Беда Достопочтенный
Беда Достопочтенный (Beda Veneralibis), род. в 674; ум. 26 мая 735; с 7-го года своей жизни получил воспитание в монастыре Вермутском; впоследствии перешел в монастырь Джарров, где 19-ти лет посвящен был в сан диакона, а на 30 в сан пресвитера, и оставался там в течение всей своей жизни, деля свое время между благочестивыми упражнениями и научными занятиями, учительством и писательством. Всем, что мы знаем о его жизни, мы обязаны заметкам, разбросанным по его собственным сочинениям, особенно в «Церковной Истории», 5, 24, и письму одного из его учеников, Кутберта, о его смерти. Все, что содержат в себе последующие «жизнеописания» (Vitae), есть лишь ничего не значащие вымыслы.
Сочинения Беды обнимают всю область знания своего времени, – экзегетику, грамматику, метрику, физику, астрономию, хронологию, историю и биографию. В конце своей Церк. Ист. он сам сообщает список своих сочинений: но многие из них потеряны, многое заменено подложными сочинениями, и многое остается еще в рукописи. Самые ранние издания собрания его произведений (Париж, 1544; Базель, 1563; Кельн, 1612) лишены всякой критики, и даже самое последнее (у Миня в Патр. лат., Париж, 1850 г., 90–95 тома) неудовлетворительно. Хорошие издания его Церковной Истории, впрочем, сделаны Смитом (1722), Стефенсоном (1838), Моберли (1869). Все эти сочинения оказали большое влияние на свое время. Их списывали и переписывали то и дело: их можно находить во всех библиотеках Европы. Беда, смиренный монах, уединенно живший в небольшом английском монастыре, в действительности был учителем всего цивилизованного мира. Наиболее интересную группу сочинений Беды представляют его поэмы, из которых Liber Epigrammatum не дошла до нас, а Liber Hymnorum подложна, так что единственными образцами для нас сохранились только Vita Cudberti и несколько небольших поэм, книги «Об Орфографии», «О Метрическом Искусстве», в которых он пытается доказать превосходство метафорического языка Библии над языком греков, и сочинение «О природе вещей», своего рода учебник по астрономии и географии, где устанавливается согласие космогонии Библии с космогонией классической мифологии. Гораздо более интереса имеет вторая группа, – сочинения экзегетические, хотя из 25 упоминаемых самим Бедой томов, комментарии на пророков Исаию, Даниила, на малых пророков, Ездру и Неемию не дошли до нас, а комментарии на книги Царств, Иова, Пятикнижие и Деяния подложны. В этих комментариях аллегорическим толкованием вполне вытесняется грамматическо-историческое, и одним из главных требований этого метода признается подробная цитация мнений отцов церкви. Сочинения, которые наиболее всего содействовали славе Беды, суть его исторические труды, и особенно его «Церковная история народа британского». Она окончена была в 731 г., и содержит политическую и церковную историю Англии от Юлия Цезаря до времени ее составления. Введение, в котором излагается период до обращения англосаксов, есть простая компиляция из Орозия, Гильды, Проспера Эквитанского, «Жизнеописания св. Германа» и проч.; но главное содержание сочинения, где излагается период с 596 по 731 г., представляет собою независимое и добросовестное изучение документов и других исторических источников, и сделало Беду отцом церковной истории на английском языке. Сочинение это переведено с латинского на саксонский королем Альфредом. Другое его сочинение, De Ratione Temporum, есть полная хронология, к которой присоединено De Аеtatibus Seculi Six, очерк всемирной истории, написанный под влиянием бл. Августина (Sermo 259 in осt. pаsch.). Приписываемые Беде мартирологии, вероятно, подложны.
См. К. Werner, Beda d. Ehrwurdige Вена, 1875; также предисловия и введения к изданиям творений Беды, сделанные Стефенсоном и Джильсом.