустовцев. Отец его, воспитанный в правилах XVIII века, ревностный поклонник французских энциклопедистов, передал и сыну своему неуважение ко всему, что считалось на Руси святым и неприкосновенным. Труня и издеваясь над кротким благочестием и простосердечной молитвой своей жены, он перелил и в сына то же кощунственное направление, уронив во мнении ребенка достоинство его матери и пустив во всю ширину юной души корень зла и растления. Понятны последствия такого воспитания. Из молодого Пустовцева вышел тот безнравственный, холодный эгоист, который, отрицая нравственность, религию и т. н. «предрассудки», свою личность сделал своим кумиром и в жертву своему идолу готов был приносить честь и жизнь всех окружающих его людей. Одним словом, это тот много раз после повторявшийся в русской литературе тип, наиболее талантливо нарисованным представителем которого является тургеневский герой Базаров. Это был нарождавшийся у нас тогда тип язычника, который, беспрепятственно развиваясь, выродился, наконец, в полное одичание в виде позднейшего нигилизма, с которым впоследствии приходилось серьезно считаться правительству и обществу. Личная особенность героя романа В. И. Аскоченского состоит в том, что он является едва ли не первым литературным представителем того типа развивателей- обольстителей, который после много раз повторялся и в жизни, и в литературе. Развив, т. е. лишив нравственных и религиозных начал, девичьей стыдливости и скромности, невинную девушку, Пустовцев затем принес ее в жертву своему животному сладострастию и безвременно свел в могилу. Сам кончил самоубийством. Таков в общих чертах роман покойного. В нем нельзя не признать меткой наблюдательности и тонкого чутья по особенностям общественных явлений тогдашнего времени. Кроме того, в романе рассыпано множество остроумных замечаний, преисполненных того юмора и сарказма, которыми он после блистал в своем журнале, а также лирических излияний чувств и мыслей.

Рассмотренный роман был только пробой пера В. Ипатьевича на том поприще литературной деятельности, с которой неразрывно связывается его имя. Роман его не произвел желаемого действия и только дал знать его автору, что не в области художества, хотя бы и дидактического, суждено развернуться во всей силе его таланту; его натура звала его на более открытую борьбу с разлившимся злом неверия и отрицания. И он выступил на поприще этой борьбы с своим известным журналом «Домашней Беседой». Первый выпуск его вышел в свет в июле 1858 года в форме народного листка, с простонародным языком и простонародною дешевизною 5 коп. за выпуск. Но уже и здесь в простонародной речи звучали ноты того полемического сарказма, которым отличался покойный. Издание нашло сочувствие и стало быстро расходиться. Это ободрило издателя, и он в следующем 1859 году начал уже издание «Домашней Беседы» в большом формате, с более обширной программой и заговорил уже не простонародным, а чистым литературным языком, которым он владел с редкой легкостью и силой. С 20 выпуска 1860 года появился у него отдел под известным заглавием «Блёстки и изгарь», и с того времени в продолжение 18 лет служил постоянным складочным местом его наиболее едких сарказмов, наиболее горькой иронии и наиболее выстраданного юмора. Какой силой души отличался этот отдел в его издании, свидетельствует тот несомненный факт, что за чтение его с охотой брались самые ожесточенные и непримиримые литературные враги покойного В. И. Аскоченского. Журнал, руководимый талантливой рукой, произвел впечатление на общество и имел громадный в свое время успех. И нет сомнения, что он принес свою долю пользы в том деле, которому он предназначен был служить. Это был, можно сказать, единственный в своем роде орган, который с беззаветною смелостью бичевал уродливые проявления модного увлечения всем западным, того увлечения, против которого менее мужественные боялись говорить, опасаясь прослыть за ретроградов и гасильников всякого, света. Виктор Ипатьевич не останавливался и не задумывался над такой грозившей ему потерей во мнении света, и верный своему девизу: «веровах, тем же возглаголах», разъясненному русской пословицей: «служить так не картавить, картавить так не служить», неустанно разоблачал и громил мнимо­прогрессистские увлечения общества. И не одного из наиболее крикливых так называемых «прогрессистов» он заставил прикусить язык на их лживом фразерстве. И замечательны были плодовитость и разнообразие литературного таланта В. И. Аскоченского. Из громадной массы его 20-ти летнего издания по меньшей мере 2/3 принадлежит его собственному перу, которое с одинаковой легкостью писало стихи, басни, роман, критику, благочестивое размышление, сатиру и т. п.

Таким образом, польза служения покойного писателя несомненна, по крайней мере, в первые годы. К сожалению, этого нельзя сказать о последующей его деятельности. Увлеченный полемикой с действительным злом, он впоследствии приобрел, быть может, не вполне сознаваемую им самим, склонность видеть зло и там, где его в действительности не было, стал недоверчиво и подозрительно относиться ко всему вообще западноевропейскому и новому. Между тем, времена изменились, а вместе с ними изменились и нравы. Прежнее неразумное увлечение стало уступать место более сознательному и разборчивому заимствованию с запада, и многое с пользой было воспринято в организм русской науки, литературы, общественной и государственной жизни. Этой перемены не мог постигнуть, или вернее заметить, заматеревший в борьбе писатель, и по-прежнему неустанно громил все западное и новое... Этим мало-помалу он охладил внимание к своему журналу даже в своих прежних горячих приверженцах и поклонниках, и подготовил свое литературное падение. В последнее время издание его едва влачило свое существование, несмотря на то, что в нем от времени до времени появлялись дельные и одушевленные статьи, вследствие чего некоторые из его достойных друзей поддерживали его даже материальной помощью. До какой, однако же, степени в последние годы своей литературной деятельности покойный писатель сделался недоверчив ко всяким новым явлениям, можно было видеть напр., из того, что он слишком подозрительно относился к новым проявлениям журнальной и ученой деятельности даже в духовной области, проявлениям, в сущности, иногда не заключающим в себе ничего особенного, кроме некоторой новизны формы. Тем не менее, и в самых последних номерах его журнала по временам ярко выступал и его прежний сильный талант, и его крепкий здравый смысл, не говоря уже о его всегдашнем неизменном, строго ревнивом православном настроении. В последние годы, между прочим, он сделался для весьма многих предметом глумления, притчею во языцех. Да, в эти годы этот некогда несокрушимый лев был уже дряхл от старости и болен от непосильных трудов, и все безнаказанно могли оскорблять его. Но, конечно, это были не те, которые зовутся благоразумными... Не насмешек, а уважения заслуживает деятель, который более 40 лет непоколебимо держал знамя своих убеждений, и для них пожертвовал здоровьем и самою жизнью, доказав бескорыстность своего служения полною беспомощностью, в которой он оставил свое осиротевшее семейство! Он скончался 18 мая 1879, и с того времени в нашей духовной журналистике еще не нарождалось органа, который вполне бы мог заполнить образовавшуюся после «Домашней Беседы» известную пустоту. После В. И. остался огромный дневник, который отчасти печатался в «Истор. Вестнике» (с 1882 г.).

А. Лопухин


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle