Источник

Водоосвящение

Водоосвящение. Современная богослужебная практика различает двоякое водоосвящение, – великое и малое. Первое, иначе называемое последованием св. богоявлений, совершается по действующим постановлениям дважды: накануне Богоявления в конце литургии или вечерни, а также в самый праздники после литургии на реках или источниках. В том и другом случае состав его вполне одинаков. Чин водоосв. начинается пением тропарей: «Глас Господень на водах», «Днесь вод» и т. д., в которых воспевается крещение Спасителя. Далее, в трёх паремиях из кн. пр. Исаии (35:1–10; 55:1–13; 12:3–6) изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю, радость церкви о почерпании воды от источников спасения. Затем в апостоле (1Кор.10:1–4) указывается на те вещи, лица и события, которые в ветхом завете были прообразом И. Христа, а в евангели (Мк.1:9–12) говорится о самом крещении Господа. После евангелия следует ектенья «миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Затем священник тайно читает молитву: «Господи Иисуе Христе», и гласно «Велий еси Господи», прося Господа освятить воду наитем св. Духа и троекратно благословляет её рукою, при троекратном произнесении слов: «сам убо, человеколюбче царю, прииди и ныне наитием св. Духа, и освяти воду сию». По окончании молитв священник, благословляя воду крестом, погружает его при пении тропаря: «во Иордане крещающуся тебе Господи». После этого, обратившись на запад, кропит св. водою крестообразно на все стороны, даёт целовать крест, окропляет целующего и, при пении стихиры «воспоим вернии, еже о нас Божья благодеяния величество», входит из крестильни в храм.

Установление богоявленского водоосв. некоторые усвояют св. Матфию, о чем будто бы говорит приписываемая ему 29 гл. VIII кн. Ап. Постановлений молитва при освящении воды. Но, судя по её выражению: «Сам и ныне Христом освяти воду сию о имени принесшего», данная глава имеет в виду освящение воды для частных нужд и потребностей. Гораздо естественнее и правдоподобнее мнение тех, которые производят обряд богоявленского водоосв. из древнего обычая крестить оглашённых в ночь на пр. Богоявления. На подобное происхождение указывает и почти полное тождество молитвы великого водоосв. с молитвою при освящении воды для крещения и предписание совершать данный обряд в крещальне. Некоторые из учёных, напр., проф. Мансветов в своём Типиконе, предполагают, что в древнее время чин водоосв. вовсе не отделялся от крещения и, служа приготовительным к нему актом, совершался, как и большая часть таинств, в связи с литурией во время канона евхаристии. «На это обстоятельство, говорит проф. Мансветов, указывает, между прочим, одно известие об Иакове, епископе Сарцинском (V в.). Оно сообщает, как Иаков, будучи трёхлетним ребёнком, в праздник Богоявления был принесён своею матерью в церковь. Дело было во время литургии. И вот, при освящении даров ребёнок вырвался из рук матери и устремился в алтарь. Здесь, поклонившись трижды пред св. трапезою, он протянул руку и зачерпнул три горсти воды» (См. Assomoni, Вibliotheka Оriantalis. Т. 1, р. 286, not. 2). «По всему видно, прибавляет проф., что речь идёт о богоявленской воде, которая стояла в алтаре, и над которою епископ совершил, или намеревался совершить, invocatio» (Типикон, стр. 157). Насколько справедлив подобный взгляд, сказать довольно трудно; во всяком случае, с ним не легко примирить свидетельство И. Златоуста о совершении водоосв. в полночь. «В этот день, говорит он в беседе на Богоявление, крестился Христос и освятил природу воды. Потому-то и приносит народ в полночь этого праздника сосуды для воды, черпает её и хранит на целый год, потому что именно ныне вода освящается». Если, таким образом, первые четыре столетия не представляют ясных и вполне определённых указаний на время совершения богоявленского водоосв., то, начиная с V в., оно становится известным: водоосв. совершается в навечерие Богоявления. Введение подобной практики приписывается Феодором Чтецом и Кедрином патриарху Петру Гнафею, современнику императора Зенона. Он, говорят историки, первый ввёл обычай совершать богоявленское водоосв. под вечер. Подобное же сказание существует и об Иакове Эдесском (V в.). По словам одного сирского писателя, он установил совершать освящение воды в ночь накануне праздника Богоявления (Assemani, Ibid.). По мнению проф. Мансветова, и в том, и другом известии речь идёт не о происхождении обряда, а о его выделении от литургии и прикреплении в вигилиям. Приуроченный в V в. к кануну Богоявления, обряд великого водоосв. совершается в навечерие этого праздника вплоть до XI ст. О подобной практике говорится в книге «de сеrеmoniis аulae Вуzаntine», в кратком начертании Студийского устава, в древнейших триодях и других памятниках, напр., Путешествии игумена Даниила. В XI в. начинает появляться современный обычай совершать богоявленское водоосв. дважды: накануне праздника и в самый день праздника. И, хотя, по словам Никона Черногорца, он не имеет за себя никакого основания, но тем не менее приобретает все больше и больше значения, возводится на степень правила в литургических памятниках XIII ст. Так, двукратное освящение воды предписывается Севастьяновским уставом XIII в. и Синодальным № 456 того же времени.

Известный по названию с древнего времени, чин богоявленского водоосв. не известен, однако, в своём первоначальном виде. Свидетельства истории ограничиваются в данном отношении указанием Иакова Эдесского, что молитва «Велий еси Господи» составлена св. Проклом, епископом одного города на острове Кипре, и надписанием стихиры «Глас Господень на водах», и молитвы «Троице пресущная» именем Софрония, патриарха Иерусалимского (Goar, Εύχολόγιον, стр. 369. Иоасафовский Требник 1639 и Иосифовский Служебник. Братское Слово. 1875. II. 120). Замечания Иакова Эдесского привело Assemani к предположению, не читал ли он Cypri вместо Cyzici и, если так, то автор молитвы «Велий еси Господи» – Прокл, патриарх Константинопольский, епископствовавший ранее в Кизике; а свидетельство указанных литургических памятников дало преосв. Филарету Черниговскому право и основание утверждать, что чин богоявленского водоосв. приведён в современный вид Софронием, патриархом Иерусалимским (Исторический обзор песнопений, стр. 232). Но против подобного взгляда говорит тот бесспорный факт, что древнейшие его редакции далеко не тождественны с современной; образование этой последней происходило постепенно. Так, Барберинов евхологий VIII-IX знает из чина В. лишь ектению (отличную от современной) и три молитвы: «Господи Иисусе Христе»; «Велий еси Господи» с двояким предисловием: «Троице несозданная», «Благословен еси Господи» и, наконец, «Приклони Господи ухо» (Goar, р. 371). По указанно другого памятника – Типикона Великой Церкви (IX-X в.), данный обряд совершался следующим образом. По окончании литургии, стоящие на амвоне певцы начинают тропарь «Глас Господень на водах»; при его пении все идут в крещальню; здесь диакон произносит ектению, патриарх читает молитву воды, благословляет воды, и тотчас бывают три чтения. После них при пении того же самого тропаря входят в храм (Дмитриевский, Описание литургических рукописей. Т. I. Τυπικά, стр. 41). Более близок к современному чин В. по Илитарию № 956 синайской библиотеки (рукоп. X в.). По крайней мере данный памятник говорит о чтении не одной молитвы, как первый, а современных трёх: «Господи Иисусе Христе, единородный Сыне»; «Вели еси Господи» и «Приклони, Господи, ухо Твое» ( Дмитриевский, Описание литур. рукописей. Т. II. Εύχολόγια, стр. 17). Те же три молитвы с прибавлением пред второй «Славим тя, Владыко святый, Вседержителю» встречаются и в другом памятнике X в., – Евхологие № 958 Синайской биб. (Дмитриевский, Ibid., стр. 27). Впрочем, в этом последнем порядок В. представляет некоторые особенности: кроме молитвы «Велий еси Господи», полагается иная, – «Боже, Боже наш, претворивый горькую воду»..., кроме тропаря «Во Иордани крещающуся Тебе, Господи», – другой, – «Трепетала рука крестителя ».., а чтение паремий, апостола и евангелия относится на самый конец чина. Ещё более особенностей представляет чин водоосв. в Кратком Начертании Студийского Устава (не позже конца X в.). По его предписанию, оно совершается следующим образом. По окончании литургии священник исходит вместе с братею в крещальню (είς τόν λουτῆρα) при пении «Во Иордани крещающуся Тебе, Господи». После этого диаконом произносится ектения, а священником читается молитва водоосвящения. По освящении воды и окроплении ею братии, поётся тропарь «Глас Господень на водах»; пропев его трижды, входят в храм при пении тропаря: «Одеяйся светом божественне» (Migne, Cursus completus patrologiae. XCIX tom. Со1. 1717–1720. seria дгаеса). Порядок Начертания повторен с буквальною точностью в пергаменном кодексе 1086 г. Синайской библиотеки № 401, но его особенности объясняются, как думают, неисправностью текста. И действительно, они не встречаются не только в других древнейших изложениях чина богоявленского водоосв., напр., в Типике великой Константинопольской церкви IX-Х вв. (Дмитриевский, Описание литургических рукописей. Т. I, стр. 41), но и в редакциях того же самого Начертания. Так, в списке XIII-XIV в. чин водоосв. начинается пением тропаря «Глас Господень на водах», за ним следуют паремии и т. д. (Дмитриевский, Ibid. Стр. 238). Показания Начертания не могут, таким образом, идти в счёт; и, тем не менее, неустойчивость в составе чина В. продолжает существовать и в течение следующего XII в. Так, по указанию Евхология № 973 Синайской библ., чтение апостола и евангелия полагается не вслед за паремиями, а после ектении и тайной молитвы священника. Тот же самый памятник предписывает возносить после евангелия новую ектению и, при благословении воды, произносить следующие слова: «Крещается Христос, вземляй грех мира; крещает Иоанн Господа, вземлющего грех мира» (Дмитриевский, Ibid. Стр. 90). С ХIII в. чин В. начинает уже более приближаться к современному. В памятниках этого времени встречается указание на пение не одного, как прежде, а нескольких, двух, трёх тропарей; и, хотя они не во всех списках одинаковы и тождественны с современными («Ко гласу вопиющего в пустыне»; «Ангельское воинство»; – Евхологион № 1036. Дмитриевский, Ibid. Стр. 150. «Глас Господень»; «Ко гласу вопиющего»; «Господи, восхотевый исполнить от века предопределённое»; – Евхологион № 104. Дмитриевский, Ibid. Стр. 156), однако в некоторых (Евхологион № 189. Дмитриевский, Ibid. Стр. 179. Крипто-ферратский список. Goar, Εύχολόγιον, стр. 372) вполне совпадают с ныне употребляемыми. Равным образом чтение паремий, апостола и евангелия полагается, как и теперь, после пения тропарей. Что касается нововведений, то они сводятся ко внесению в ектению новых прошений и к единосущной... Троице (Дмитриевский, ibid. стр. 156, 179). В течение следующих веков – XIV, XV, XVI входить в употребление обычный чин В. (Дмитриевский, ibid. стр. 410, 413, 572, 709). В качестве исключения можно сослаться на изложение его состава в Евхологии № 991 и № 974 Синайской библ. (Дмитриевский, ibid. стр. 330, 676 и д.).

Что касается богоявленского водоосв. русской церкви, то под именем «водокрещи» оно упоминается Ипатьевской летописью под 1148 г., по указанно полных Студийских уставов славянской отрасли, совершается только однажды, – накануне Богоявления. Изменение данного обычая, т. е. введение двукратного водоосв. последовало в период утверждения Иерусалимского устава. Впрочем, его славянские памятники говорят то о двукратном освящении воды, то однократном. Первое предписывается, напр., сербским требником XV ст. (Горский и Невоструев, Описание славянских рукописей. III ч. стр. 154). Колебание в данном отношении не исчезло и впоследствии. Так, Максим Грек писал особое сочинение в защиту нового обычая совершать освящение воды на источниках, разъясняя его смысл (сочинения М. Гр. III ч. стр. 118), а позднее его Арсений Суханов предлагал данный вопрос патриарху (проскинитарий, стр. 55). В последний раз вопрос о двукратном водоосв. был поднят на Московском соборе 1667 г. Разрешив его в духе Максима Грека, собор осудил, в то же время, распоряжение Никона освящать воду однажды, – накануне Богоявления (Субботин, Материалы для истории раскола. Т. 2, стр. 237). Древнейшее для русской церкви описание чина богоявленского водоосв. встречается в полном Студийском уставе по рукописи XII – XIII в. (рук. Соф. библ. № 1136). По его указанию, практика XII ст. не представляла никаких отличий от современной. Но другой памятник XIII ст. – «Слово о кресте», помещённое в Новгородской Кормчей 1280 г., отмечает своеобразный обряд освящать воду через погружение в неё целой связки крестов. Несмотря на обличения со стороны более благоразумных, подобный обычай просуществовал до половины XVI ст., – был запрещён Стоглавым собором. Совершенно иное находим в памятниках XIV в. В одних, напр., служеб. митрополита Киприана (рук. Моск. син. б. № 344. Горский, стр. 17), порядок богоявленского водоосв. тот же, что и теперь; в других значительно разнится от современного чина. Так, по указанию рукописного служебника Соф. биб. № 526, в начале водоосв. пелась только одна первая стихира «Глас Господень на водах», а священник благословлял в это время воду тремя свечами. После паремий следовала ектения с лишними, против современной, прошениями; такие же добавления представляла и вторая тайная молитва, начинающаяся словами: «славим Тя, Владыко Господи Вседержителю». При погружении креста в воду священник говорит: «во имя Отца и Сына и св. Духа». Три последние особенности встречаются в чине водоосв. по служебнику Московской синод. биб. № 345 (Горский и Невоструев, стр. 24), и, кроме того, в нем не упоминается о чтении апостола и евангелия (ibid). Ещё большим разнообразием отличается порядок водоосв. в XV в. По одним памятникам, напр., требнику 1481 г., – рукопись Москов. синод, библ. № 375, и требнику же самого конца XV в. – рукопись Москов. Синод. библ. № 376, он совпадает с современными (Горский и Невоструев, ibid. стр. 203, 209); по другим повторяет особенности чина XIV ст. и в третьих, представляет новые подробности. Так, по указанию двух рукописных служебников соф. биб. № 530 и 836, благословение освящаемой воды свечами было перенесено с начала чина на другое место, – соединено с произнесением слов: «Ты сам, Владыко человеколюбие, царю», причём после троекратного осенения воды свечами было предписано гасить их в той же воде. В конце чина, хотя очень редко, пелись стихиры на целование креста. Все эти особенности, за исключением гашения свеч и пения стихир, перешли к нам из практики сербской церкви (Сербский требн. ркп. Собрания Гильфердинга. № 22; л. 10 – 21; № 24, л. 27 – 36). Гашение свеч представляло самобытное явление и, выражая наглядным образом нисшествие на освящаемую воду св. Духа, послужило, можно думать, основанием для прибавления к указанным словам выражения «и огнём». В такой именно редакции («Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым и огнем») встречается данная молитва в памятниках XVI в., напр., в рукописном служебнике Москов. Синод. библ. № 359 (Горский и Невоструев, Ibid. стр. 78). Исключение этой прибавки стоило впоследствии тяжких огорчений архимандриту Дионисию и его сотрудникам по исправлению требника, и даже патриарх Филарет согласился на него лишь после того, как получил от восточных патриархов формальное удостоверение в том, что слова «и огнём» в греческих требниках, в молитве на освящение воды, не имеется. В других отношениях чин водоосв. XVI в. совпадает с чином предшествующих столетий. Так, редакция требника № 375 воспроизводится в требнике № 377 (рукопись Москов. син. биб. Горский, стр. 209), а редакция служебника № 530 – в служебнике № 360 (рукопись Московск. биб. Горский, стр. 83). С теми же самыми особенностями излагается чин богоявленского водоосв. и в некоторых из старопечатных требников и служебников. В них встречается большее, чем теперь, количество прошений великой ектении (треб. патр. Филарета, Иоасафа и Иосифа), и вместо одной тайной молитвы – две, причём вторая начиналась двояко: в требниках филаретовском, иоасафовском 1636 г. и иосифовском словами «славим Тя Владыко Господи Вседержителю», а в треб. иоасафовском 1639 г. и иосифовском служебнике словами «Троице пресущная». С исключением указанных особенностей чин водоосв. получил свой современный вид. Таково изложение его состава в требнике патр. Никона 1659 г.

В древнерусской церкви обряд богоявленского водоосв. был одним из самых любимых и почитаемых, и как такой совершался с несравненно большею, чем на востоке, торжественностью. Особенною пышностью он обставлялся в Москве, когда совершался в присутствии государя. В этих случаях на Москве реке, против Тайницких ворот выбиралось особое место для водосвятия. Здесь устраивались шатёр для царя, балдахин для патриарха, и около них к востоку вырубалась крестообразная «иордань». Государевы люди также помещались под «иорданскою сенью». В 12 часов дня по нашему счёту начинался государев выход из дворца в Успенский собор. В соборе после встречи государь возлагал на себя «большой царский наряд», в котором и шёл на иордань. Ход открывали 400, 600 или даже более стрельцов с блестящим оружием, за ними шло от 500 до 600 человек духовенства, позади его патриарх, а затем открывалось государево шествие. Впереди шли чиновники приказов в бархатных кафтанах, потом дворяне, стряпчие и стольники, наконец, ближние люди. За ними следовала «стряпня царская» из 12 человек, которые несли платье государю для перемены на иордани. Государь шествовал в порфире, бармах, в царском венце, с крестом на груди и посохом в руке. Его поддерживали под руки стольники и окружали бояре. Шествие оберегалось с обеих сторон стрельцами, а позади всего хода большие сани государя, сопровождаемые прислугой. После занятия мест на иордани, совершалось обычным порядком водосвятие, а потом кропились св. водою знамёна. Для этого патриарх доставал из проруби воду ведром или наливкою. Окропив знамёна, он наливал стопу государеву и отсылал её наверх для окропления икон, затем, поздравив государя, он давал ему целовать крест, кропил его св. водою, потом бояр и властей. По окончании обряда крестный ход торжественно в прежнем порядке возвращался в Успенский собор, причём патриарх кропил водою войско и народ. Подобное же торжество в праздник Крещения, только, конечно, в более скромном виде происходило и по всей русской земле. Так, путешественник XVII в. диакон Павел Алеппский описывает водосвятие в Коломне, на которое собрались даже деревенские священники с своими паствами.

Малое водоосв. отличается от великого и по времени совершения, и по своему составу. Его положено совершать 1-го августа на источниках и водохранилищах, в день Преполовения, в дни храмовых праздников пред литуриею и, наконец, во всякое время на дому по желанию верующих. По своему составу малое водоосв. подобно утрени в соединении с литиею. После возгласа священника читается Пс.142, а затем поётся «Бог Господь» и тропари «к Богородице прилежно ныне притецем». После них читается Пс.50, и вместо канона поются тропари «Еже радуйся ангелом приимшая». По окончании пения тропарей диакон говорит: «Господу помолимся», а священник произносит возглас: «Яко свят еси Боже наш», и начинается пение новых тропарей: «Ныне наста время всех освящающее». Затем следует чтение апостола и евангелия, произношение ектении «миром Господу помолимся», чтение священником молитвы об освящении воды: «Боже, Боже наш великий в совете», другой – тайной, и, наконец, освящение воды через погружение в неё креста при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя». Во время следующего за этим кропления поются тропари: «Источник исцелений» и «Призри на моление раб Твоих». Водоосв. заканчивается сугубою ектениею, молитвою литии – «Владыко многомилостиве» и отпустом. По времени установления малое водоосв. едва ли не древнее великого. По крайней мере, древнейшее свидетельство о нем принадлежит II ст., – именно в Анналах Барония встречается под 132 г. замечание, что существовавшее со времён апостолов обыкновение малого освящения воды утверждено в качестве церковного чина епископом римским Александром (118 – 138). В памятнике IV в. – 29 гл. VIII кн. Ап. Постановлений установление водоосв. приписывается ев. Матвею, а весь чин состоит из одной молитвы. В VII в. появляется обычай совершать водоосв. при наступлении каждого месяца. По словам канониста Вальсамона, он введён отцами Трулльского собора, постановившими совершать малое водоосв. в начале каждого месяца в противодействие языческому обычаю зажигать в это время костры и перепрыгивать через них в надежде оградить себя от влияния нечистых духов. Тот же самый Вальсамон разъясняет причины внесения в чин малого водоосв. тропарей в честь Божией Матери. Язычники, говорит он, имели обыкновение собираться 23 июня вечером к реке или морю, черпать воду, вливать её в сосуд и в последний влагать различные вещицы. При этом молодая девушка, украшенная наподобие невесты, вынимала их и гадала о судьбе того человека, которому они принадлежали. Для отвращения народа от такого суеверия и было положено петь при освящении воды песнопения в честь Девы Марии. Окончательное образование чина приписывается Константинопольскому патриарху Фотию (IX в.), а от XIII в. имеются списки, излагающие его состав в том самом виде, в каком он существует теперь (Goar, Εὐχολόγιον. 358 – 62).

Чин малого водоосв. русской церкви не отличался в древнее время однообразием, хотя по древнейшим известным памятникам не представлял резких отличий от современного. В XIV в. он имел одну особенность, – предписывал петь при погружении креста в воду тропарь «Твоих даров», а не «Спаси Господи», как теперь. Известная по греческим памятникам (Тактикон; рукоп. м. синодальной библ. № 279, л. 36, об. 37; Εὐχολόγιον, рук. той же библ. № 280, л. 83, об. 85 и т. п.), она воспроизведена в двух служебниках ХIV в. Моск. Синод. библ. № 344 и № 347 (Горский и Невоструев, стр. 18, 31). Гораздо более особенностей представлял чин малого водоосв. в XV и XVI в. В списках XV в. он начинался чтением Трисвятого, Пресвятая Троице, Отче наш; по возгласе: «Яко Твое царство», следовало «Приидите поклонимся», 50 пс., и затем начиналось пение тропарей. В одних памятниках их было менее, чем теперь; так, в рук. служебниках соф. библ. №№ 836, 839 и требнике № 1064 в конце не достаёт восьми тропарей; в других, – рукоп. служеб. соф. библ. № 530 и служ. м. синод, библ. № 358 (XVI в.), – встречаются лишние. После следовавшей за евангелием ектении читались молитвы, в числе которых находится неизвестная в настоящее время «Боже великий и вышний, иже в Троице святей поклоняемый» (рук. соф. библ. №№ 520, 530, 836; служебн. моск. син. библ. №№ 358, 360, 375; Горский, стр. 71, 83, 202). Дальнейший порядок чина до конца сходен с современным; но в конце по освящении воды пелись стихиры кресту: «Приидите вернии», «Днесь Владыка твари» и т. д. (рук. служ. соф. библ. №№ 836, 837; требн. № 1064), читалось «Трисвятое», «Отче наш», пелись тропари «Страстьми святых», «Слава и ныне», «Спаси Господи»; произносилась сугубая ектения, и делался отпуст (рук. служебн. соф. библ. №№ 529, 574). Все указанные особенности чина малого водоосв. в данный период оправдываются или памятниками греческой церкви (Εὐχολογ. рукоп. севаст. собр. №№ 472, 473; Минея рукоп. сев. собр. № 486) или церквей южно-славянских (служ. рукоп. моск. син. библ. № 373. Горский, стр. 154). Следы того же самого разнообразия представляет чин малого водоосв. и в старопечатных славянских требниках и служебниках. Так, в иоасафовском требн. 1639 г. и иосифовском служебнике встречается вышеупоминаемая молитва «Боже великий и вышний»; в них же, а равно и в других положено после освящения воды пение стихир кресту. В иоасафовском требн. 1636 г. великая ектения состоит из 15 прошений, а в служебнике патриарха Иосифа она имеет, как и теперь, двадцать, и т. п. Иной характер носит чин малого водоосв. в требниках, изданных при патр. Никоне. Как видно из требн. 1659 г., его состав нисколько не отличается от современного.

А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle