Источник

Верховский Т. А.

Верховский Тимоф. Александр., протоиерей С.-Петербургской Никольской единоверческой, что на Николаевской улице, церкви. Родился 15 января 1799 г. в селе Митино-Верховье, Солигаличского уезда, Костромской губернии, где отец его служил священником. Выучившись читать и писать, мальчик, по желанию отца, несколько зим обучал грамоте крестьянских детей своего села и в это время успел перечитать не по одному разу четь-минейные жития святых, церковную историю Георгия Кедрина, а также некоторые сочинения Тихона Воронежского. Ещё более в руках его перебывало книг на службе писца в Солигаличском духовном правлении. Конечно, это было чтение без всякой системы, но все же оно обогащало любознательного юношу довольно обширною начитанностью и полезными сведениями. На 16 году Тимофей был присоединён к поповщинскому расколу обычным у беглопоповцев чиноприемом. Дело в том, что священника Александра Верховского раскольники тогда сманили к себе служить у них попом, а отец взял с собою и сына. Это было в Стародубье, в Никольском монастыре, близ посада Клинцы. Сначала отец Тимофея занял приход в Клинцах, но, по неудовольствию на него здешних раскольников, перешёл отсюда в Рыльск. Дело в том, что сестра Тимофея вышла за муж за единоверческого священника. Раскольники, разумеется, не примирились с таким «обстоятельством», отлучили от своего общения даже и самого Тимофея, но именно это-то «обстоятельство» и послужило первым толчком к тому, чтобы последний выбрался из дебрей раскола. 22 июня 1822 года Тимофей был рукоположен во священника на вторую вакансию в тот самый единоверческий Троицкий, Черниговской губернии, монастырь, в котором первую вакансию священника занимал его зять, и устроилось это, конечно, не без услуг последнего. С места этого служения о. Тимофей ездил, по приглашению, на освящение единоверческих церквей, сначала в Москву, а затем в Петербург. В эту последнюю поездку он получил предложение перейти в Петербург. Первое служение в Петербурге о. Тимофей совершил 1 августа 1828 года. Заботы о. Тимофея по устройству прихода на месте нового своего служения обратили на него внимание обер-прокурора синода графа Протасова, а через последнего единоверческий священник стал известен лично и государю Николаю Павловичу. В мае 1845 года, проездом из Киева, государь заехал в посад Добрянку, в Стародубье, населённый раскольниками. Жители поднесли ему хлеб-соль; но государь хлеба-соли не принял, грозно сказав, что он не желает принимать приношения от тех, кто не ходит в православную церковь; затем государь обещал выстроить добрянцам церковь, и если они будут ходить в неё, то – принять и хлеб-соль от них. Меры к постройке церкви, действительно, были приняты правительством немедленно, по возвращении государя в Петербург, но, чтобы раскольники «не имели чем укорить за неё», для этого, по воле государя, в Добрянку был послан о. Тимофей, чтобы он, как человек в этом деле понимающий, присмотрел за устройством церкви. Им же, о. Верховским, церковь была освящена, и государь всем остался доволен, когда снова посетил Добрянку. После этого о. Тимофей был оставлен в Стародубье уже с более широкою целью – распространения и утверждения единоверия в пределах стародубских вообще. Миссия эта продолжалась до 1848 года, причём два раза о. Тимофей приезжал с докладами в Петербург. Всего за это время в Стародубье было открыто восемь единоверческих приходов и, кроме того, обращён в единоверческий один раскольнический монастырь. О своей деятельности в Стародубье о. Тимофей оставил подробные записки, в трёх частях, под заглавием «Стародубье», изданные в 1874 г. в приложении к Казанскому журналу «Православный Собеседник». Затем, в 1877 году о. Тимофей издал в Петербурге записки вообще о своей жизни, под заглавием: «Тимофей Александрович Верховский», в которых и свои стародубские командировки описал ещё более подробно. Кроме того, есть оттиск из журнала «Православное Обозрение» за 1867 год – под заглавием «Искание старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства» – сочинение того же о. Тимофея Верховского, заключающее в себе немало документов, касательно начала единоверия в Стародубье. Как видно из предисловия к этому сочинению, о. Тимофей Верховский принадлежал к числу тех представителей единоверия, которые желали бы иметь для единоверцев особого епископа, в духе известного проекта стародубского инока Никодима, видя в этом «единственно верный способ к воссоединению всех старообрядцев с православною церковью».

П. Смирнов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle