Источник

«Воскресный день»

«Воскресный день», еженедельный, с приложениями, иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье, стал выходить в Москве с 1887 г., двухнедельным изданием, по 26 №№ в год, по цене 4 р. в год с доставкою. Редактором-издателем был священник Троицкой на Кожевниках церкви С. Я. Уваров. В № 1 редакция, выяснив значение воскресного дня в жизни христианина, как дня жизни души по преимуществу, дня духовного делания, который надлежит посвящать преимущественно на служение Богу, писала, что в этот день особенно полезно иметь под руками «доступное для всех чтение, которое отвлекало бы дух от будничных суетных соображений и напряжённой мысли, направленной на ежедневные занятия»; «такое чтение и имеет в виду дать «В. Д.», где читатель встретит и богомысленные рассуждения, и рассказы о делах Божиих, явленных в мире через посредство людей благоговейных; где читателям напомнят и о минувших днях жизни христианской церкви, о славных подвижниках на поприще христианского богомыслия и благочестия. Читатель встретит в журнале и рассказы о родной старине и о её славных людях, работавших под знаменем православной веры для её блага и могущества, а также повествования о современных событиях и выдающихся деятелях православия и благочестия. Предназначенный для каждого класса общества, доставляя интересное чтение для людей образованных, журнал имеет в виду преимущественно христианскую семью и школу». Программа была объявлена следующая: 1) церковь Христова в её прошлом: очерки и рассказы из истории библейской, общей, русской церковной и гражданской; 2) церковь Христова в её настоящем: жизнеописания служителей Христовой истины, воспоминания о них, отдельные случаи из их жизни; 3) христианское богослужение: история его и значение; 4) христианское искусство: история его и современное состояние; 5) церковная география: путешествия, описания свв. мест Востока и русских святынь; 6) евангельская проповедь: подвиги проповедников Евангелия на окраинах русской земли и за пределами оной, описание быта, нравов и верований инородцев; 7) христианская мысль: вероучение и нравоучение, благодатные явления веры; естественное богословие: духовно-­нравоучительное изложение сведений из наук естественных, духовные размышления, стихотворения; 8) религиозно-нравственная оценка художественных произведений светской литературы; 9) церковно-бытовая жизнь: новости, рассказы, дневники, записки, воспоминания из церковно-бытовой и религиозно-нравственной жизни; 10) известия и заметки о текущих явлениях духовно-общественной жизни как в России, так и заграницей; 11) библиография: новые книги и журнальные статьи с критическими замечаниями на них; 12) переписка с читателями: ответы на разные вопросы и недоумения в области духовно-нравственной. Иллюстрации: 1) изображения свв. угодников Божиих, виды свв. мест, обителей, храмов с их святынями, снимки с икон и разных предметов церковной утвари; 2) портреты служителей христианской истины прошлого и настоящего времени: преосвященных архипастырей, пастырей церкви, подвижников добродетели, деятелей христианского просвещения, миссионеров и пр., типы инородцев, среди которых подвизаются наши миссионеры; 3) снимки с картин знаменитых мастеров христианского искусства – русских и иностранных; 4) картины из церковно-бытовой и религиозно-нравственной жизни. Виньетка № иллюстрирована была так: на диске солнца помещалось полутенью изображение храма Христа Спасителя, а на лучах – изображение других Московских храмов и Кремля. В 1888 г. «В. Д.» преобразовался в еженедельное издание, а затем, развиваясь, стал давать, при той же подписной цене, множество приложений, так что, в конце концов, совсем уподобился в этом отношении нашим светским, иллюстрированным изданиям. В объявлении о подписке на 1902 г. редакция даёт за 4 р. с доставкой и пересылкой: 52 №№ иллюстрированного журнала в объёме 1 1/2 листов большого формата каждый; 52 №№ газеты «Современная Летопись»; 52 №№ «Воскресных Листков»; кроме того, ещё 24 приложения: 12 книг поучений «Пастырское Слово»; 12 книг внебогослужебных бесед «Воскресный Собеседник».

История развития журнала была такова. Уже в первый год «В. Д.» разослал годовым подписчикам в качестве бесплатного приложения «Общедоступное истолкование послания св. ап. Павла к римлянам» (первых трёх глав). С 1889 г. редакция, имея в виду облегчить долг пастыря православно-русской церкви при удовлетворении распространяющейся в простом народе потребности к образованию, стала помещать на страницах своего журнала статьи, применимые к внебогослужебным собеседованиям с народом. С этою, отчасти, целью ещё с 1888 г. появились в приложении к «В. Д.» «Воскресные Листки», с историей и объяснением церковных праздников, жизнеописанием святых, описанием особо чтимых чудотворных икон – с нравственными приложениями из жизни народа; каждый листок украшался соответствовавшей его содержанию иллюстрацией. С 1889 г. журнал, «в силу желания многих своих подписчиков», стал давать и ноты употребительнейших церковных песнопений. С 1892 г. журнал стал давать «12 листов» сборника «Воскресный Собеседник», предназначенного для чтения в христианской семье и для внебогослужебных собеседований. В 1895 г. было платное приложение: иллюстрированное описание жизни, чудес и икон святителя Николая Чудотворца и Богоматери, за дополнительную плату в 1 р. С 1896 г. стала выходить при «В. Д.», в качестве бесплатного приложения, еженедельная газета «Современная Летопись» по следующей программе: 1) статьи по церковно-­общественным вопросам, 2) обзор событий церковно-общественной жизни в России и заграницей, 3) распоряжения епархиальных начальств, 4) среди газет и журналов и 5) разные известия. В программу «С. Л.» целиком вошли, таким образом, три последних отдела из «В. Д.» и там они были заменены одним отделом: – 10) смесь, – который, впрочем, тоже скоро исчез из программы «В. Д.». Год 1901 давал 6 книг «Воскресного Собеседника» и 6 книг «Церковной Беседы», а с 1902 г. журнал принял, наконец, уже описанный выше объем. С 1895 г. «В. Д.» переменил виньетку: она теперь изображает на главном фоне картину семьи, сидящей за столом с № «В. Д.» и церковь, с идущим в неё народом. В 1893 г. редактор-издатель, о. Симеон Уваров перешёл к Николаевской церкви на Мясницкой. Журнал издаётся в обычном формате иллюстрированных еженедельных журналов и с первых же лет издания допущен учебным комитетом при Св. Синоде в библиотеки духовно-учебных заведений. Что касается содержания «В. Д.», то оно ясно исчерпывается вышеприведённою программой. Нет, конечно, надобности, да и возможности, перечислять статьи, написанные применительно к семейному и народному чтению. Обращают разве на себя внимание помещавшиеся в первые годы описания русских свв. мест. Журнал помещает портреты всех архиереев по случаю назначения на новые кафедры или юбилеев. В первый год издания в журнале принимали участие: гр. М. Толстой, кн. Е. Горчакова, М. И. Хитров, Д. Голубинский, свящ. П. Шумов, и в самом деле, далее на притязательный вкус, журнал был очень недурен, хотя и очень невелик. Теперь он даёт целую груду печатного материала.

Приложения к журналу – каждое имеет свою особенность:

1. Воскресные Листки составляются и издаются по хорошо всем известному образцу «Троицких Листков». Каждый листок иллюстрирован. К 1902 г. вышло 600 №№ листков, в количестве, по заявлению издателя, нескольких миллионов экземпляров. По мере накопления, «В. Л.» сброшюровываются в книжки и продаются выпусками. Продаются и отдельными листками по 60 к. за 100 экз.

2. Воскресный Собеседник выходит ежемесячно книжкою в 1 1/2 л. обыкновенного формата и содержит в себе внебогослужебные систематические беседы. К 1902 г. вышло 9 годичных выпусков: 1) земная жизнь Спасителя; 2) жизнь и деятельность апостолов; 3) важнейшие события истории христианской церкви; 4) вселенские соборы; 5) жизнеописания пустынников; 6) история русской церкви; 7) святители и преподобные, подвизавшиеся на Руси; 8) патриархи на Руси; 9) православное богослужение. В 1902 г. идёт объяснение символа веры с нравственными уроками, примерами из жизни святых и обыденной жизни. Издание в начале года украшается виньеткой, изображающей беседу священника в сельской школе.

3. Пастырское Слово выходит ежемесячно также книжками в 1 1/2 л. и, в сущности, ничем характерно не отличается от «Воскр. Собес.». Содержание «П. С.» посвящено беседам на воскресные и праздничные дни, причём беседы даются заблаговременно, так что ими может воспользоваться каждый священник, не сумевший или не потрудившийся приготовить собственную проповедь на тот или другой воскресный или праздничный день. Издание в начале года украшается виньеткой, изображающей проповедь священника в церкви.

4. Современная Летопись стала выходить с 1896 г. по следующей программе: статьи по церковно-общественным вопросам; церковно-общественная жизнь в России; распоряжения епархиальных начальств; среди газет и журналов; церковно-общественная жизнь за границей; разные известия. «С. Л.» постепенно выработалась в еженедельную церковную газету. В первые годы она выходила в формате «В. Д.», а с 1902 г. увеличила свой формат и равняется средней дешёвой газете.

Выходившие в первые годы, в качестве приложения, ноты даны для следующих церковных песнопений: Царю небесный, Взбранной Воеводе, Херувимская песнь (1889 г.), припевы к 9-й песни канона на Сретение Господне, На реках вавилонских (1890 г.).

«В. Д.» учебным комитетом при Св. Синоде давно уже допущен в библиотеки духовно-­учебных заведений.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle