Валаамский монастырь
Валаамский монастырь входит ныне в состав финляндской епархии, но принадлежит к тем немногим обителям, которые вышли из своей епархиальной сферы и приобрели всеобщую известность и высокое значение для всего православного мира. Монастырь расположен на острове Ладожского озера Валааме, в Сердобольском уезде Выборгской губернии. Остров Валаам окружён целою сетью меньших островов, около 40, которые тянутся от запада к востоку более чем на 12 вёрст, а от севера к югу вёрст на 7 и занимают до 3.100 десятин земли. На всех этих островах нет мирских селений; ближайшие поселения отстоят от монастыря в 25 вёрстах. Таким образом, остров Валаам, отделённый от материка широким водным пространством и удалённый от человеческих жилищ, представляет весьма удобное место населения его иноками, давая им много особых удобств для подвигов уединённой жизни. Не слышно на нем развлекающей мысли мирской суеты, а угрюмая живописность его скал, разбросанных в художественном беспорядке среди зеркала вод, с нежными прорезами зелени возводит помыслы к величию Бога любви.
История монашеского поселения на Валааме скрыта в веках глубокой древности. По преданиям, оно началось при святом великом князе Владимире, или ещё ранее – при св. великой княгине Ольге. Основателем монашеской жизни на Валааме почитается св. священноинок Сергий, а после него устроителем св. Герман. Оба эти валаамские чудотворцы пришли на Валаам от стран восточных. По завету свв. Сергия и Германа, на Валааме установлено общежитие, ещё в X веке Валаамская обитель выделила от себя св. Авраамия, основателя Ростовского Богоявленского монастыря. Впоследствии из В. монастыря вышли свв. Арсений Коневский, Александр Свирский, Савватий Соловецкий, основавшие также свои монастыри.
В XII веке обитель подверглась разорению со стороны шведов, но затем была восстановлена, причём была переименована из Троицкой в Преображенскую. Три века обитель пользовалася миром и опять достигла процветания. В XVI веке настали опять тяжёлые времена: шведы в 1578 г. совершенно разорили монастырь и умертвили игумена Макария с 34-мя другими иноками. После заключения мира со шведами в 1595 году, милостью царей Феодора Ивановича и Бориса Годунова монастырь был возобновлён на средства государственной казны. В смутное время начала XVII века монастырь опять был разорён шведами и затем с 1617 года подпал их власти, от чего был освобождён при Петре Великом в начале XVIII века. За время шведского господства монастырь был совершенно уничтожен. Восстановлен он был после 1715 года архимандритом Кириллова Белозерского монастыря Иринархом, а до 1720 года находился в подчинении Кирилло-Белозерскому монастырю. Однако обитель никак не могла оправиться, не смотря на значительные угодья и земли, возвращённые ей, пока, наконец, не была поставлена и с внешней и внутренней стороны на высоту, которую сохраняет доныне, праведным старцем Саровской пустыни, игуменом (1782–1801 гг.) Назарием. Старец Назарий обстроил Валаамскую обитель и ввёл в ней общежительный устав Саровской пустыни с допущением, впрочем, по-прежнему жизни скитской и отшельнической. По уставу среди братии не должно быть частной собственности и даже скрытых помыслов. Для руководства новоначальных в обители существуют старцы, которым новоначальные должны открывать все свои помыслы. Пища самая простая. В большинстве даже без масла. Некоторые из схимников, живущих на Валааме, придерживаются до того строгого постничества, что употребляют в пищу только овощи. Напев при богослужении на Валааме употребляется столповый, древнерусский. В 1814 г. положено выбирать настоятелей монастыря из среды самой монашествующей братии, в 1822 г. монастырь положен в 1-м классе, и игумену настоятелю присвоено право ношения архимандритского креста.
В. монастырь сооружён в форме двух четвероугольников, заключённых один в другом. По средине внутреннего четыреугольника стоит величественный храм с высокою колокольнею. На колокольне есть один колокол в 1.000 пудов. Один колокол, в 56 п., вылит из траурных принадлежностей похоронного поезда Императора Александра I. Вне монастыря, в 20 саж., устроена каменная гостиница с 200 номеров. Есть странноприимный дом. Для подъёма воды на скалу в 133 фута выстроен каменный «водоподъёмный дом», к которому из обители проложен тоннель. При монастыре – больница на 20 человек и школа для детей бедных окрестных корел, отданных родителями в монастырь на воспитание и содержание. Мощи свв. Сергия и Германа почивают под спудом в нижней церкви недавно выстроенного (заложен в 1887 г.) нового величественного собора.
Кроме главного монастыря, на Валаамских островах имеются скиты: 1) святителя Николая, на острове, лежащем с левой стороны при входе в монастырский пролив, прежде называвшемся Крестовым, а теперь называющемся Никольским; 2) большой скит Всех Святых, в трёх вёрстах от монастыря; сюда вход женщинам дозволяется только в храмовой праздник; здесь могила прозорливого старца, ифросхимонаха Антипы; 3) Святоостровский, на островке, имеющем 700 саж. в окружности, прежде называвшемся старым Валаамом, а теперь Святым, в память того, что на нем жил Александр Свирский; остров расположен в 7 верстах от монастыря; 4) скит св. пророка Илии, на островке Лембос или Ильинском, в 3 вёрстах от монастыря; остров имеет в окружности до 2-х верст; 5) скит св. Иоанна Предтечи, на острове Предтеченском или на Сирничан (что в переводе с финского значит Монашеский), в 4-х верстах от Валаама; 6) скит Коневския Божия Матери с пустынькой игумена Дамаскина; 7) Авраамовский скит, на отдельном островке, в 8 вёрстах от монастыря; 8) пустынька игумена Назария, в 1 версте от монастыря.
В настоящее время В. монастырь по преимуществу известен, как приют особливого иноческого труда. Все валаамские острова представляют собою скалы серого гранита. Удобной для мелкой растительности земли на них имеется всего до 150 десятин, остальное пространство покрыто частью разным лесом и кустарниками, а более всего – каменные горы, прикрытые мхом, брусничником. Есть немало и болотистых мест. Для осушения болот монахи роют канавы, а с почвой, где только возможно, они делают прямо чудеса. Теперь на Валааме растут дубы, липы, кедры, каштаны, тополь, ягодные кустарники, вишни, яблони. По всем направлениям острова прорезаны удобные дороги. Монахи занимаются разными мастерствами: иконописным, кузнечным, слесарным, малярным, вырезывают крестики, образа, точат ложки, шьют одежду, обувь, исполняют все домашние и полевые работы, обслуживая своим трудом не только себя, но и окрестное бедное население, которое они нередко снабжают пропитанием и хозяйственными запасами.
В этом приюте тихой иноческой жизни вовсе нет хищных зверей. На островах в лесах живут только зайцы, белки, лисицы и олени. Привыкшие к мирным обитателям островов, звери здесь не дичатся человека и при встрече спокойно и без страха уступают ему дорогу. Из птиц постоянно живут вороны, дятлы, синицы и воробьи; на лето прилетают журавли, филины, ястреба, кукушки, гагары, чайки, утки, жаворонки, чижи, пара-две орлов, в последние годы стали прилетать горлицы и соловьи.
Слава В. монастыря, как обители строгой и трудовой монашеской жизни, установилась и остаётся прочною более ста лет. Валаам называют иногда русским Афоном.
Известность Валаамской обители распространилась далеко за пределы России. Ежегодно летом обитель принимает массу паломников, число которых в некоторые сроки, например, ко дню памяти свв. Сергия и Германа (28 июня) или Успения Богоматери доходит до 4.000 человек. Среди своих паломников монастырь видел не раз Петра Великого, в 1819 году приезжал на Валаам император Александр I, в 1858 г. – Александр II. Строгий строй монашеской жизни и величественность ландшафта издавна привлекают на Валаам немало и туристов. Бывали на Валааме и многие писатели, оставившие описания своих посещений.
Хорошая брошюрка о монастыре издана комиссией по устройству народных чтений: «Валаамская обитель», Спб., изд. 2-е, 1896. К этой брошюре имеется 21 картина для волшебного фонаря. Другие сочинения о Валааме: Валаамский иеромонах, «Валаамские подвижники», Спб. 1872, 2-е изд. 1891, без имени автора; «Валаамский монастырь», Спб. 1856; «Валаамский монастырь и его святыни», с двумя рисунками, Спб. 1870; «Пустынька игумена Назария на Валааме и священные ее окрестности», с рисунками, Спб. 1890; «Валаамский монастырь», Спб. 1889; «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей», с 12 рис., Спб. 1892. Есть краткие сведения и в «Историко-статист. сведениях о Спб. епархии».
С. Рункевич