Варлаам, преп. Важский
Варлаам, преп. Важский или ШенКурский (Пинежский). – Новгородский посадник, в мире Василий Степанович Своеземцев, преп. В. имел, по наследству от деда и отца обширные земельные владения по реке Ваге (Арх. г., Шенкур. у.), с языческим населением из дикарей вогулов и остяков (в ХV в.), среди которых всячески старался провести начатки оседлой земледельческо-культурной жизни, построил на реке Ваге Пинежский городок (названный так по притоку Ваги р. Пинежья), в 16 верстах от ШенКурска. Он сам лично нередко бывал в тех краях и распоряжался по устройству своих владений и относительно подчинения русскому влиянию диких инородцев, которые вели охотничий, бродячий образ жизни и с которыми ему приходилось иметь нередко кровавые столкновения, заставляя силою подчиняться его власти; зорко следил за своими и через посылаемых им управителей и доверенных лиц, несмотря на то, что принимал он деятельное участие и во внутренних делах Новгорода, и в сношениях его с великим князем (участие в Посольстве к вел. кн. Васил. Вас. в 1446 г. и договор с ним, а также договор 1456 г.). Вероятно, в тех же видах упрочения русского просветительного влияния среди диких инородцев, преп. В. построил на реке Ваге, в 15 вер. от г. ШенКурска, монастырь во имя еванг. Иоанна Богослова, которому (монастырю) отдал много земли из своих обширных владений, с крестьянами, поселенными на них, закрепив отдачу их дарственными грамотами, – земли эти остались за его монастырём и после того, как вел. кн. Иоанн III весь Важский и Двинский край сделал собственностью своего дома. Достигнув глубокой старости, Вас. Степ. и сам удалился в Иоанно-Богословский монастырь (после 1456 г.), принял пострижение с именем Варлаама и остатки жизни провёл здесь в строгой иноческой жизни. Скончался он в 1462 г. 19 июня. В 1552 г. были открыты его мощи, при которых с самого времени открытия их начали совершаться чудеса; в 1630 г. Новгор. митр. Киприаном мощи его были освидетельствованы, и тогда же было сделано распоряжение о праздновании его памяти (19 июня) и устроен был в монастыре придел его имени. Ныне мощи его покоятся под спудом в монастырской, с 1764 г. (по упразднении Ин.-Богосл. монастыря) приходской церкви; ежегодно 19 июня из г. ШенКурска бывает крестный ход в этот монастырь. – Несомненно, пр. В. в своей деятельной и многосторонней мирской жизни принадлежал к числу тех предприимчивых и отважных Новгородцев, которые смело проникали в самые дикие и непроходимые места нашего севера, овладевали ими, устроялись и колонизовались среди инородцев-дикарей. Монастыри, устрояемые ими в таких местах, служили опорными и надёжными пунктами, от которых культурно-просветительное влияние распространялось во все стороны, все дальше и дальше в глубь непроходимых лесов, болот и всякой дикости нетронутых ещё культурой земель. К сожалению, для знакомства с такими высоко-интересными и важными историческими лицами, как посадник Вас. Ст. Своеземцев (преп. Варл.), его отец и дед – сохранились самые скудные исторические сведения: несколько отметок в летописях и житие (пр-го Вар-ма), составленное спустя 127 лет после его кончины (иноком сийского м. Ионою в 1589 г.) на основании отдалённых отголосков старины, по преданию, сохранившемуся среди монастырских старцев. По таким скудным источникам, понятно, не представляется возможности даже хотя бы сколько- нибудь полно обрисовать жизненную деятельность и «подвиги» – в миру и в тихой келлии монастыря – таких подвижников, как преп. В., – в начале жизненной деятельности богатый и родовитый посадник Великого Новгорода, а в конце жизни смиренный инок им же устроенной обители, преподобный и прославленный чудесами по смерти. Пам. 9 июня.
О преп. В. Шепк. см. Филарета, Русск. св., Димитрия, преосв. Твер., Месяц. свят., Никодима, Арханг. Патер. (выписки из Филар.), Ключевск. Жит. св., Голубинск., Истор. канон. р. свв.
А. Пономарев