Богословский Мих. Изм.
Богословский, Мих. Измаилович, протопресвитер. Сын священника Владимирской епархии, родился в 1807 г., высшее образование получил в С.-Петерб. дух. академии, которую окончил со степенью магистра в 1831 г. В 1833 г. принял священный сан и был назначен бакалавром академии по кафедре греческого языка, в 1840 г. назначен профессором богословия. Кроме того, состоял членом духовно-цензурного комитета, с 1853 г., и законоучителем в училище Правоведения. В 1865 г. назначен главным священником армии и флота. В 1871 г. переведен в Москву кафедральным протоиереем Архангельского собора. В 1879 г. назначен протопресвитером большого Успенского собора и членом Московской синодальной конторы. В течение своей службы в Петербурге он принимал живое участие, в качестве члена различных комитетов, в разнообразных реформах, касавшихся духовенства и церковных дел. О нем отзываются, как о человеке твердом и стойком, никогда не поддававшемся различным влияниям и внушениям. Имел орден св. Владимира 2-й ст., полученный ко дню 50-летнего юбилея служения в священном сане. Скончался 9 января 1884 г. и погребен на Смоленском кладбище. Наиболее известен, как духовный писатель. Первые его труды помещены были в «Христ. Чтении». Это были переводы с греческого канонов: св. Козьмы, епископа Маиумского на Воздвижение (два 1831 г. и 1835 г.), на Рождество Христово (1831 г.), на Богоявление (1832 г.), в неделю цветоносную (1834 г.), в великий четверток (1835 г.), в великую субботу (1836 г.), на Сретение (1836 г.); св. Иоанна Дамаскина – на Рождество Христово (1831 г.), на Богоявление (1832 г.); канона св. Иоанна Дамаскина и св. Козьмы Маиумского на Успение Богоматери (1836 г.); великого канона св. Андрея Критского (1836 г.); канона преп. Феофана Начертанного на Благовещение (1833 г.); перевод писем Иеронима Стридонского – к епископу Илиодору, памяти пресвитера Непоциана (1832 г.), об обязанностях клириков (1834 г.), к Лете о воспитании малолетней дочери (1834 г.), к Марцале (1836 г.), к Гавденции (1838 г.); перевод трипеснеца св. Козьмы Маиумского в великий пяток (1836 г.). Там же помещены: О предлоге беспечности в деле спасения (1835 г.) и отдельное издание – М. 1886 г., Предание Климента Александрийского о юноше (1836 г.), Стихотворение св. Григория Богослова (1836 г.), Слово св. Мефодия, мученика Патарского (1836 г.), О жизни и писаниях св. Мефодия Патарского (1836 г.), Стихи из песней степеней в XXV антифонах (1836 г.), О человеческой природе – из сочинений св. Григория Богослова (1838 г.), Сновидение в храме Воскресения, с греч. (1838 г.), О наружных движениях молящегося (1839 г.), события из священной истории от недели Ваий до преполовения Пятидесятницы (1839 г.). Из отдельно изданных сочинений наибольшей известностью пользуется «Священная История» Ветхого и Нового Завета; первая вышла в 1857 г., вторая в 1859 г., и до настоящего времени остаются свежим и прекрасным пособием при изучении Свящ. Истории. За эту историю автор получил степень доктора богословия. «Приготовление к исповеди и благоговейному причащению св. Христовых Таин – слова, говоренные в училище Правоведения», 1-е изд. Спб. 1853 г., «Слова», 4-е изд. 1886 г. «Отличительный характер Евангелия св. Иоанна Богослова» – в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения» и отдельное издание – М. 1872 г. «О храмах», тоже сначала в «Чтениях», а потом отдельно – М. 1875 г. Посмертные издания: «Курс общего церковного права», М. 1885 г.; «Памятная книжка для христианского отрока», М. 1885 г. Кроме того, Б. принимал близкое участие в переводе книг Св. Писания В. Завета и написал ученую рецензию на книгу Дебольского: «Дни богослужения правосл. Церкви», представленную на соискание демидовской премии (1841 г.). Подробнее литературу о нем (преимущественно в духовных изданиях за 1881 и 1884 год, – годы 50-летнего юбилея и смерти) и перечисление его сочинений см. в «Критико-биограф. словаре» Венгерова.
В отчете петербургской академии за 1883/4 акад. прот. Б., состоявший почетным членом академии, характеризован в таких выражениях: «человек редких дарований ума и сердца, несокрушимо твердой энергии и непреклонно стойких религиозных убеждений, один из первоклассных русских богословов канонистов, он представлял в себе, можно сказать, идеальные качества педагога-законоучителя, сумевшего и смогшего всегда высоко и ненарушимо держать знамя веры православной, в той обширной среде, в которой ему приходилось действовать, и воспитал в духе твердых религиозных начал целый ряд поколений высшего русского общества. Его законоучительская практика никогда не ограничивалась механической выучкой буквы катехизиса, будучи не только преподавателем закона Божия, но и священнослужителем училищного храма и духовником своих учеников, пользуясь особенным авторитетом у начальства заведения и среди своих сослуживцев, а также непосредственными отношениями к учащимся вне класса, в их обыденной жизни, он умел всегда покорять их умы и сердца в послушание вере Христовой, глубоко внедрять истины религии и правила нравственности в души своей юной паствы. Оттого на его долю выпал редкий и высокий удел: до конца своей многоплодной жизни и вдали от полувекового почти поприща своей учительской деятельности сохранить неизменную и горячую сердечную привязанность своих учеников, рассеянных но всему пространству русского государства на самых разнообразных поприщах административно-гражданской деятельности. Имея ясный и прочно установившийся идеал для своей деятельности, он всегда отстаивал его со всею энергией своего сильного ума и большею частью имел утешение видеть торжество своих принципов. Его основательный и глубокий ум, его обширные познания в области законоведения гражданского и церковного, особенно же свойственный ему редкий дар инициативы, всегда высоко ценились, как его сотрудниками по комитетам и комиссиям, так и высшим начальством, которое весьма нередко внимало его суждениям и вне официального участия его в деятельности высших правительственных учреждений, так что все факты его негласного влияния на ход церковных дел, всегда благотворного для церкви и духовенства, трудно и исчислить».
С. Рушевич