Источник

Вейсс Бернард

Вейсс Бернард (Weiss Bernhard) является виднейшим новозаветным библеистом нашего времени. Сын заслуженного и достопочтенного пастора Георга Бернарда В., он родился 20-го июня 1827 г. в Кенигсберге и воспитывался там же, в Галле и Берлине, но особенное влияние имел на него известный профессор систематического богословия Ис. Авг. Дорнер (скончавшийся 4-го июня 1884 г.). В родном городе Б. В. и начал свою научно-педагогическую деятельность в 1852 г. сначала приват-доцентом, но через 5 лет достиг звания экстраординарного профессора, а в 1863 г. приглашён в Киль на кафедру Нового Завета, каковую с 1877 г. и доселе занимает в берлинском университете. Не чужд Б. В. и практической деятельности: уже в Кенигсберге он был усердным пастором, всегда интересовался и много занимался вопросами «внутренней миссии» и с 1880 г. состоит экспертом советником (vortragender Rath) при министерстве народного просвещения касательно богословского образования, которое много обязано своим прочным и независимым положением его энергии и просвещённости. В 1894 г. Б. В. удостоен от императора Вильгельма II редкого отличия в награждении званием «действ. обер-секретаря консистории». Свою богословскую программу Б. В. с отчетливостью наметил ещё в 1852 г. (в Deutsches Zeitshchr. für hristl. Wissensch. u. christl. Leben, стр. 303 сл.), выдвинув наперёд задачи библейско-богословские, причем определение разных новозаветных типов должно связываться с выяснением их исторического развития Biblische Dogmenge­schichte) и внутреннего единства Bib­lische Dogmatik), а основою для сего полагается самый точный и всесторонний экзегезис. Б. В. остался верен этой программе и обогатил науку многими ценными трудами. В 1855 и 1859 гг. он издал монографию об учении свв. апп. Петра и Иоанна, а затем сосредоточился на «синоптическом вопросе» и пришёл к тому решению, что Марк является комбинацию первоначальных «логий» (упоминаемых у Папия иерап.) и воспоминаний Петровых, первый же теперешний и третий Евангелисты возникли (литературно) при помощи второго с привлечением новых материалов из «логий» и других источников. Специально экзегетические работы Б. В. вошли в серию Мейера, и здесь мы имеем от него толкования евангелий Матфея (9-е изд.), Марка и Луки (9-е изд. при участии сына Иогана) и Иоанна (8-е изд.), посланий к римлянам (9-е изд.), Тимофею и Титу (6-е изд.), к Евреям (6-е изд.) и посланий Иоанновых (6-е изд.). В 1882 г. выпущена «Жизнь И. Христа», богатая многими важными наблюдениями и не признанная оригинальною только потому, что созидается на чисто исторической почве и утверждает историческую достоверность. С 1886 г. мы пользуемся от Б. В. обстоятельным введением в Н. 3. (3-е изд. 1897 г.), где удачно обобщается богатейший материал при трезвом его освещении, поскольку сомнение в подлинности допускается лишь для 2-го послания Петрова. Библейско-богословские воззрения в целостной системе отлично представлены в особом «Учебнике библейского богословия Н. 3.» (6-е изд. 1896 г.). Специально в текстуально-критическом отношении Б. В. обработал весь Новый Завет; тут автор защищает исключительную важность древних унциальных манускриптов, хотя не признает особенных преимуществ кэмбриджского кодекса Безы (Б) в духе теории Блясса. По своим догматически-богословским созерцаниям Б. В. является умеренно консервативным, не разделяет мертвенности стереотипного ортодоксализма и протестует против всякой критической разрушительности, почему и не создал «своей школы». Зато достигнуто более важное, что в многочисленных сочинениях Б. В. вполне осуществлена научно-плодотворная задача, прекрасно формулированная в предисловии к первому изданию Введения, что главнейший его интерес по отношению к Нов. Зав. не критический и не апологетический, а действительное введение в живое историческое разумение Св. Писания.

Н. Г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle