Источник

Иезуитянки

Иезуитянки (лат. Jesnitissae), разные женские общества, так или иначе соприкосновенные к ордену иезуитов 1) Наиболее важным был женский католический союз, основанный в 1609 г. в С.-Омере (на самом севере Франции) двумя англичанками Мариею Уорд (Ward) п Туиттией. Применяя к себе все правила иезуитского ордена, иезуитянки давали обет целомудрия, бедности и послушания, по не жили в монастырях; имели право проповедовать в церквах, а ближайшею целью ставили воспитание юношества. В 1630 г. папа Урбан VIII своею буллой закрыл эту общину иезуитянок. Существующее поныне в Англии, Австрии и Баварии общество «английских девушек» не может формально считаться продолжением союза иезуитянок, хотя и называет своею основательницей упомянутую Марию Уорд, так как еще в 1749 г. папа Бенедикт XIV категорически высказался против всякого восстановления общины иезуитянок. – 2) Но уже при жизни Игнатия Лойолы одна знатная испанка – вдова Изабелла Розель. (Roser, Rozel, de Rosella) из Барцелоны, направленная им на путь христианской деятельности, в 1543 г. вместе с другими двумя матронами явилась в Рим, где начала добиваться основания женской общины, подчиненной главе иезуитского ордена. Лойола, видя в этом для себя великое отягощение, всячески отклонял подобные предложения, но дамы обнаружили необыкновенную настойчивость и постарались заручиться благоволением влиятельных кардиналов (для чего образованная Изабелла даже принимала участие в богословских диспутах). Такими посредствами цель была достигнута, ибо папа Павел III повелел, чтобы новый женский союз был взят Лойолою под руководство в качестве принадлежащего к иезуитскому ордену; однако эти духовные дочери якобы в несколько дней причинили своему отцу больше хлопот и дела, чем управление этим орденом, – и Лойола умолил Павла III в 1546 г. отменить свой приказ, а сам (1 октября сего года) дипломатически писал Изабелле, что освобождает ее от обета послушания себе и предоставляет почетное звание матери. Этот опыт, очевидно, был столь тягостен, что папа Павел своим бреве, Licet debitum от 18 октября 1549 г. дал всегдашнюю привилегию иезуитам, что их ордену никогда не будет поручаться руководство монахинями и вообще подобными женскими учреждениями, хотя с некоторым правом все же можно считать женскою ветвью иезуитского ордена дам сердца Иисусова или веры Иисусовой. – 3) Первоначально назывались иезуитянками члены ордена дщерей-монахинь Приснодевы Марии, основанного знатною вдовой Иоанной, маркизой Мондрера (урожденной Лестонак), и утвержденного бреве папы Павла V от 7 апреля 1607 г. Члены этого ордена, имевшего целью христианское воспитание и обучение женского юношества, сначала применяли к себе правила Игнатия Лойолы, но потом примкнули к бенедиктинскому, ордену, усвоив и его одежду. См. L’аЬЬé R. Couzard, La Bienheureuse Jeanne de Lestunac (1556–1640), 2-me ed., Pfris 1904, в серии Les Saints: collection publié sous la direction de M. Henry Jоlу.)

А. В. П-в.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle