Источник

Василий Селевкийский

Василий Селевкийский (в Исаврии) был хиротонисан во епископа этого города между 432 и 447 и присутствовал при состоявшемся в Константинополе соборе (448), где свидетельствовал и спорил против Евтихия, как сам, так и его диакон Афанасий. «Если ты, – говорил Василий против еретика, – не признаешь соединения двух естеств, то ты принимаешь смешение и слияние естеств». Затем он подавал голос, вместе с Флавианом Константинопольским и остальными присутствовавшими епископами, против Евтихия и порвал с ним всякое общение. В следующем году однако Василий появляется на «разбойничьем» соборе в Ефесе, где видоизменил приписываемые ему в актах выражения и подавал голос за Евтихия против Флавиана. Эту измену православной вере он старался оправдать на Халкидонском соборе (451) ссылкою на употреблённое Диоскором насилие. Последний употреблял по отношению к присутствующим всякие меры насилия не только словами, но и с помощью людей, которых он расставил вне и внутри церкви. Хотя Василий теперь громко и торжественно исповедовал два естества во Христе, однако на Халкидонском соборе поднят был вопрос о лишении его епископского достоинства. Окончательное решение касательно его и четырёх других епископов, оказавшихся в таком же положении, повергнуто было на усмотрение императора. Император предоставил решение дела собору, и так как собор громогласно высказался за принятие Василия, то он, вместе с другими епископами, немедленно занял место среди православных епископов. Таким образом, Василий был восстановлен в своём достоинстве и возвратился в свою епархию, которою он и управлял до самой смерти, последовавшей в 460 г. Приписываемые этому Василию творения напечатаны у Миня, Patr. Graec. 85, 1–618. Творения эти следующие: 1) 40 речей по различным предметам Ветхого и Нового Завета; 15 из этих речей были приписаны ему уже Фотием; о подлинности других, за исключением 38-й, 39-й и ещё, присоединённой Минем, 41-й, не возбуждается никакого сомнения; 2) обращённое к императору Льву послание, которое сохранилось только на латинском языке и присоединено к актам Халкидонского собора; 3) две книги о жизни и чудесах св. Фёклы. В своих речах он обнаруживает значительную зависимость от творений Златоуста, а историю св. Фёклы изложил даже в стихах.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle