Ведомости
Ведомости – а) клировые. Учреждение клир. ведомостей относится к 20 января 1769 г., когда они под названием «именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания» были введены во всех существовавших в то время епархиях; нынешняя же их форма введена в 1829 г. и тогда же разослана при циркулярном указе Св. Синода от 31 марта. Вторая часть их носит название послужных списков, а сами они считаются, по закону, «актами, коими удостоверяется состояние лиц духовного звания». Существующая форма этих В., согласно определению Св. Синода 2 – 23 июня 1886 г. дополнена графою: «есть ли недвижимое имущество у самого, у родителей или жены, и какое именно»? В 1-ю часть клир. В. входят сведения о том, когда и кем построена церковь, каменная или деревянная и какая при ней колокольня; сколько престолов и в честь чего они освящены; достаточно ли утвари, сколько по штату (год учреждения штата) положено членов причта, количество церковной земли и какой именно; имеются ли на эту землю письменные документы и где они хранятся (уст. дух. конс., ст. 135 и 136); имеется ли церковное помещение для причта; сколько причт получает жалованья от казны, процентов по банковым билетам и дохода от прихожан; располагает ли причт разными оброчными или арендными статьями от церковных домов, лавок, мельниц, озёр и т. п.; есть ли церковная школа или богадельня; какие % бумаги принадлежат церкви и под каким № они значатся в приходо-расходных книгах, и проч. Во 2-й части пишутся послужные списки причта. Лета здесь должны обозначаться на основании метрических свидетельств (уст. служб. правит., ст. 806 свод, зак., т. III, изд. 1896 г.). В послужные списки вносятся все Высочайшие награды, а также благословения Св. Синода и выдаваемые им награды: камилавки, наперсные кресты и производство в протоиереи, равно как набедренники, благодарности епархиального начальства и других учреждений и начальствующих лиц. Высочайшее благоволение вносится в послужной список только в том случае, если удостоившиеся оного лица поименованы в повелении. Если же благоволения объявляются не на имя каждого, а в числе прочих или в составе целого присутственного места, то они в послужные списки не вносятся (уст. служб. правит., ст. 811). В формулярные списки лиц, служащих по духовному ведомству, вносится также отметка о получении ими знака Красного Креста (указ Св. Синода 30 января 1880 г.). Исполнение же разных частных поручений со стороны начальства, тесно связанных с служебною деятельностью лица, обыкновенно, не заносятся в формуляр, если на то не последовало особого распоряжения начальства. Как формою клировых В., так и формою (приложенною к 91 ст. уст. дух. конф.) наградного списка требуется внесение о каждом сведении: не был ли под судом и следствием, и если был, то за что, когда и чем дело кончено, из чего следует, что в послужные списки духовенства должны быть вносимы отметки о случаях всякого рода подсудности, хотя бы даже она кончилась и оправдательным приговором, как это постоянно разъясняется и Св. Синодом. Порядок показания членов принят такой: в многокомплектных причтах пишутся: сначала протоиерей, потом священники по старшинству; за ними диаконы и псаломщики с их семействами; служащие же в кафедральных соборах записываются в том порядке, в каком они означены в штате. В послужные списки должны быть вносимы все дети членов причта, хотя бы они жили отдельно от семьи (определение Св. Синода 20 сент. – 6 октября 1878 г.), в каком бы сане или чине ни состояли и за кем бы дочери ни были в замужестве (опред. 14 ноября 1876 г.); показание же круглых сирот не обязательно, если на этот счёт не сделано особого распоряжения епархиального начальства. После штатных и сверхштатных членов причта с их семействами пишутся: просфорни и вдовы священно-церковно-служителей с указанием, кто были их мужья, где и сколько времени состояли на службе; получает ли вдова пенсию, сколько и откуда. В 3-й части – о прихожанах сообщаются сведения о сословии их, есть ли между ними раскольники и какого толка, в каком расстоянии деревни отстоят от церкви и нет ли препятствий к сообщению с нею, и в какое время года. К клировым В. присоединяется В. о церковном старосте и о состоящих при церквах казённых и учебных заведениях. Клировые В. подписываются по листам всем причтом и представляются под конец года благочинному, который, дополнив их свидетельством о познаниях и поведении лиц, записанных в них, и удостоверив их своею подписью, представляет их епархиальному преосвещенному в первой половине января следующего года. За верность рекомендации отвечает благочинный, а за верность прочих показаний – вместе с благочинным и причт (указ 31 марта 1829 г.). При аттестации священнослужителей благочинные обязаны делать в клировых В. за каждый год отметки об образе жизни и поведении проживающих в их благочинических округах семинарских воспитанников (опред. свят. синода 12 ноября – 12 декабря 1885 г.). Согласно постановлению бывшего в июле 1885 г. собора русских епископов в Казани, благочинные обязаны отмечать в клировых В. о состоянии в подведомых им приходах противораскольнических библиотек с указанием на книги, приобретённые в течение последнего года;
б) исповедные. Исповедные В. или росписи по учреждению своему древнее клировых В., а именно, учреждение их относится к 1718 г., в котором именным указом от 1-го февраля повелевалось священникам ежегодно подавать «ведомость о неисповедовавшихся» и о взыскании с таковых штрафа. Каждый причт, вследствие этого, обязывался вести три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во 2-й – не бывшие, в 3-й – раскольники. Списки эти представлялись священниками поповским старостам, заказчикам или десятильникам, и этими последними – в архиерейские домы, откуда посылались в Св. Синод только общие извлечения из списков с показанием общего количества бывших и не бывших у исповеди по всей епархии. Но в 1737 г. на конференции сената с синодом была составлена новая форма таких экстрактов, состоявшая из 49 отдельных глав с 22 заголовками. В том же году именным указом от 16 апреля повелено было: «во всех епархиях градских и уездных всех приходских церквей священникам, каждому со своим причтом, сочинить прихожанам своим всякая чина мужеска и женска пола, от престарелых до сущая младенца, именные по чинам и домам, верные с показанием комуждо лет от рождения, росписи». Нынешняя форма утверждена Св. Синодом 15 октября 1846 г. и тогда же разослана по церквам. По уст. дух. консисторий исповедн. В. должны вестись по установленной форме при каждой приходской церкви, и один экземпляр их представляется (через благочинного) в консисторию или дух. правление к 1-му октября. В практическом отношении исповедн. В. служат одним из доказательств действительности брака, если он не записан в метрических книгах (уст. дух. конс., ст. 260), а равно, и доказательством рождения от законного брака, если невозможно получить метр. свидетельство о рождении по неимению метр. книг или по сомнительности самой метрической записи (там же, ст. 265). Вследствие такого значения их на благочинных возлагается обязанность наблюдать за своевременным и верным их составлением (инстр. благоч., § 40, п. в.) и в частности за тем, чтобы священники с особою осторожностью показывали по испов. В., супругами таких лиц, которые, хотя и поступают в их приходы на постоянное жительство, но не ими венчаны и в подтверждение супружества своего не представляют никаких доказательств (там же, § 42). За нерадивое ведение этих В. полагается взыскание по 193 ст. уст. дух. конс. (до отрешения от места с низведением в причетники);
в) различные, формы которых приложены к статьям уст. дух. конф. 14, 16, 33, 77, 89, 90, 103, 337, 340 и 356.
О клировых и исповедных В. см. Нечаев, Пр. руководство для священнослужителей, изд. 1900, стр. 361 и след.
Н. М.