Василий Македонянин
Василий Македонянин – основатель так. наз. македонской династии Византийской империи (867 – 886), – своим госуд. талантом, своею бережливостью и покровительством наукам и литературе, как и личною литерат. деятельностью, – приобрёл себе почётное имя в потомстве и нашёл высшую себе оценку со стороны его биографа и внука Константина VII Порфирородного. Ему принадлежит честь пересмотра старого Юстинианова законодательства, обширные тома которого вследствие вариантов и перемены в жизни и нравах перестали служить прямой основой правосудия. Труд предстоял огромный, и в качестве подготовки к нему был издан (между 870 и 978 гг.) Πρόχειρον, руководство, содержащее в себе переводы Юстинианова права, новеллы и извлечения из них, а также Эклогу Льва Исаврянина (впервые издано было в Гейдельберге 1837 г.). На нем основывается изданный впоследствии Львом Великим свод, известный под названием «Базилики» (см.) или Василики. Кроме этой законодательной деятельности, особенно замечательны его поучения своему сыну Льву об искусстве управления. Тут он в образец ему ставит своё собственное правление. Некоторые положения этих поучений обнаруживают в авторе человека с большим практическим умом и высоким умственным дарованием, равно как и с серьёзным нравственным закалом. В основу поучений положена мысль, что император тогда только может быть истинным правителем, если он всех своих подданных превосходит добродетелями. В 14-й главе (всего 66) читаем золотое правило: «Если ты хочешь испытать на себе благость и милость Божию, то будь добр и милостив к своим подданным, потому что хотя ты и избран для того, чтобы господствовать над другими, все же ты только раб. Все мы имеем единого Господа, воля Которого управляет всем. Мы все одинакового происхождения и сделаны из одной и той же земли; но все-таки мы видим, как иногда рука, полная праха, возвышается над другими прахами. Ты, сын мой, будучи рукой, полной праха, которую ветер поднял несколько выше других, помни, что тебе придётся опять ниспасть на пол, хотя ты теперь и носишься над ним. Если не будешь забывать этого, то никогда не будешь презирать и того праха, который лежит под твоими ногами». В последнее время открыто было и «второе увещание», составленное в том же духе. Первое из них издавалось в Париже 1584 и 1637 г., Базеле 1633 г., Геттингене 1674 г. и др. Не без основания делают догадку, что эти «поучения» составлены не без участия патр. Фотия. – См. Базилики, Византия, Каноническое право.