Беккет
Беккет, Фома, архиепископ Кентерберийский; род. в Лондоне, 21 дек. 1118; ум. в Кентербери, 29 дек. 1170. Его отец был родом из Руана, мать, Реза или Матильда, из Каена. Но, хотя и будучи норманном по своему происхождению, он был чистым англичанином, полным национального патриотизма. Его отец, барон города Лондона, дал ему блестящее воспитание у каноников Мертонского аббатства, в лондонских школах, и впоследствии в Париже. Нет достаточных доказательств, чтобы он когда-либо учился в Оксфорде. По своем возвращении из Парижа, он служил у шерифов Лондона и познакомился с политическими делами. Но он более склонен был к научным занятиям и был рекомендован архиепископу Кентерберийскому, Теобальду, который, вероятно, будучи знаком с отцом Беккета, взял его к себе на службу (1142), отправил в Болонью и Оксерр для изучения гражданского и канонического права, и вскоре сделал архидиаконом кафедры и пробстом Беверлейским. Занимая эту двоякую должность, вместе с преданностью церкви обнаружил политический такт, умно преодолевал затруднения, связанные с преемством короны английской. Обеспечивая ее за Генрихом, хотя и не принося в жертву папских интересов, он совершил два тайных путешествия в Рим и расстроил козни, направлявшиеся к тому, чтобы склонить папу на сторону Евстация, сына Стефана. Взойдя на престол, Генрих II по рекомендации Теобальда сделал Б. своим канцлером (1155), и он с чрезвычайною верностью служил своему королю. Он стоял во главе английского рыцарства в войне тулузской. Но ему принадлежит заслуга особенно в том отношении, что он, выведя Англию из крайнего расстройства, ввел в ней строгую администрацию, насколько возможно это было в XII столетии. Это был один из величайших канцлеров Англии, но черным днем для него и для его славы было, когда он принял архиепископию кентерберийскую. Будучи в 1162 г. избран кентерберийским капитулом, по повелению короля, в сан архиепископа, он оставил свою прежнюю пышность и преданность миру и, сразу начав вести аскетическую жизнь, в то же время выступил в качестве поборника церкви против государства, так что вскоре у него начались распри с его патроном и другом, Генрихом. Но это не была слабость, а принцип: он оставался по-прежнему верен своему властелину. Только теперь этим властелином был уже не король, а папа – не государство, а церковь. Он резко пошел против Кларендонских конституций от 25 января 1164 г., которыми духовенство, уличенное в преступлении, подлежало обычному гражданскому суду, церковные должности отдавались в распоряжение короля, отвергались всякие апелляции к Риму и король Генрих делался действительным главой церкви. Уступая давлению свыше он утвердил их своей печатью; но немедленно же раскаялся в этом и считал это своим большим грехом. С разрешения папы он энергично стал анафематствовать эти постановления, чем приобрел себе широкое сочувствие в духовенстве. Между королем и прелатом началась ожесточенная борьба, закончившаяся столь печально для последнего. В Нортемптоне состоялось народное собрание, на которое был вызван Б., чтобы отвечать на иск маршала Иоанна, который, возбудив против него обвинение, перенес дело от архиепископского суда в королевскому. Беккет, отрицая власть собрания над ним, обратился с апелляцией к папе, отказался дать какие-нибудь объяснения, переодетым бежал, некоторое время скрывался в Англии, и, наконец, с двумя сотоварищами переправился чрез Ламанш из Сандвича в Гравелин, 2 ноября 1164 года. Оттуда он поспешно отправился в Сенс, где в то время находился папа (Александр III), куда также по стопам его отправились и легаты короля. Папа отнесся к нему благосклонно, Людовик VII французский принял его ласково, и он удалился в цистерцийский монастырь Континьи, где пробыл два года. Папа действовал осторожно в этом деле, потому что Генрих обнаруживал наклонность в пользу антипапы, Пасхалия III. Но, когда архиепископ йоркский совершил коронование сына Генриха без позволения папы, последний принял решительные меры, и угрожал отлучением, если король не примирится с Б. Примирение состоялось 22 июля 1170 г. в Фретевале в Вандоме. Первым делом восстановленный архиепископ отлучил всех своих врагов, – архиепископа Йоркского и тех епископов, которые принимали участие в коронации, или которые сочувствовали Кларендонским постановлениям. Беккет возвратился в Англию, и был горячо принят. Друзей у него было много. Отлученные прелаты бежали в Нормандию, где находился Генрих, и их прибытие произвело большую сенсацию. Король, будто бы, воскликнул: «Клянусь Богом, если отлучены все, замешанные в коронации, то отлучен также и я. Неужели это тот самый плут, к которому я относился с такой добротой, который прибыл к моему двору на хромом муле, а теперь оскорбляет меня и моих детей, и хочет взять у меня корону? Что за трусы окружают меня, что ни один не хочет освободить меня от этого низкородного священника»! Четверо из рыцарей Генриха действительно или притворно поняли слова короля буквально, и, немедленно отправившись в Кентербери, холодно и зверски умертвили архиепископа в Кентерберийском соборе. Беккет не только не противился, но в действительности даже добивался мученичества.
Убийство Беккета некоторые считали просто заслуженной им судьбой, а другие – истинным мученичеством. Но Беккет был далеко не святой. Он был резок на язык, высокомерен в обращении, заносчив в своих притязаниях; и однако, несмотря на все оскорбления своему государю, он не был изменником; а так как это именно и было главным основанием для его убийства, то оно было актом нечестным, низким, извинительным только разве в виду смут того времени. Так смотрел на него народ. В самую ночь убийства уже начались чудеса, которые придали такую славу гробнице Фомы Беккета. Народ со всех сторон Англии стекался к его гробу, и одно из таких паломничеств обессмертил Чосер в своем сочинении «Кентерберийские рассказы». Его называли «святым» задолго, прежде чем он формально был канонизован, что совершилось через два года после. Известие об убийстве Б. сильно взволновало Генриха, и он принял решительные и в действительности унизительные меры, чтобы ослабить в народе впечатление, что он именно и ответствен за него. Совершилась одна из замечательнейших сцен в истории, когда английский король Генрих II, одетый в волосяную одежду, прибыл в Кентерберийский собор и, склоняя свою голову на гробницу Фомы, был бичуем присутствующими монахами и духовенством. Все это произвело, на народ огромное впечатление, и власть короля после этого покаянного акта чрезвычайно окрепла.
Фома Беккет представляет собою интересный предмет для изучения. Он выступил как раз в то время, когда Англия назрела для прогресса: будучи канцлером, он поддерживал это движение, а в последующие годы старался затормозить его. Интерес его жизни для большинства начинается, когда он сменил пышность канцлера на аскетизм архиепископа. По совершенно искреннему убеждению он стал противодействовать королю. Его мечтой было показать такую же преданность римско-католической церкви, какою когда-то прославился его великий предшественник Ансельм; но увы! у него не было такого же гения, самообладания и такта. Ансельм и Генрих I спорили за верховенство, но дружба между ними не прерывалась. Б. спорил так ожесточенно, что находился во вражде с своим государем. Он был первым ультрамонтаном своего времени, склонным поддерживать папские привилегии ревностнее, чем сам папа. Довольно любопытно, что он разочаровал обоих своих покровителей, Теобальда (потому что, как канцлер, он по-видимому забыл о церкви) и Генриха (так как в качестве архиепископа он, по-видимому забыл о государстве). Но вообще, при оценке его характера в качестве архиепископа нужно иметь в виду, что он умер за права своей церкви, – за право архиепископа Кентерберийского, и никого другого, короновать короля Англии, хотя эта борьба и началась с вопроса об изъятии духовенства от подсудности светской власти.
Подлинные источники, письма и современные биографии Беккета напечатаны в «Материалах для истории Фомы Беккета, Архиепископа Кентерберийского», изданных Джемсом Кр. Робертсоном, каноником Кентербери, 1875 и след., 5-й том 1881 г. Этим изданием вполне вытесняется дурно составленное собрание Джильса, в 8 томах, Оксфорд, 1845–46. См. также F. F. Buss, Der heil. Thomas und sein Kampf fur die Freiheit der Kirche, Mainz, 1856; J. C. Robertson, Вeскеt, Archbishop of Canterbury, a Biography, London. 1859, с указанием источников: I. A. Froude, Life and Times of Thomas Вeскеt, London and New-York, 1878.