Благовещенская епархия
I. Исторический очерк. – До 1898 г. Благовещенская епархия именовалась Камчатской. По определению Св. Синода, Высочайше утвержденным 4 июня 1898 г. мнением государственного совета положено выделить из состава Камчатской епархии с 1 января 1899 г. самостоятельную епархию Владивостокскую, Охотскую округу Приморской области, входившую в состав Камчатской епархии, перечислить в Якутскую епархию, и за сим Камчатскую епархию по имени епархиального города Благовещенска именовать Благовещенской, а епископа ее Приамурским и Благовещенским. В Благовещенской епархии остались церкви, расположенные по всему течению р. Амура, начиная от ст. Покровской, до г. Николаевска, с морским прибрежьем от залива св. Николая, Охотского моря до Императорской гавани в Татарском море, все течение рр. Зеи, Буреи и Амгуни с их системами, а также все нижнее течение р. Уссури от ст. Буссе до впадения в Амур. Бывший преосвященный Камчатский Евсевий назначен в Владивосток, а в Благовещенск назначен преосвященный Иннокентий. Сын священника Рязанской епархии, переместившегося в Сибирь, преосвященный Иннокентий, в мире Иван Васильевич Солодчин, родился в 1842 г., образование получил в Томском духовном училище и Томской духовной семинарии, затем в Петербургской духовной академии. Вышел со 2-го курса и поступил в Алтайскую духовную миссию, где сначала был учителем миссионерского училища, потом в 1875 г. принял монашество, был посвящен во иеромонаха, и получил Тарабогатайский миссионерский стан – приход. В 1878 г. переведен к крестовой архиерейской церкви, духовником ставленников. С 1880 г. снова перешел на миссионерское поприще, в должности заведующего Катандинским миссионерским станом. В 1885 г. назначен духовником Томской духовной семинарии. В этой должности получил сан игумена. В 1890 г. назначен помощником начальника Алтайской миссии и в 1893 г. возведен в архимандриты. С 1894 г. он состоял епархиальным наблюдателем церковных школ Томской епархии, в 1897 г. оставил эту должность и был избран почетным членом епархиального училищного совета, засим управлял Томским Алексиевским монастырем и был причислен к Томскому архиерейскому дому. 9 февраля 1899 г. в домовой архиерейской церкви г. Томска совершена хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Приамурского, двумя епископами – Томским Макарием и Забайкальским Мефодием. Преосв. Иннокентий 24 сент. 1900 г. по слабости сил уволен на покой, а на кафедру епископа Приамурского и Благовещенского назначен 17 дек. 1900 г. преосв. Никодим, епископ Сарапульский.
II. Статистический обзор. – Приходов в епархии, при отделении Владивостокской, оставлено 66. Монастырей нет. Церквей к 1 января 1900 г. было 81, часовен 99. Приходских попечительств 51. Духовенства: протоиереев 5, священников 71, диаконов 19, псаломщиков 60. Против штатного положения не доставало 11 священников, 3 диаконов и 18 псаломщиков. В числе священников 11 прибывших из Европейской России и 1 из Туркестана, прочие – местные уроженцы. Православного населения при образовании епархии считалось 137,978 душ, за 1899 г. по епархиальной статистике сосчитано 92,988 душ: 48,918 м. п. и 44,070 ж. п. Население принадлежит к городскому классу, казачьему и сельскому сословиям, затем идут приисковые и инородцы. Кроме православных, значительную часть населения составляют маньчжуры и китайцы буддийского и магометанского вероисповедания, раскольники и сектанты, незначительное число имеется инородцев-шаманистов. Вообще же инородцы епархии, гольды и гиляки, просвещены св. крещением. Особенным благоустройством отличаются казачьи станицы: в каждой церковь, в каждом поселке – часовня, где совершается богослужение при приездах духовенства. Всех казачьих приходов 21, по Амуру, на протяжении почти 2,500 верст. Казаки привержены к православию, и среди них был только один случай уклонения – в молоканство.
III. Епархиальное управление. – Духовная консистория имеет 3-х членов. Консистория помещается в наемном здании, принадлежащем епархиальному попечительству о бедных духовного звания. У консистории есть участок своей земли в 1470 кв. саж. и три деревянных флигеля на нем, но столь ветхих, что жить в них невозможно. Благочинных в Благовещенской епархии в 1899 г. было 12, в ведении каждого был участок с расстоянием от 300 до 1,682 верст. В августе 1899 г. впервые в епархии состоялся съезд духовенства, главным образом, для решения возбужденного преосв. Евсевием вопроса об учреждении епархиального женского училища.
IV. Духовно-учебные заведения и церковные школы. – Духовно-учебные заведения Благовещенской епархии отличны от духовно-учебных заведений других епархий. Духовная семинария в Благовещенске, основанная в 1870 г., соединена с духовным училищем. Во главе обоих учебных заведений стоит ректор семинарии. В семинарии три класса с двухгодичным курсом, а в училище два, тоже с двухгодичным курсом, и, кроме того, приготовительный класс. Должность инспектора семинарии отправлял один из преподавателей, до 1896 г., когда был назначен особый инспектор. Преподаватели семинарии преподавали и в училище, по взаимному соглашению и назначению семинарского правления. Все это вызвано было малочисленностью воспитанников. В 1896 г. в семинарии, кроме ректора и инспектора, было десять преподавателей, имевших, каждый, от 2-х до 8-ми уроков. Учащихся в семинарии в 1900 г. было 40, в училище с приготовительным классом. 95, всего 135. До 1899 г. в семинарии существовала кафедра маньчжурского языка, но затем она упразднена, за несоответствием ее действительной надобности, так как маньчжуры стали говорить общекитайским языком и их прежний, родной язык получил только археологическое значение, а затем еще и потому, что православная миссия среди маньчжур, при современных условиях, не могла действовать, так как маньчжуры по разным условиям не могли принимать русского подданства, а принятие христианства у них наказывалось смертной казнью. Епархиального женского училища пока нет, но уже состоялось решение духовенства открыть училище, и на учреждение и содержание его изыскан капитал в 34,000 р., ежегодно увеличивающийся от установленных духовенством сборов: по 10% с доходов свечного, кошелькового и кружечного (5,825 р. в год) и 1% с жалованья.
Церковных школ в епархии более 60, в том числе: 1 второклассная, 3 двухклассных, 22 одноклассных, 24 школы грамоты, 1 образцовая при духовной семинарии, 2 церкви- школы, 10 миссионерских. Учащихся в школах: второклассной 79 мальчиков и 20 девочек, всего 99; в двухлассных 197 и 288, всего 485; в одноклассных 706 и 206, всего 912; в школах грамоты 491 и 206, всего 697; в образцовой 37 мальчиков; в миссионерских 293 и 11, всего 304; всех учащихся 2,434. В числе учащихся 5 детей раскольников, 96 сектантов, 9 римско- католического исповедания, 1 еврей, 4 буддиста и 7 язычников. Израсходовано на школы епархиальные 35,489 р., не считая школ миссионерских. Всеми школами ведает епархиальный училищный совет с двумя отделениями: верхне-амурским – для Амурской области и нижне-амурским – для Приморской, и на содержание церковных школ, по постановлению съезда духовенства в августе 1899 г., взимается по 2% с валового свечного дохода церквей, кроме того, производятся кружечный и тарелочный сборы. При второклассной школе и при всех миссионерских имеются общежития; при первой содержание учащегося пансионера определяется в 60 р., во вторых отпускается миссией по 35 р.
V. Просветительные, благотворительные и хозяйственные учреждения. – Благовещенское Православное братство Пресвятой Богородицы учреждено в 1886 г., имеет целью ограждение православных от увлечения в раскол и сектантство и принятие мер к вразумлению и возвращению в лоно православной церкви раскольников и сектантов. Для достижения цели братством организовано наблюдение за православными, живущими вблизи или вместе с раскольниками и сектантами, оказывается материальная помощь православным «в тех случаях, когда можно опасаться, что, за отказом в последней, православные обратятся за нею к сектантам и чрез то подвергнуться опасности потерять под давлением сектантства свое православие» (от 3-х до 35 рублей, всего в 1898 г. выдано 148 р.), содержится братская библиотека, постоянно пополняемая книгами миссионерского характера (в 1898 г. выписано книг на 266 р.), организуются публичные собеседования с раскольниками и сектантами, происходят частные собеседования отдельных миссионеров. В 1898 г. состояло в братстве пожизненных членов 14. Управляется братство советом. Обращено в православие в 1899 г. из сектантов 1 молоканка и из раскола 6 душ. С марта 1898 г. братство обладало капиталом свыше 55,000 р. – Старообрядцы живут преимущественно в зазейском крае амурской области, где имеются 24 селения исключительно со старообрядческим населением. Всех старообрядцев в пределах епархии проживает свыше 5,500 душ; более всего беспоповцев, потом идут по числу последователи австрийского лжесвященства и наконец беглопоповцы. Свыше 4,500 душ проживают в упомянутых 24 селениях, остальные в Благовещенске и разных селениях наряду с православными. Старообрядцы живут уединенно, замкнуто, не совращают православных, но и сами почти не поддаются обращению. Числится совращенных в прежние времена до 15 человек. В епархии имеется противораскольнический миссионер-священник. – Сектанты проживают преимущественно в Амурской области, в Приморской их нет. Благовещенск является «очагом сектантов». Число сектантов превышает 8,000 душ. Цифра сектантов с каждым годом увеличивается, как вследствие естественного прироста сектантского населения, так и вследствие совращений православных и переселенческого прилива преимущественно из зараженных сектантством местностей России. Сектанты распадаются на молокан самарского и Тамбовского толков, или молокан-фарисеев и молокан-саддукеев, как они сами себя: называют, духоборов, прыгунов, штундистов, или точнее штундобаптистов, и субботников, или жидовствующих. Последняя секта – самая малочисленная, самая многочисленная – молокане. Штундобаптизм в последнее время проявляет наибольшую интенсивность. Молокане обращают на себя внимание своим «показным величием и кажущеюся нравственной чистотой своих членов», а также материальным благосостоянием и корпоративною сплоченностью. Земледелие, составляющее главное их занятие, у них процветает, запашки от 40 и даже до 200 десятин не редкость. Обрабатывают же землю они преимущественно наемным трудом китайцев и новоселов-переселенцев. Значительно развито у молокан и скотоводство. В их руках лучшая земля. Все «подсобные промыслы», как то: сплав скота вниз по Амуру, пригон скота и лошадей из Забайкалья и Маньчжурии, перевозка грузов на прииски, мелочная торговля в городе, торговля мясом, хлебом, – почти всецело в их руках. Искусственное поднятие цен на мясо в Благовещенске молоканами-торговцами вызывает по временам даже административное вмешательство. Совратившихся в сектантство числится 36 душ.
Духовная миссия для распространения христианства среди неверных состояла в 1899 г. из двух отделов: гольдского и гилякского, для деятельности среди гольдов, гиляков, тунгусов, якутов, негидальцев и орочон. Большинство этих инородцев уже просвещено св. крещением. Миссия имела 16 станов, 5 в гольдском отделе и 11 в гилякском. 5 станов не замещены. Миссионеры, обыкновенно, живут в русских селениях, а к инородцам выезжают только по временам, при возможности, когда, например, кочующие якуты и тунгусы выходят в феврале и марте из тайги в известные пункты для продажи и обмена добытых ими пушных мехов на муку, масло, табак и т. п. В таких пунктах, обыкновенно, сами же инородцы устраивают часовни, в которых прибывшие миссионеры и совершают богослужение и требы. Гольды почти все свое мужское население с 12-летнего возраста с декабря по март отправляют в тайгу на охоту, поэтому с ними миссионеры могут иметь дело только в летние месяцы, так как весеннее и осеннее время отличается великой распутицей. Тоже и к гилякам миссионеры могут ездить только в летние месяцы. Такая постановка дела в соединении с умственной бедностью и низкой ступенью развития духовной жизни инородцев является причиной того, что крещеные инородцы в религиозно-нравственном отношении мало чем отличаются от некрещеных: не знают истин веры, нередко не умеют правильно изобразить крестное знамение, многие все еще придерживаются идолопоклонства, участвуют в молениях шаманов, в языческих празднествах и крепко держатся противных христианству, но веками укоренившихся обычаев, например – продажи дочерей в жены еще в детском возрасте. Отрадное исключение представляют кочующие тунгусы и якуты, а отчасти и негидальцы, которые в религиозно-нравственном отношении могут служить добрым примером и для многих русских в низовьях Амура. В 1899 г. крещено миссионерами 71 душа и кроме того приходскими священниками крещено 275 душ, в том числе 219 корейцев; всего крещено 356 душ. Миссия имеет свое особенное устройство, во главе ее стоит начальник миссии – священник. До разделения Камчатской епархии на Благовещенскую и Владивостокскую миссия, именовавшаяся Камчатской, состояла из трех отделов: гилякского, гольдского и корейского. Последний целиком отошел во Владивостокскую епархию.
Архив консистории помещается в нижнем этаже каменного здания со сводом и полом, залитым цементом. В нем хранится 7,320 №№ дел и книг: дела с 1850 г., метрические книги с 1778 г., клировые ведомости с 1850 г., исповедные росписи с 1812 г.
В течение великого поста ведутся в Благовещенске публичные религиозно-нравственные чтения для интеллигентной публики.
Приходские попечительтства в 1899 г. пожертвовали на поддержание и украшение церквей до 9,000 р., на церковноприходские школы и благотворительные приходские учреждения до 500, на содержание причтов свыше 11,000, всего до 20,500 р.
Епархиальное попечительство о бедных духовного звания содержится поступлением 1% с содержания священнослужителей и 1 1/2 % с содержания церковно-служителей, кроме того, по постановлению съезда 1899 г., 3% с валового церковного дохода.
Иоанно-богословское братство для вспомоществования недостаточным ученикам духовной семинарии и соединенного с нею духовного училища открыто 26 марта 1900 г. Устав братства утвержден преосвященным Иннокентием 3 марта 1900 г., а напечатан в № 2 «Камчатских Епарх. Ведом.» за 1898 г. Первая мысль об учреждении этого братства возникла еще в 1896 г. при преосвященном Макарие, епископе камчатском, курильском и благовещенском; тогда же собрано было около 1,000 р. К открытию братства собрано сверх того свыше 3,500 р.
С. Рункевич