Источник

Варвара

Варвара (чужеземная, иностранка, греч.) св. великомуч. и с нею Иулиания (принадлежащая Иулию, греч.). – Св. В. была единственная дочь богатого и знатного язычника Диоскора и отличалась замечательным умом и необыкновенной красотою. Отец страстно любил её и ничего не жалел, чтобы дать возможно лучшее воспитание и образование, а когда она подросла, то желая охранить её от всяких внешних соблазнов, которые столь возможны были при её красоте, – устроил для неё при своём доме особое закрытое помещение – «башню», которую украсил со всею роскошью, снабдил всем нужным и поместил – запер в этой башне свою дочь-красавицу, под строгим наблюдением и надзором приставленных к ней лиц – «детоводительниц и рабынь», объясняя это тем, что в уединении она может лучше продолжить и закончить своё образование. Но тщетны были намерения Диоскора, пламенного язычника и идолопоклонника, воспитать дочь в строгом язычестве и преградить ей всякое общение не только с гонимыми тогда и глубоко ненавидимыми им христианами, но и вообще, до известного возраста, от сношений с людьми посторонними. По одним рассказам, удаляясь в затвор, св. В. в душе была уже христианкой, и её наставником в истинах веры Христовой был знаменитый учитель церкви Ориген; по другим – к мысли о ничтожестве идолов и безумии языческого поклонения им она была приведена, по мудрому устроению Промысла, созерцанием неба, звёзд и всех великих сил и красот природы, велегласно возглашающих о Верховном Виновнике и Устроителе всего в мире-Творце-Боге, в Которого веровали христиане; наконец, кроме этого, по некоторым рассказам, в числе лиц, приставленных к ней, были также и христиане, которые и могли преподать ей христианское учение... Наступило время, когда отец хотел уже выдать св. В. замуж за одного из тех знатных и богатых искателей её руки, которые слышали о её красоте и которых было много: св. В. решительно отказалась выходить в замужество, угрожая, что в случае, если её станут принуждать к замужеству, она умертвит себя. Тогда отец изменил своё намерение относительно её затвора. Думая, что заключение в уединении, вдали от мирской суеты и всяких развлечений сделало молодую девушку чуждой земных привязанностей, свойственных её полу и возрасту, – он дозволил ей свободно выходить из дома и иметь «невозбранную беседу», а, следовательно, и знакомиться, с кем захочет. По некоторые рассказам (которые приводит и св. Димитрий Рост. в Чт.-Мин.), за это именно время св. В. познакомилась и подружилась с некоторыми девицами-христианками, от них получила первые уроки в христианской вере, а затем встретилась «с некиим пресвитером, случайно прибывшим из Александрии под видом купца» (по одним источникам, житие и место мучения св. В. были в Илиополе, в Египте, но другим в Никомидии, в Вифинии). От этого пресвитера она уже окончательно была утверждена в христианстве и приняла св. крещение. Между тем её отец некоторое время должен был находиться в отсутствии из дома и, когда отправлялся в путь, то по просьбе дочери распорядился вблизи её помещения – башни выстроить баню или купальню и сам составил план постройки, строго наказав строителям, чтобы купальня (вероятно, закрытый, каменный бассейн, наполненный водой) была построена в строгом соответствии данному им плану. Св. В. упросила строителей ускорить постройку, сделать, вместо двух, три окна – во имя св. Троицы, и сама собственным перстом начертала на одной из стен знамение креста Христова (по Иоанну Дамаскину и Метафрасту, которым следует Дим. Рост., знамение креста было начертано ею на каменном мраморном бассейне, находившемся при бане-купальне). Она упросила отца выстроить для неё такую баню с бассейном, чтобы в нем (в этом бассейне) принять крещение (как сообщается в некоторых её житиях), а начертала имя Св. Троицы и знамению креста для того, чтобы постоянно иметь то и другое пред собою и пред ними молиться. Когда приехал отец, и пред ним открылась тайна поведения его дочери, причём она безбоязненно исповедала себя христианкой и отвергла языческое идолослужение, – пришедший в ярость, прямо обезумевший от злости, язычник-отец, столь горячо любивший свою дочь, подверг её страшным мучениям, сначала сам лично, а затем, видя, что его побои и истязания не могут поколебать её мужества пострадать до конца за веру Христову, – передал её на мучение «игемону – правителю той области». Во время истязаний зверя-отца случилось чудо: когда израненная и окровавленная св. дева на время высвободилась из рук отца и бежала из дома, то разъярённый отец бросился за нею вдогонку с мечом, и вот он начинал уже догонять её вблизи возвышавшейся горы, как – разверзлась гора и сокрыла её в пещере. Но отец нашёл её и здесь, за власы повлёк домой, нанося ей кровавые удары, и – передал языческим властям. Страшным мучениям и всевозможному посрамлению была подвергнута св. Варвара, справедливо именуемая «великомученицей», тем более страшным, что свирепый отец не только присутствовал при её муках, но и наносил ей жестокие раны, сам совершил над нею казнь, на которую она была осуждена – собственной рукой отрубил ей голову. Во время страшных мучений св. В. была утешена и укреплена в её мужестве явлением ей Небесного Жениха, Царя Славы. Сладчайшего Иисуса. – Вместе с св. В. пострадала св. Иулиания: это была женщина, уверовавшая во Христа, при виде той пламенной веры в Него, какую являла св. В. своим мужеством в перенесении страшных мучений, – она уверовала во Христа и, после муки и посрамления, была также усекнута мечем. – Время жизни и мучений свв. В. и Иул. определяют неодинаково, но, во всяком случае, они жили в III в. и скончались не позднее 306 г. – Память их 4 дек. В римско-католических странах св. В. считается покровительницей против пожаров, бурь, и проч.

Один из греч. текстов (а их несколько редакций) мучен. св. Варв., по рукоп. XI–XV в., отпечатан у Аl. Wirth, Danae in christl. Legen., 1892 г.. стр: 105–111; находящееся в собрании Метафраста мучен. житие ее приписывается Иоанну Дамаск. (ок. 750 г.), другими же – преп. Арсению (ок. 850 г.); по Метафрасту излагает житие св. Варв. Димитр. Ростов. (Метафр. см. у MPG, t. 116). О мучен. акт и житии св. Вар. – у Сергия, MB., изд. 1901 г., т. II, Зам. 393.

А. Пономарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle