Источник

Акакий Мелитинский

Акакий, св. испов., еписк. Мелитинский. – В Месяц. Вас., а из него и в нашем древнем Прологе, пишется об нем: «Акакий, преп. отец наш, Христов исповедник, жил при Декие, беззаконном царе (249–251 гг.); проповедуя Христа, взят был от идолослужителей (язычников), связан и приведен к правителю (ипату – князю) страны той (Малой Армении, в небольшом городке которой, Мелитине, он был епископом) Маркиану. Представ пред ним, исповедал имя Господне и излагал учение о божестве и о вочеловечении Христове, а также о херувимах и серафимах, укорил и осмеял богов еллинских и безумие их обличил. За это мучен был крепко и в темнице заключен. Маркиан правитель представил запись сделанного им изложения его учения на усмотрение имп. Декия. Император повелел отпустить святого – «ни поругана, ни мучена»: и так отпущен он был, язвы (раны) Христовы на теле нося. И многих (потом) крестил он, приобщив к стаду Христову, прославился учением и чудесами и почил в мире». – Донесение (доклад или памятная записка ὑπομνή ματα), представленное Марк. имп. Декию, о котором говорится в этом проложн. чтении, на основании которого оно и составлено, – сохранилось и принадлежит к драгоценнейшим памятникам древне-христианской мученической письменности. На суде между св. Акакием и Маркианом происходит оживленная беседа, в которой св. исповедник излагает христ. учение: беседа эта была записана и отправлена императору, составив упомянутую памятную записку. Вот некоторые наиболее характерные места из нее: Марк. «Так как ты пользуешься счастьем жить под покровительством римских законов, то обязан любить и почитать наших государей, которые служат охраною их». – Акак. «Между подданными государства (римск.) нет никого, кто бы так чтил императора, как христиане. Мы постоянно просили в наших молитвах к Богу, чтобы Он даровал ему долгую, плодотворную и счастливую жизнь, вселил в него дух правосудия и премудрости, чтобы он хорошо управлял своим народом и все наслаждалось бы вожделенным миром, который во всех подвластных ему областях (провинциях) разливал бы полноту довольства и благоденствия». – Марк. «Это очень похвально; но чтобы император имел еще более сильное доказательство твоей верноподданности и преданности, иди и принеси вместе с нами жертву ему». – Акак. «Я только что сказал тебе, что за благоденствие императора мы молим великого и единого истинного Бога; но император не может требовать от нас принесения ему жертв и мы не должны приносить их; жертва не может быть приносима ни ему, ни какому бы ни было человеку». – Марк. «Скажи же, какому Богу вы поклоняетесь, чтобы и мы также воздали ему почтение и принесли жертвенное курение». – Акак. «От души желал я, чтобы ты познал это». – Марк. «Как его имя́?» Акак. «Он называется Богом Авраама, Исаака и Иакова». – Марк. «И это также боги?» – Акак. «Без сомнения, нет. Это люди, к которым истинный Бог говорил: существует только един Бог и ему единому должно покланяться, Его любить и пред Ним иметь страх». – Марк. «Так, кто же этот Бог?» – Акак. «Адонаи Вышний, восседящий на херувимах и серафимах». – Марк. «Что есть серафим?» – Акак. «Слуга Вышнего (Бога) и един от высших чинов при Небесном дворе». – Марк. «Какие невероятные вещи рассказываешь нам, – оставь свои невидимые существа, поклонись лучше богам, которых ты можешь видеть». – Акак. «Теперь скажи же и ты, кто суть твои боги, которым, ты хочешь, чтобы я принес жертву?» После этого идет речь о языческих богах и св. исповедник безбоязненно старается показать всю нелепость языческого баснословия и кумирослужения, а затем, отвечая на вопросы Маркиана, который кое-что слышал и знал о христианстве, св. Акакий излагает учение о божестве и вочеловечении Иисуса Христа, отвергает, как постыдную ложь и клевету, столь сильно распространенное тогда обвинение в волшебстве и в заключение допроса – беседы объявляет, что «он называется Акакием (лат. Асаtius), но более известен под именем Агафангела (название, которое он получил, как объясняется в тех же его «Мученич. деяниях» – за то, что по безмерной любви к людям и благодеяниям, оказанным им, был истинным ангелом Божиим – «щитом и охраной» тех мест, в которых находилась его паства и что его сотрудники епископ Пизон и Менандр». Отправив свое донесение импер. Декию, правитель Маркиан заключил св. Акакия на время в тюрьму. Декий, прочитав донесение, будто бы посмеялся над религиозным диспутом – допросом и даровал св. Акакию полную свободу. Изложенный допрос его происходил 29 марта 250 г. или 251 г., но затем неизвестно, сколько времени он жил и когда скончался. Память его в Восточн. Месяц. показывается различно. По словам Бутлера, а за ним и Штадлера – «греки, египтяне и все восточные народы почитают его память 31 мар.». Но в Месяц. вел. Конст. цер. память его – 30 мар., в Менол. Вас. – 29 мар., как и в нашем древнем Пролог., в греч. Чт.-Мин., в Синаксар. Служеб. Мин. и в Синакс. Никод. – 31 мар., в Чт.-Мин. Макар. – 31 мар., в наших Служ. Мин. и в печатном Прол. совсем нет его памяти, как нет и в Рим. Март. Кроме того, память его показывают 17 апр., 15 сент.: очевидно, эта неопределенность в показании памяти св. испов. Акакия произошла от смешения его с другими одноименными святыми и мучч.; более точным должно считаться показание Мен. В. – 29 мар. (день принесения им исповедания перед римским судьей).

См. Ruinаrt, АМ., еd. Gal., 1. I, 350; ASS. mart. III, 898–900; А. Harnack, Gеsch (1. Аltchr. Litеr. И, 2 стр. 819; Мен. В. и Прол. 29 мар. (перг. XIV в. Сн. – Прил.); греч. Служ. М. 1813 г. и Синакс. Никод., под 31 мар.; Дмитр. Опис. литург. рук. стр. 61; Иосифа, Опис. греч. рук. Синод. библ. стр. 561 (опис. греч. Чт.-Мин. XI в.); Вutler'a, Stadler'а, Nilles, Сергия – Месяц. и Слов. свят.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle